Папки-передвижки

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Празднование Масленицы на Кубани»

Ясуркаева Зарема
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Празднование Масленицы на Кубани»

Цель: знакомство с народными обычаями кубанцев.

Программное содержание:

побуждать детей любить малую Родину – место, где они родились и растут; продолжать знакомить детей с обрядовым праздником, а именно Масленица, играми; особенностями времён года; дать представление о значении каждого дня Масленицы.

развивать интерес к традициям своего народа; внимание, любознательность, память, связную речь, обогащать словарный запас речи.

воспитывать чувство патриотизма; доставить детям радость, удовольствие от совместной деятельности.

Актуальность:

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе „Празднование Масленицы на Кубани“» размещена в разделах

В настоящее время актуальным стало социально – личностное развитие дошкольников, развитие нравственных ценностей, забота об эмоциональном благополучии детей.

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Кубанская народная культура оказывает огромное влияние на формирование духовного мира ребенка, развитие его интеллекта, эмоций, творческих способностей.

Кубань богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица» и непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представление о нем, дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника.

Предварительная работа:

Просмотр иллюстраций; заучивание стихов, песен, разгадывание загадок о Масленице.

Педагогические технологии:

технология музыкального воздействия

информационно- коммуникативная технология

игровые технологии

здоровьесберегающая технология

Материалы и оборудование:

ТСО (ноутбук, проектор, презентация про Масленицу); подкова; верёвка для игры карусель; различные предметы: платочки, ленточки, снежки, клубочки и т. д. для игры «хваталки»; лошадка, ведро; повязка.

Ход.

1. Создание игровой мотивации.

Дети стоят около педагога.

-Дети, возьмитесь за руки, почувствуйте тепло друг друга, улыбнитесь. У всех нас хорошее настроение, мы доброжелательны, положительно настроены.

-Ребята, какое сейчас время года? (Зима).

-В какие игры вы любите играть зимой? (Ответы детей).

- Правильно, много весё лых затей зима нам дарит: снежки, горки, лыжи, катание на санках. В последний месяц зимы или вначале весны устраиваются народные гуляния. Называется этот праздник «Масленица».

- Ребята, а вы знаете, что это за праздник Масленица?

- Масленица, это праздник, который отмечают на Кубани с древних времён. Давным-давно люди поняли, что силы природы играют большую роль в их жизни, но главное – солнце даёт свет и тепло, а значит, даёт пищу и жизнь.

Масленица – это время, когда зима встречается с весной. Это веселье, проводы зимы.

Длится она 7 дней и у каждого дня есть своё название.

2. Основная часть.

Понедельник – «Встреча» (слайд-1,2,3)

Казаки, как и все веселились в этот день, угощали друг друга блинами. Но были и особенности во встрече Кубанской Масленицы. Например: В станице Николаевской пекли блины только в первый день, чтобы деньги водились. В Хопёрской обязательно «примазывали» (глиной) пол в хате. В некоторых станицах отмечался своеобразный ритуал окончания масленичной трапезы «полоскание кувшинчиков». В Зассовской женщины собирались компаниями, чтобы «выполоскать кувшинчики из- под молока». В станице Кубанской хозяйка верхом на кочерге «объезжала» вокруг хаты, читая молитву перед постом.

Блины непременный атрибут Масленицы, круглые, румяные, горячие они являли собой символ жёлтого солнца.

На Кубани этот праздник встречали песнями, плясками и весёлыми играми.

- Давайте будем весело играть, весну в гости звать.

Считалка:

Я пойду куплю дуду,

Я на улицу пойду.

Громче, дудочка, дуди,

Мы играем, ты – води.

Народная игра «Почта».

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

- Динь, динь, динь!

- Кто там?

- Почта!

- Откуда?

- Из города (Краснодара)

- А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие должны делать то, что сказал ведущий Воспитатель: Итак, начинался второй день Масленицы.

Вторник – «Заигрыш». (слайд – 4,5,6,7,8,9,10,11)

Кубанская масленица особенно интересна традицией «вязания колодок» на второй день. Вязание колодок – взаимные гостевые визиты с угощением блинами, сопровождавшиеся различными игровыми и развлекательными элементами. Колодка – деревяшка в виде пенька. В разных станицах по-разному. Колодку могли привязать к ноге, руке, на шею, на спину, к волосам. От колодки можно было откупиться, выставляя обильное угощение, или же заставляли носить её всю неделю, если угощение не было щедрым.

- Также в этот день казаки устраивали различные соревнования. Проводились народные игры, ряженье, катание на санках с горы и по льду рек. На лошадях катались те, кто имел лошадей. Девушки и юноши катались раздельно. Иногда разрешалось покататься парой, если молодой казак был надёжный. Распространены были скачки, джигитовки, стрельба в цель, рубка чучел, кулачные бои. Лошадей украшали цветами, платочками, цветными ленточками.

«НАПОИ ЛОШАДКУ»

Ребенок становится за линию на расстоянии 2-3 м от игрушечной лошадки. Воспитатель дает ему в руки ведерко и завязывает глаза. Малыш должен подойти и напоить ее /подвести ведро к морде лошади.

Среда - «Лакомка» (слайд –12,13,14,15)

- Название говорит само за себя. В этот день особенно кропотливо и щедро накрывали столы и угощали всех знакомых. Обязательным блюдом на Масленицу, были вареники с творогом, блины, яичница или яйца. В станицах Гостагаевской, Гладковской предпочтение отдавали вареникам. В станице Зассовской обязательным был лапшевник. У нас в Курганинске пироги и

пирожки. А вы знаете, какие продукты нужны, чтоб блины испечь и с чем их едят? Сейчас мы это проверим.

Давайте поиграем в игру «Да – нет», я буду называть продукты, а вы будете отвечать «да» или «нет», могут ли они пригодиться для приготовления блинов.

Воспитатель:

Сорока – белобока

Задумала блины печь,

На рынок пошла и вот, что взяла…

Парное молоко – да!

Куриное яйцо – да!

Крупа манная – нет!

Капуста кочанная – нет!

Мясной холодец – нет!

Сахар, да соль – да!

Белая фасоль – нет!

Масло топлёное – да!

Рыба солёная – нет!

Китайский рис – нет!

Лавровый лист – нет!

Чернослив да и изюм – да!

Перец болгарский – нет!

Соус томатный – нет!

Клубничное варенье – да!

Бисквитное печенье – нет!

Четверг - «Разгуляй» (слайд -16,27,18)

Особенно в этот день любили играть в игру «Взятие городка». Башню строили из снега, напоминавшую стог сена, на вершине укрепляли флаг, вокруг возводили стены. Рядом строили городок для казачат. Защитники крепости вооружались снежками. Штурмующая колона из 30-40 казаков по сигналу трубача пыталась разрушить стену, чтобы подняться по башне и захватить флаг. Взрослые сражались, проявив удаль и солдатскую сноровку, ибо поднявшийся первым считался победителем и получал в награду сапоги, шапку или деньги 3-5 рублей. Вслед за этим взятие своего городка устраивали юные казачата, и начиналась весёлая возня и потасовка.

Хваталки.

Игроки должны выстроиться двумя шеренгами одна против другой на расстоянии 50-60 шагов. Между ними на земле проводится черта. В соответствии с количеством игроков по всей длине черты раскладываются какие-нибудь предметы: камешки, палочки и др.

По команде: «Раз, два, три!» игроки бегут к предметам, стараясь захватить их как можно больше. Та команда, которая захватила больше предметов, выигрывает.

Игра заканчивается либо по соглашению, либо если набрано нужное количество очков.

Пятница – «Вечера у тёщи» (слайд -19,20,21)

Тёща приглашает зятя на блины! Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще, со сметаной, мёдом, с маслом.

Предлагаю хорошенько подумать и конец придумать к пословице:

Один пирог два раза не … съешь.

С кем хлеб-соль водишь на того и … походишь.

Не вкусив горького, не узнаешь и … сладкого.

Сам заварил кашу, сам и … расхлёбывай.

Кашу маслом не … испортишь.

Хочешь, есть калачи, не лежи на … печи.

Кто хочет рыбку съесть, тот должен в воду … лезть.

Заварил кашу, так не жалей … масла.

Не разбивши яйца, не сделаешь и … яичницу.

Не сули бычка, а дай стакан … молочка.

Остатки сладки.

От чёрной курочки да белое … яичко.

От чёрной коровы да белое … молочко.

Суббота – «Золовки угощение» (слайд – 22,23)

Вся родня встречается, водит хоровод. Праздник продолжается, общее веселье. Славно провожает Зимушку народ!

В старину кто найдёт подкову, тому она счастье принесёт.

Игра: «Передай подкову».

Дети стоят по кругу, под музыку передают подкову. На ком музыка остановиться тот и отвечает на вопрос.

1. Кто подарил казакам землю?

2. Как называется наш край?

3. Как называется главная река края?

4. Как называется главный город Краснодарского края?

5. Как называется наш город?

6. Кто населял Кубань раньше?

7. Как называется наш город?

Воскресенье светлое – «Прощённый день» (слайд -24,25,26,27,28,29,30)

А что значит прощённый день? ( ответы детей: нельзя обижать друг друга, нужно уметь прощать).

Игра «Карусель»

Играющие становятся в круг. На земле лежит верёвка, образующая кольцо (концы верёвки связаны). Ребята поднимают её с земли и, держась за неё правой (или левой) рукой, ходят по кругу со словами:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели, а потом кругом,

А потом кругом-кругом,

Всё бегом-бегом-бегом.

Дети двигаются сначала медленно, а после слов «бегом» бегут. По команде ведущего «Поворот!» они быстро берут верёвку другой рукой и бегут в противоположную сторону.

Тише, тише, не спишите!

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается.

Слайд – 28,29,30.

Заключительный день масленицы. В этот день особенно обильным был ужин. Принято было ходить к родне и каяться: «Кума – сваха, прости меня Христа ради!», «Бог тебя простит!» или «Бог тебя прощает, и я тебя прощаю!». Первым проявлял инициативу тот, кто считал себя виноватым. Прося прощение, низко кланялись, трижды целовались или даже припадали на колени.

Чучело Масленицы несли через всю деревню, а потом сжигали. Чтобы оно унесло с собой все наши неприятности, несчастья, плохие поступки.

3. Подведение итогов.

Воспитатель:

Ребята! Сегодня мы играли в интересные, забавные кубанские игры. Вот так- же давным- давно кубанские казаки и казачки играли в эти вёселые, забавные игры.

Какой из дней Масленицы вам понравился?

Какие игры вы запомнили?

В какие игры вы бы хотели бы еще поиграть?

Хочу пожелать Вам хорошего настроения, а самое главное здоровья.

Публикации по теме:

«День Земли». Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе Программное содержание. 1. Учить детей выполнять правила поведения в природе. 2. Учить использовать приобретенный словарный запас в связной.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «О чем рассказывают камни»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «О чем рассказывают камни» По знакомить детей со свойствами камня Цели и задачи : 1. тяжёлый, лёгкий, твердый, гладкий, шероховатый, холодный). Использование.

Конспект занятия ООД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Чудеса воды»Конспект занятия ООД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Чудеса воды» Конспект занятия ООД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Чудеса воды» с применением технологии исследовательской деятельности.

Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству «Празднование Масленицы»Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству «Празднование Масленицы» Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству в рамках проекта "Празднование Масленицы" Тема:«Солнышко на Масленицу».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Дикие животные зимой» .

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «В гостях у бабушки Авдотьи. Домашние животные» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема :"Домашние животные". В гостях у бабушки Авдотьи. " Цель:Обогащение.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «О дружбе и друзьях» в старшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим «О дружбе и друзьях» в старшей группе Задачи: Расширять знания о сверстниках, закреплять правила доброжелательного отношения к ним: поделись игрушкой, разговаривай вежливо,.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Семья»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Семья» Цель: Сформировать представления детей о семье. Задачи: продолжать знакомить детей с понятием «Семья»: родственными отношениями.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Космос»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Космос» Цель: Расширить представлений детей о космосе, его освоении. Задачи: Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Всемирный день приветствий» Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Всемирный день приветствий» Цель занятия: воспитать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Празднование Масленицы на Кубани»
Опубликовано: 11 марта 2022 в 10:16
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД