Мария Фролова
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Объединения «Юные исследователи» ДОУ №25 г. Дубна
Конспект занятия по экспериментальной деятельности
"Свойства воздуха"
Цель: дать представление о том, что воздух обладает свойствами, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха
Задачи:
• Формировать у детей познавательный интерес
• Обобщить ранее полученные знания
Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности „Свойства воздуха“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
• Учить работать в коллективе
• Развивать наблюдательность, мыслительную деятельность
Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, исследования, опыты.
Оборудование:
• Фартуки и шапочки
• Тазики с водой
• Стаканчики
• Трубочки для коктейля
• Бутылочки с трубочкой
• Кораблики из пенопласта с бумажными парусами
• Листы бумаги
• Целофановые пакеты
• Корки апельсина
• Чеснок
• Воздушные шары
• Мультимедийное оборудование
• Музыка
Ход занятия
Воспитатель: - Дети, давайте возьмемся за руки, чтобы создать хорошее настроение.
Игра: «Приветствие»
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй вольный ветерок,
Здравствуй маленький дубок,
Мы живем в одном краю,
Я вас всех приветствую!
Воспитатель: Ребята к нам сегодня прилетели два воздушных шарика. Какие они? Правильно, один веселый, толстый, а другой бледный, худой и грустный. Посмотрите, к веселому шарику прикреплено письмо. Прочитаем?
Воспитатель читает письмо:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем.
Дети: Воздух
Воспитатель: Правильно воздух. Ребята, а как вы думаете, почему второй шарик худой и грустный?
Дети: потому что в нем нет воздуха, он сдулся.
Воспитатель: А что же такое воздух?
Дети: Вся наша планета окутана воздушным покрывалом. Воздух – везде : на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас.
Воспитатель: Сегодня я хочу вам предложить провести опыты, и узнать какие, же свойства есть у воздуха. А где же проводят такие опыты?
Дети: в лаборатории
Воспитатель: правильно, но чтобы зайти в лабораторию нам нужно надеть фартуки и шапочки.
Одеваем спецодежду и заходим в лабораторию.
Воспитатель: Прежде чем приступить к исследованию, давайте немножко отдохнем.
Физ. минутка: «А теперь все по порядку дружно встали на зарядку».
А теперь все по прядку дружно встали на зарядку,
Руки в сторону согнули
Вверх подняли, помахали
Дружно присели пяточки задели
На носочки поднялись
А теперь пойдем, пойдем
В лабораторию придем.
Воспитатель: Скажите, вы видите воздух?
Дети: нет, не видим.
Воспитатель: Давайте положим руку себе на грудную клетку и сделаем вдох, выдох. Что мы видим, наша грудная клетка поднимается и опускается. А теперь давайте попробуем задержать воздух : вдохнем, а выдыхать не будем. Мы можем сделать вывод: что не можем жить без воздуха.
Воспитатель: я вам предлагаю, поймать воздух. Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, воздух прозрачный. А как вы думаете, у воздуха есть запах?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте откроем пакет и понюхаем.
Дети: У воздуха нет запаха.
Воспитатель: Воздух действительно не имеет запаха.
Воспитатель: Сейчас я вам раздам апельсиновые корки, помните их. Что вы чувствуете?
Дети: Пахнет апельсином
Воспитатель: Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка издает такой запах?
Дети: Этот запах издает апельсиновая корка.
Воспитатель: А теперь закройте глаза и попробуйте отгадать, чем пахнет?
Воспитатель дает детям понюхать дольку чеснока.
Дети: Пахнет чесноком.
Воспитатель: Как вы поняли, что пахнет чесноком?
Дети: Запах дошел до нас по воздуху.
Воспитатель: Значит, запах передается по воздуху.
Переходим к столу с тазиками с водой и стаканами.
Воспитатель: Давайте с вами возьмем лист бумаги, скомкаем его и сильно затолкаем его в стакан. Перевернем стакан отверстием вниз и аккуратно опустим в воду на самое дно. Вода полностью закрыла стакан. Аккуратно вынимаем его из воды. Почему же бумага осталась сухой?
Дети: Потому что в стакане воздух, он не пускает воду.
Воспитатель: Это можно увидеть. Опять таким же образом опускаем стакан на дно кастрюли и медленно наклоняем его. Воздух вылетает из стакана пузырем.
Стакан только кажется пустым, на самом деле – в нем воздух. Воздух невидимый.
Воспитатель: давайте возьмем трубочки и подуем в воду. Что вы видите?
Дети: Выходят пузыри. Это воздух выходит.
Воспитатель: Правильно, значит, делаем еще один вывод, что воздух легче воды.
Воспитатель: Пойдемте за мной. Смотрите, что у нас на этом столе? Подходим к столу с бутылками с трубочками, в которых мелкие бумажки. Дети что это?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте возьмем бутылки и подуем в них. Что происходит?
Дети: Бумажки в бутылке летают.
Воспитатель: Правильно. Это движение воздуха. Отгадайте загадку: Без рук, без ног, а ворота открывает.
Ответы детей. Ветер
Воспитатель: Правильно. А теперь, давайте поиграем.
Физкультминутка «Ветер»
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте)
Там немного отдохнём. (Дети садятся)
Воспитатель: А как вы думаете, ветер умеет работать?
Ответы детей: Ветер надувает паруса кораблей, сушит белье, кружит мельницы.
Показ слайдов.
Воспитатель: Ребята, а всегда ли работа ветра полезна?
Показ фильма о штормах и ураганах.
Воспитатель: Вот, видите, сильный ветер может наделать много бед: разрушить дома, сломать деревья, перевернуть корабли.
Воспитатель: Ребята у меня для вас есть сюрприз.
Раздает кораблики, и дети запускают их в воду.
Воспитатель: Почему же наши кораблики не плывут? Что мы с вами можем сделать, чтобы кораблики поплыли?
Ответы детей: Нужно подуть на них
Воспитатель: Правильно, корабли в движение приводит воздух. Попробуйте вдохнуть побольше воздуха и сильнее подуть на кораблик.
Дети выполняют
Воспитатель: Дети, мы с вами сегодня много узнали о воздухе. Давайте вспомним, какой воздух? Бесцветный; прозрачный; невидимый; не имеет запаха, но передает его; воздух легче воды; он нужен для жизни всем существам.
Молодцы, а у меня для вас еще один сюрприз. Воздушные шарики, давайте надуем их и поиграем.