Наталья Хи
Занятие по пожарной безопасности в старшей группе: «Огонь — друг или враг?»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по пожарной безопасности в старшей группе:
«Огонь - друг или враг?»
[/b]
Цель:показать роль огня в жизни человека как положительную, так и отрицательную.
Задачи:
Публикация «Занятие по пожарной безопасности в старшей группе: „Огонь — друг или враг?“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Образовательная: познакомить детей с легендой о боге огня – Прометее; формировать знания о правилах пожарной безопасности. Закрепить знание номера пожарной службы 01. Показать детям, как быстро загораются предметы из разных материалов; какие средства можно использовать при тушении огня;
Развивающая: развивать познавательную, речевую активность. Обогащать активный словарь – правила пожарной безопасности, огнетушитель.
Воспитательная: Воспитывать уверенность в своих действиях.
Предварительная работа: беседы на противопожарные темы, чтение К. Чуковского «Путаница»; чтение С. Маршака «Пожар»; Л. Толстой «Пожарные собаки»; разгадывание и заучивание загадок про огонь и предметах связанных с ним; беседа «Пожар в доме»; викторина «Огонек и уголек»; д/и «Польза и вред огня», работа с родителями - консультация «Один дома»
Словарная работа: огонь, пожарный, огнетушитель, правила пожарной безопасности.
ХОД
Воспитатель:
сегодня мы узнаем много интересного. Послушайте загадку и отгадайте?
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех глядит,
Он от злости ест дрова,
Может час, а может два,
Ты рукой его не тронь,
Искусает он ладонь.
- Что это?
- Правильно,
огонь.
Вот сегодня мы с вами будем говорить об огне.
- Я хочу рассказать вам очень древнюю легенду о боге огня – Прометее.
Когда-то очень давно, люди жили на Земле и ничего у них не было, ничего не умели делать: ни дома, ни печек, ни огня и многого они не знали.
А сверху с неба на них смотрели боги и вот одному из богов, Прометею, стало жалко людей и тогда он спустился на Землю с неба к людям и принес немного огня. Дал его людям.
Стало людям жить легче. Прометей научил их поджигать огонь для того, чтобы они согрелись, чтоб было тепло, научил готовить еду на огне, научил сеять и убирать поля, строить жилища и еще многому научил людей.
- Ребята, как вы думаете, огонь друг или враг человека?
- Да, огонь является другом и врагом.
- Какую же пользу приносит людям огонь?
- Да, он может быть злым, безжалостным, уничтожать леса, поля, домашнее хозяйство и угрожает жизни людей и животных.
Воспитатель:А некоторые дети и взрослые не всегда умеют правильно обращаться с огнем и поэтому есть большая опасность для вашей жизни и вашего здоровья.
Огонь горячий, им можно обжечься.
- Сейчас мы посмотрим, как быстро загораются предметы из разных материалов. А так как наши опыты опасны, рядом мы поставим огнетушитель и ведро с водой.
Опыт 1.
Воспитатель подносит к пламени горелки полоску бумаги – она быстро загорается. Затем подносит к пламени вату – она вспыхивает мгновенно, кусок ткани – она горит. Дерево загорается медленнее, чем бумага и вата, но тоже сгорает полностью. Воспитатель подносит к огню монету – она не горит, но сильно нагревается (при опускании в стакан с водой, она шипит). Вывод. Опыт показывает, что быстрее всего загорается вата, бумага, ткань. Дерево тоже горит. Металлические предметы не горят, но представляют опасность при сильном нагревании (можно сильно обжечься). Запомните это и никогда не подносите к огню никакие предметы!
Предлагаю поиграть в игру с мячом: «Да и нет»
Лови – бросай, скорее отвечай…
- можно спичками играть? (нет)
- а петарды детям поджигать? (нет)
- при пожаре прятаться под кровать? (нет)
- не затушенный костер в лесу бросать? (нет)
- от пожара убегать? (да)
- траву сухую поджигать? (нет)
- газ без взрослых зажигать? (нет)
- утюг без взрослых включать? (нет)
- при пожаре пожарных вызывать? (да)
Молодцы! Правила пожарные не надо забывать!
Воспитатель:А теперь мы проведём второй опыт и узнаем, чем можно потушить огонь.
Опыт 2.
Воспитатель поджигает горючее в четырёх фарфоровых чашечках. Первую он заливает окрашенной водой, вторую – сладкой водой, третью засыпает песком, четвёртую накрывает тканью. Во всех чашечках огонь гаснет. Обращает внимание на комнатное растение и подводит детей к тому, что, когда нет песка, можно использовать землю из цветочного горшка.
Вывод. Опыт показывает, что при тушении огня можно использовать любую воду, а также песок, землю, плотную ткань.
Физкультминутка.
Дети, давайте превратимся в свечу. Наше тело будет играть роль свечи и поэтому останется неподвижным, а руки будут играть роль зажженного огня.
(стоя прямо, дети поднимают руки вверх соединяя ладони, образуя конус, а затем разъединяют ладони и плавно двигают ими из стороны в сторону)
Воспитатель:Чтобы огонь всегда был добрым, с ним нужно правильно обращаться. Давайте повторим правила обращения с огнем. Если случится беда – пожар, что вы должны сделать?
Дети: Вызвать пожарных.
Воспитатель:Огонь и дым со всех сторон,
Нам срочно нужен телефон,
Простые цифры набирай
И адрес точный называй.
Как это сделать? По какому номеру нужно звонить? Что сообщать еще в пожарную часть?
Дети: набрать по телефону 01. Сообщить адрес, где и что горит.
Воспитатель: Я хочу прочитать вам стихотворение Ю. Яковлева «О чем поет огонь», а вы внимательно слушайте.
Ю. Яковлев «О чем поет огонь»
О чем поет огонь,
Гуляя по поленьям?
О то, что занят он
Не только отопленьем.
Что булки он печет
И варит суп с лапшою
Что расположен к вам
Всей пламенной душою.
Бег ругани и ссор
Живет огонь в квартире.
Лишь просит об одном
Чтоб вы с ним не шутили.
Поет огонь весь день
В своем наряде алом,
А ночью спит в зале
Под черным одеялом.
Он красный свой костюм,
Ложась в постель снимает
И ветер на трубе
Всю ночь ему играет.
А утром на зоре
Его разбудят спички,
И снова он поет
И злиться по привычке.
Воспитатель: - Так о чем вас просит огонь?
- А какой вред от огня?
- Чего не надо делать, чтобы не случались пожары?
- А кто из вас знает пословицы об огне?
Помните пословицу «В одной коробке сто пожаров»
Огонь красивый лишь на вид
Беда, коль дом, иль лес горит,
С огнем шалить – себе вредить…
Хочу вас в этом убедить.
Д/игра «Чем можно потушить пожар?»
(На плакате нужно выбрать и обвести красным фломастером наиболее доступные средства тушения пожара)
ИГРА: «ХОРОШИЙ — ПЛОХОЙ ОГОНЬ»
Ребята, наш огонь хочет с вами поиграть. Давайте покажем ему, когда он бывает хорошим, а когда плохим
а) Огонь в лампочке (хороший)
б) Огонь зажег штору (плохой)
в) Огонь помогает готовить обед (хороший)
г) Огонь зажег в лесу дерево (плохой)
д) Огонь в лампочке обжег коту нос (плохой)
Люди заметили, что у огня есть враг. А вы знаете, что это?
Дети: Огонь боится воды.
Воспитатель: Огонь боится воды, поэтому ее используют при тушении пожаров. Но сегодня еще в распоряжении пожарных есть пенные огнетушители и их используют при тушении горящей нефти или бензина.
Воспитатель: у нас в детском саду тоже есть огнетушитель. Он тушит огонь пеной или специальным порошком. Вот он какой! Показывает всем огнетушитель. В огнетушителе специальный порошок. При пожаре нужно сорвать пломбу, направить шланг на огонь и нажать на рычаг. Порошок накроет горящий предмет, как несгораемым одеялом, закроет огню доступ воздуха, и огонь погаснет.
Воспитатель:А теперь проведем ещё опыт и сделаем соответствующий вывод.
Опыт 3.
Горящую свечку мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем? (Он гаснет). Почему наш огонек через некоторое время погас?
Вывод:В воздухе есть газ - кислород. Кислородом дышат люди, животные, растения и огонь. Значит, когда пожар, нужно закрыть окна, двери, чтобы не было большого доступа кислорода огню. Иначе, пожар загорится еще сильнее. Без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.
Опыт 4:
Показать детям, что есть невидимое пламя и оно тоже опасно. Поднести бумагу к пламени свечи на расстоянии нескольких сантиметров, не касаясь видимой части пламени. Через несколько секунд лист задымится, появится коричневое пятно, затем пламя.
Вывод: нельзя близко подходить к огню, можно обжечься. Нельзя близко подносит к огню предметы, они могут воспламениться и нанести вред человеку.
Воспитатель: - А теперь подведем итог:
- О чем мы сегодня говорили?
- Огонь - друг или враг человека?
- Что нужно сделать, если вы увидели огонь?
- Куда надо звонить? Что сообщить пожарным?
- От чего может произойти пожар?
- Какие правила пожарной безопасности вы запомнили?
- Крепко надо помнить о правилах пожарной безопасности. И если вы их будете всегда соблюдать, то вам не понадобятся правила тушения пожаров, но и их забывать нельзя.