Оксана Геннадьевна Коропниченко
Экспериментальная деятельность в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Экспериментирование в подготовительной группе детского сада является важным этапом познавательной деятельности, который наиболее эффективно осуществляется в возрасте 6-7 лет. В этот период исследовательская активность детей проявляется естественным образом, хотя зачастую и бессистемно. Специально организованные занятия по экспериментированию помогут расширить представления детей об окружающем мире и пробудить интерес к новым явлениям, с которыми они могут не сталкиваться в повседневной жизни.
В этом контексте педагог выступает не как авторитарный источник знаний, а как партнер, совместно исследующий и познающий с детьми. Основная цель таких занятий – помочь ребенку:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Подготовительная группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
выбрать объект для исследования;
определить метод исследования;
собрать полную информацию.
Эти задачи находятся в зоне ближайшего развития ребенка, что означает, что он не может справиться с ними самостоятельно. Экспериментирование в детских садах в соответствии с ФГОС – это активно развивающееся направление, в рамках которого разрабатываются и тестируются новые методики. Воспитатели создают собственные программы занятий, основываясь на общих целях и задачах.
Цели и задачи
Экспериментирование в подготовительной группе является важной частью познавательной работы и имеет значительное значение. Дети в подготовительной группе – это предшкольники, которые находятся в детском саду последний год, и навыки, полученные здесь, станут основой для их дальнейшего обучения. Основные цели детского экспериментирования в ДОУ включают:
создание условий для формирования целостного восприятия мира и окружающих явлений;
развитие эмоционально-ценностной сферы личности;
обогащение словарного запаса и общего уровня знаний;
совершенствование коммуникативных навыков и способности к сотрудничеству с другими детьми и педагогом.
Успешность реализации этих целей зависит от системного подхода к процессу познания и эффективного взаимодействия между детьми и взрослыми.
Ожидаемые результаты
Каждая деятельность, включая детское экспериментирование в ДОУ, имеет свои цели и ожидаемые результаты. Воспитатели стремятся достичь следующих итогов: у детей улучшается речь, увеличивается активный словарный запас, повышается ценность окружающего мира и природы, так как взаимодействие с живыми объектами помогает детям понимать потребности растений и животных. Работая в команде, дети учатся эффективно общаться, разделяя обязанности и объединяя усилия для достижения общего результата. Восприятие мира у юных экспериментаторов становится более целостным, что способствует более объективной оценке окружающей действительности и поможет им в будущем.
Вода и ее свойства
Эксперимент «Запах воды»
Предложите детям два стакана с водой: один с чистой водой, а другой – с каплей валерианы. Дети заметят, что вода начинает пахнуть тем веществом, которое добавлено.
Эксперимент «Защитные свойства снега»
Поместите баночки с одинаковым количеством воды в три разных места: а) на поверхности сугроба, б) зарытые неглубоко в снег, в) зарытые глубоко в снег. Наблюдайте за состоянием воды в баночках и сделайте выводы о том, как снег защищает корни растений от замерзания.
Эксперимент «Лед легче воды»
Опустите кусочек льда в стакан, наполненный водой до краев. Лед растает, но вода не выльется за край. Вывод: вода, образовавшаяся из льда, занимает меньше объема, чем сам лед, что означает, что она тяжелее.
Эксперимент «Свойства воды»
Продолжите знакомство детей с особенностями воды: при замерзании она расширяется. Во время вечерней прогулки в сильный мороз вынесите стеклянную бутылку с водой и оставьте ее на снегу. На следующее утро дети увидят, что бутылка лопнула. Вывод: вода, превратившись в лед, расширилась и разорвала бутылку.
Магнит
Эксперимент «Притягивает – не притягивает»
На столе разместите различные предметы. Разделите их на два подноса: на черный поднос положите все предметы, которые магнит притягивает, а на зеленый – те, которые не реагируют на магнит.
В: Как мы это проверим?
Д: С помощью магнита.
В: Что нужно сделать для проверки?
Начинаем! Расскажите, что вы делали и что получилось?
Д: Я провел магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы.
В: А какие предметы не притянул магнит?
Д: Магнит не притянул: пластиковую пуговицу, кусок ткани, бумагу, деревянный карандаш и ластик.
Эксперимент «Какой магнит сильнее?»
Цель: Сравнить силу магнитов, изготовленных разными способами.
Материалы: три магнита различной формы и размера, стальные скрепки и другие металлические предметы.
Предложите детям сравнить свойства трех магнитов, используя скрепки или другие стальные предметы в качестве «мерок» для измерения силы магнитов:
Магнит, полученный в результате этого эксперимента;
Магнит, изготовленный натиранием стальной полоски;
Фабричный магнит.