Людмила Косых
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие капельки» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: ПУТЕШЕСТВИЕ КАПЕЛЬКИ
• уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без нее не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела и всех предметов, которые есть в помещении);
• сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода – источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека;
• прививать бережное отношение к воде;
Публикация «Занятие по познавательно-исследовательской деятельности „Путешествие капельки“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Подготовительная группа
- Темочки
• активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
Оборудование: капли воды, изготовленные из бумаги, пластилин, стеки, три емкости для опыта, воронка, плакат с изображением факторов, подтверждающих необходимость воды на Земле, человечеству.
Этапы Методы и приемы Содержание Комментарий
Деятельность воспитателя Деятельность детей
Введение в тему. Частично-поисковый метод. Активизация детей художественным словом.
Загадывание загадки о воде (с использованием проектора).
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимает грязь с лица и рук?
Без чего, не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без…
воды. Я поставила перед собой цель заинтересовать детей применяя частично-поисковый метод. Используя художественное слово – стихотворный текст, - загадку, которые активизировали восприятие детей.
II. Игровая ситуация.
Метод оживления детских эмоций и активизация восприятия с помощью литературного образа В группу входит девочка в ободке капельки.
Воспитатель. Ребята, кто это к нам пришел? Ты кто?
Капелька. Я капелька.
Воспитатель. А как тебя зовут?
Капелька. Меня зовут Капитошка.
Воспитатель. А зачем ты к нам пришла?
Капелька. Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе.
Воспитатель. Ребята, давайте покажем Капитошке, где живут сестрички-капельки, что они у нас делают и какую приносят пользу.
На втором этапе метод оживления детских эмоций проходил через диалог с литературным образом. Использование данного метода способствовало развитию компонентов восприятия – эмоциональной отзывчивости
III. Путешествие-поиск капелек по группе.
Групповая форма работы.
Под весёлую ритмичную музыку, дети ходят по группе.
Прием активизации творческого воображения.
Уточнение и обогащение словарного запаса.
Прием предметных ассоциаций
В у г о л к е п р и р о д ы: возле растений.
А где здесь вы видите капелек?
У а к в а р и у м а.
Какая чистая вода в аквариуме. Это вы, ребята, хорошо ухаживаете за рыбками, чистите аквариум, меняете воду, следите, чтобы рыбкам было в нем уютно.
О к о л о м о й к и в п о д с о б н о м п о м е щ е н и и.
В и г р о в о м у г о л к е.
В т у а л е т н о й к о м н а т е.
У с т о л а, н а к о т о р о м с т о и т г р а ф и н с в о д о й.
Вот, Капитошка, сколько в нашей группе сестричек-капелек живет, которые приносят нам большую пользу.
Дети делятся на группы. Выбирается консультант, который в дальнейшем комментирует место нахождения и применения вода.
Дети идут по группе, делают остановки.
Выводы детей
Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут – им нужна вода. (Приклеивают маленькую капельку.)
Рыбки живут в воде, без нее они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать. (Приклеивают капельку.)
Помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убирать в группе. (Приклеивают капельку.)
Вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Приклеивают капельку.)
Вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования. (Приклеивают капельку.)
Вода нужна, чтобы мы могли ее пить. (Приклеивают капельку.)
Дети садятся на места.
На следующем этапе многие дети продемонстрировали достаточный для своего возраста уровень развития компонента восприятия:
возникновения ассоциаций. Дети самостоятельно приклеивали капельки к предметам, где находится вода, но у некоторых детей чувствовалась скованность в движении, неуверенность в своих действиях.
IV. Экспериментальная деятельность «Как воду сделать чистой».
Вода из большой реки течет по специальным трубам и попадает к нам в детский сад и в ваши дома – эти трубы называются водопроводными. Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить ее зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.
Ребята, теперь посмотрите: перед вами две емкости с водой.
Как вы думаете, вода в них одинаковая?
Ребята, а какую воду вы хотели бы выпить – эту или эту?
А почему?
Давайте все вместе попробуем очистить грязную воду.
Для этого возьмем эту воронку, вложим в нее листок специальной бумаги и начнем пропускать грязную воду через эту воронку. Посмотрите, что у нас получается.
А что стало с нашей бумагой?
Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки?
(показывает пластиковую заготовку к панно).
У меня есть маленькая речка с чистой водой, но чего-то в ней не хватает. Можете сказать, чего?
Давайте с вами слепим рыбок для этой речки. Но сначала сделаем гимнастику для пальчиков.
Выводы детей
Нет! В одной емкости вода чистая, а в другой – грязная.
Вот эту.
Потому, что здесь вода чистая, а в этом кувшине – грязная. Воду нужно пить чистую.
Вода стала чистой
Она стала грязной.
В чистой.
Не хватает рыбок.
Физкультминутка
Пальчиковая гимнастика «Дождик», под звуковые эффекты «Шум дождя». Дождик капнул на лошадку
На цветы
И на дорожку
Льется, льется – ой-ей-ей!
Побежали мы домой
правой рукой дети касаются левой
выполняют круговое движение правой рукой
обе руки перед собой
Покачивание головы.
Бег на месте На этом этапе я применяла здоровье-сберегающие технологии («Пальчиковую гимнастику»).
V. Изобразительная деятельность Лепка панно «Рыбки в реке»
Дифференцированная работа
Группа А – высокий уровень развития.
Группа Б – средний уровень развития
На столах наборы для лепки.
Ребята, что это за палочки у вас на столе?
Зачем они вам нужны?
Что мы делаем с пластилином?
Зачем?
Посмотрите, какая у нас получилась речка, сколько в ней рыбок, они такие красивые. Вот в такой воде рыбкам будет приятно, хорошо плавать.
Ребята, вы молодцы, очень хорошо занимались, правильно отвечали на вопросы, слепили красивых рыбок. Давайте с вами еще раз скажем Капитошке, где же у нас живут сестрички-капельки.
Это стеки.
Мы отрезаем пластилин и прорисовываем детали
Мы его разминаем
Чтобы он был мягким и из него было легко лепить.
«А» - лепят рыбок с речным дном.
«Б» - лепят рыбок и распределяют их по реке.
Рассказы детей. Владеют основными техническими навыками, изученными видов лепки. Передают сходство с реальными объектами, обогащая образ выразительными деталями, цветом, расположением.
Применяя дифференцированный подход я могу сделать вывод, что сильному ребенку не скучно на занятии, а у средних детей выражается желание к самоутверждению.
VI. Итог занятия Заключительная беседа.
Активизация внимания детей образным словом о воде.
Выразительное исполнение стихотворения о воде.
Ключевой вопрос:
– Где нужна вода?
Метод оживления детских эмоций и активизация восприятия с помощью литературного образа
Релаксация Воспитатель показывает плакат с изображением, для чего и где нужна вода (с использованием проектора).
Где нужна вода?
Молодцы! А теперь послушаем стихотворение.
Капитошка.
Без меня вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Вы меня в пруду найдете
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда
Наша спутница – вода!
Капитошка. Ребята, спасибо вам за то, что вы так хорошо знаете моих сестричек-капелек. Я дарю вам на память о себе волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.
Вешает каждому ребенку капельку.
Спасибо тебе, Капитошка, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу на занятии
Ответы детей.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Подводя итоги занятия, я добивалась от детей осознанного понимания о пользе воды и бережном к ней отношении.
Метод оживления детских эмоций проходил через прослушивание стихотворения.
Приложение.