Светлана Волобуева
Конспект занятия по познавательно-экспериментальной деятельности «Путешествие в научную лабораторию. Свойства соли»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель : изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.
Воспитательные задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности
Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
Публикация «Конспект занятия по познавательно-экспериментальной деятельности „Путешествие в научную лабораторию, Свойства соли“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.
Предварительная работа.
Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»
Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».
Оборудование: тарелочки с солью, увеличительные стекла, сырые куриные яйца, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки.
Ход занятия:
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнёмся,
подмигнём и к гостям здороваться пойдём!
Давайте с ними поздороваемся, и прикоснёмся ладошками к их ладошкам. У гостей ладошки теплые? Наши гости добрые, и они поделились своим теплом с нами.
Ну, а теперь 1, 2, 3, 4, 5 – пора занятие начинать!
Ой, ребята, я же самое главное забыла вам сказать! Я сегодня утром, услышала разговор повара…
-А вы знаете, кто такие повара? (ответы детей)
- Наш повар перепутала баночки и не может найти продукт, без которого обед будет не вкусный, но я ее успокоила и сказала, что дети нашей группы обязательно разберутся в этом вопросе.
- Поможем повару? (ответы детей)
-Ребята послушайте и отгадайте загадки, что же находится в баночках:
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)
«Что же это за песочек, сладок с ним у нас чаёк, в каждой кухне проживает, всем хозяйкам угождает? (сахар) (ответы детей)
- Посмотрите внимательно, какого цвета сахар и соль? (ответы детей)
-Одинаковый?
Вот поэтому и перепутали повара баночки.
А как же нам всё-таки определить, где соль, а где сахар? (ответы детей)
Давайте попробуем на вкус.
Отличается ли соль от сахара по вкусу? (ответы детей)
Итак, мы определили, что в одной баночке соль, а в другой сахар.
А чтобы повара больше их не перепутали, мы наклеим картинки на банки с изображение соли и сахара. Вот теперь повара смогут приготовить вкусный обед.
-А вы хотели бы узнать о соли ещё много интересного (ответы детей)
Тогда я предлагаю нам отправиться в научную лабораторию?
А кто знает, что такое лаборатория?
(Ответы детей)
Воспитатель:
- Правильно, это там, где ученые высказывают свои предположения и проводят опыты.
Итак, отправляемся, встали друг за другом, положили ручки друг другу на плечики, закрыли глазки и отправляемся я в путь. (под волшебную музыку отправляются)
Воспитатель:
- Вот мы и пришли. Останавливаемся и открываем глазки. Мы с вами оказались лаборатории. Давайте, как настоящие ученые наденем с вами шапочки (надеваем шапочки).
Аудиозапись: «Внимание! Аудитория! Говорит лаборатория! Здесь мы дружим с дисциплиной, чтобы лучше думать было. Поздравляю вас с прибытием, делайте свои открытия!»
Воспитатель: лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о соли как настоящие ученые-исследователи.
Для чего нужна соль? (Соль необходима для жизни и здоровья человека)
. Где люди используют соль? (её используют для приготовления пищи)
. Для кого ещё соль нужна в природе? (соль нужна для животных)
- А теперь послушайте, я вам рассказу немного о соли
Соль- это природное вещество. Она бывает разной и её используют в пище. Соль просто необходима человеку. На кухне соль можно использовать в качестве приправы к различным блюдам.
Соль нужна не только людям, но и животным, но только в небольших количествах.
- Как вы думаете ребята? Соль полезна или вредна? (соль полезна)
- Конечно полезна, так как соль содержит минеральное вещество- ЙОД
Интересно здесь бывает
Постарайтесь все понять
Много нужно здесь узнать
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Возьмите тарелочки с солью, давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её (без запаха).
Насыпьте немного соли в тарелочку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит соль, какая (сыпучая, рассыпчатая).
Давайте мы её рассмотрим
- Если мы с вами посмотрим на соль.
Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)
Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.
Рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль? (зернышки, кристаллы, крупинки).
Воспитатель: Какой вывод делаем? (соль состоит из маленьких кристаллов.)
- А теперь продолжим изучать свойства соли.
Возьмите ложечку и капните на соль. Что произошло? (соль впитала воду). А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (соли много, воды мало).
- Про соль говорят: «В воде родится, а воды боится».
- А так ли это, действительно ли соль боится воды, сейчас мы докажем.
опыт № 2: «Соль растворяется в воде».
Воспитатель: У вас на столах стоят стаканы с водой. А теперь возьмите ложку соли, добавьте в стакан с водой, размешайте,
Что произошло с солью? (Соль растворилась)
Воспитатель: Значит, какой можно сделать вывод? (соль растворяется в воде)
- Молодцы.
- Поэтому и в пословице говорится, что СОЛЬ-воды боится.
Физкультминутка: «Фиксики-трыц-дрыц!»
опыт № 3: «Раскрашивание соли».
(У каждого ребенка разный цвет краски)
Воспитатель: У вас на столах у всех находится разноцветная краска.
Возьмем кисточку, наберем на неё краску и соединим с солью
. Что с ней произошло? (она закрасилась)
Воспитатель: Какой вывод можно сделать? (соль закрасилась)
- А теперь смойте кисточку водой положите на подставку
Воспитатель: Конечно же, соль можно раскрашивать в разные цвета при помощи краски.
Опыт 3: «Плавающее яйцо».
Воспитатель: А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).
Поможет нам в этом обычное яйцо. Возьмите яйцо и опустите его в стакан с солёной водой. Что вы видите? (Яйцо не тонет).
А теперь возьмите другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на разносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).
Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет, значит, в солёной воде легче плавать).
А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Доскажи словечко»
-соль белого …. цвета.
-соль не имеет …запаха.
-соль на вкус…. Соленая.
-если надуть на соль, то частички соли разлетаются, значит соль-…. сыпучая
-соль в воде…растворяется, но не … .испаряется.
-соль делает воду…плотнее.
Игра «Соль полезна для того, чтобы ….» (с мешочком в ней соль, передавать и говорить)
1. Чтобы консервировать овощи
2. Чтобы использовать в медицине
3. Чтобы посалить суп
4. Чтобы посыпать дорожки зимой
5. Чтобы добавить в жаренную картошку
6. Чтобы посалить салат
7. Чтобы засолить грибы
Ребята мы с вами проводили наблюдения, опыты с солью и многое узнали о ней. Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали и поэтому я хочу показать вам один фокус. Беру два стакана с одинаковым количеством воды и развожу в первом стакане две ложки соли, а во втором пять (количество соли зависит от объема воды в стаканах) добавляю в стаканы краску (желательно в один темный цвет, а в другой светлый) и аккуратно переливаю стакан с малым количеством соли, в стакан с большим количеством соли. Более крутой раствор останется внизу, а слабый раствор останется сверху. Самое главное не перемешать краски.
- Ребята Благодаря исследовательской деятельности, мы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт. Но и интересный материал для опытов и творчества.
В-ль: А сейчас нам пора возвращаться в детский сад, закрываем глазки, руки ложим друг другу на плечи, закрыли глазки и отправились в путь.
Воспитатель: Дети, где мы сегодня были?
Что там делали?
Какие опыты проводили?
Что вам больше всего понравилось?
(ответы детей)
Воспитатель: Молодцы ребята!