Папки-передвижки

Занятие по ознакомлению с окружающим «Народ и культура Ингушетии»

Светлана Аристархова
Занятие по ознакомлению с окружающим «Народ и культура Ингушетии»

Занятие по ознакомлению с окружающим

«Народ и культура Ингушетии».

Цель:

1. Расширять и углублять знания о нашей многонациональной Родине. Познакомить детей с культурой ингушей : традициями, обычаями, бытом, национальными костюмами. Рассмотреть символику республики Ингушетия : герб, флаг.

2. Воспитывать уважение и поддерживать интерес к ингушскому народу, его культуре.

Публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим „Народ и культура Ингушетии“» размещена в разделах

3. Развивать память, воображение, умение анализировать и делать вывод.

4. Обогащать речь детей словами по теме занятия.

Ход:

Дети входят в зал под мелодию песни «Любимая Россия»(муз. А. Горева, сл. Ю. Кумыкова).

Наша страна называется Россия. Это самая большая страна мира. Это наша Родина.

Российская Федерация – многонациональная страна, в которой проживает множество народов : русские, татары, украинцы, евреи…– и все они считаются россиянами, которых объединяет одна родина и одна история.

Живут в России разные народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд.

Один - черкеску носит, другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.

Один кумыс готовит, другой – готовит мёд.

Одним милее осень, другим милей весна.

А Родина Россия у нас у всех – одна.

Исторически Россия поделена на федеративные республики, автономные края и округа.

Ингушетия – одна из республик Северо-Кавказского федерального округа Российской федерации. Это самая молодая республика страны, образована 4 июня 1992 г. В августе 1994 года Ингушская республика получила собственные государственные символы, наряду с гимном и флагом, был утвержден и герб Ингушетии.

Население составляет около 460 тыс. чел., в основном это ингуши.

Ингушетия является одной из самых живописных республик Северного Кавказа. Протянувшись с севера на юг узкой полосой, она вместила в себя лесистые предгорья, степь, альпийские пастбища и, конечно же, укрытый снегами Главный Кавказский хребет.

Попробуй не любить Кавказ

Без громких слов, без пышных фраз,

Одевшись мантией снегов,

Он встанет выше облаков

Попробуй, не люби его-

Клянусь, не выйдет ничего.

Попробуй не создать поэт,

Кавказу солнечный сонет,

Его стремнин не разглядеть,

Его вершин не одолеть

Народов не воспеть его-

Клянусь, не выйдет ничего!

Ингуши гордятся своей древней, удивительно красивой страной, прекрасными традициями и обычаями, оставленными мудрыми предками. В них непоколебимый дух добрососедства и настоящего кавказского долголетия. Традиции и обычаи народа играют важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении преемственности духовной жизни, в гармоническом развитии общества и личности.

Для каждого ингуша традиции и обычаи, составляющие главное наследие предков – непререкаемый повод для гордости. Ингуши уважают старших, искренне заботятся о младших, с почтением относятся к женщинам, мудрым хранительницам очага, и неизменно сохраняют дух добрососедства, передаваемый из поколения в поколение. Неписаный свод законов, называемых адатами, соблюдается в каждой семье. Один из тринадцати ингушских адатов – гостеприимство.

Гость для ингуша - лицо священное. Всё лучшее в доме подаётся гостю. Независимо от национальности и вероисповедания гостю уделяется повышенное внимание. В обществе ценятся такие обычаи, как вежарил (побратимство) и доттагал (дружба) с представителями как своего, так и других народов. Дружественные взаимоотношения передаются через поколения.

Верность данному слову почитается как высшая ценность.

Уникальным мероприятием в духовной культуре ингушей является "ловзар". "Ловзар" - это шуточное сватовство, зажигательные танцы, юмор, шутки, песни. Это гимн жизнеутверждающего началу ингушей. Свод неписанных правил ингушской этики "Галгай эздел", по которым строит свой мир ингушский народ, - это образ жизни и образ мышления, мироощущение и нравственность, это строгое следование традициям, благородство, обязательное, как религия. Эздел - это культура интеллигентности.

Ингушская кухня

Ингушская кухня - одна из древнейших, самых простых. Блюда питательные, калорийные. Готовятся быстро из самых доступных продуктов.

Одним из наиболее важных и основных продуктов питания ингушей является мясо. Большая часть блюд готовится из баранины, говядины или птицы в натуральном виде. Излюбленный напиток — очень крепкий и горячий чай.

Много блюд готовится из кукурузы, творога, тыквы, черемши. Гарниры, как правило, овощные и крупяные.

Неотъемлемые компоненты большинства блюд — лук, чеснок, перец. Как и многие другие кухни народов Кавказа, ингушская кухня использует в больших количествах острые приправы и зелень.

Очень популярны мучные изделия с разными видами начинок из творога, картофеля, тыквы (чепалгаш, чапилгаш, хингалаш, лепёшки из кукурузной муки (сискал, которые обязательно подаются с творогом и сметаной (берх) или с творогом и топлёным маслом. Также популярны галушки с мясом.

Ингушетия известна своими историческими и природными достопримечательностями. Горная Ингушетия покрыта множеством туристических троп.

Несколько тысяч древнейших памятников: замковые комплексы, христианские храмы, языческие святилища, сторожевые башни и некрополи - живые свидетели богатейшей и блистательной истории этого края. Историческими местностями республики являются: горные ингушские ущелья Джейраха, Армхи, Гулой-Хи, Галгайче и Таргимская котловина. Всего в Ингушетии насчитывают около 2 тысяч средневековых башен. Самые известные замковые комплексы республики: Эгикал, Оздик, Хамхи, Лейми, а также боевые башни в Джейрахско-Ассинском музее-заповеднике. Комплекс Вовнушки является самой известной крепостью-замком. Кроме того, в Ингушетии расположен христианский храм VIII-IX вв. Тхаба-Ерды.

Ингушетия издавна славилась своими танцевальными коллективами. Танцы и песни всегда занимали видное место в жизни ингушей, сопровождая их в радости и в горе, в будни и праздники. Танцевальная культура ингушского народа многообразна и восходит к глубокой древности. В танце народа - его характер, культура, темперамент, грация. В танцах проявляется ментальность народа, культура интеллигентности. Танец народа - это его мораль, нравственность. Подтверждением тому является выразительная плавность и грациозность девушек в танцах, виртуозные движения юношей на носках, требующие ловкости, силы, таланта.

Наиболее ярким и выразительным предметом материальной культуры каждого народа является одежда. У ингушей она была разнообразной. Потребности в одежде и тканях удовлетворялись за счет местной сырьевой базы, в то же время использовались ипривозные ткани.

В каждой семье умели шить, этим занимались женщины. Мужская одежда была строгой и скромной, хорошо приспособленной к местным условиям, и вместе с тем отличалась простотой и элегантностью, что отвечало их нравственным и эстетичным запросам. Основными элементами мужского костюма были рубаха, штаны, бешмет, черкеска, головной убор, обувь и оружие. Бешмет был повседневной одеждой, черкеску одевали в тех случаях, когда шли в гости, на вечеринку, в мечеть, сельские сходы. По обеим сторонам черкески нашивались газырницы. Из верхней одежды еще были бурка и шуба из овчины. В качестве головного убора ингуши зимой носили шапку (элтар-кий, летом шляпу (мангал-кий).

В начале XX в. стали носить фуражки позднее шляпы. Обувь была разнообразной – ноговицы, чувяки из сыромятной кожи. Позже появились сапоги (иккаш, и калоши. Повседневной одеждой женщин были платье-рубаха (коч) и надевавшиеся под нее штаны (шарбал). Праздничным костюмом женщин было чукхи, которое шили из шелка, бархата и парчи. Атрибутами чукхи были шапочки в форме усеченного конуса с золотым и серебряным шитьем, а также специальные нагрудники с застежками и пояс из бронзовых и серебряных пластин, украшенных гравировкой, чернью, зернью, позолотой, полудрагоценными камнями.

Головные уборы женщин были разнообразными – это платки, шали, а также встречается и особый головной убор рогообразной формы – курхарс. Обувь ингушек состояла из мягких сафьяновых сапожек, из туфель с глухим носком без задника. Обувь шили из сыромятной кожи и сафьяна, что подтверждало распространение у ингушей кожевенного ремесла. Из кожи помимо обуви изготовляли кисеты, ремни, чехлы, седла, сбруи и тд. О развитии ткачества свидетельствуют пряслица, найденные в результате археологических раскопок. Среди тканей домашнего изготовления первое место занимало сукно, что было связано с развитием овцеводства.

Ингушские женщины пользовались различными украшениями. Они носили медные, бронзовые и серебряные височные кольца, а также сердоликовые и стеклянные бусы. Производство височных колец, по-видимому, было освоено ингушскими мастерами.

Ингушский народ создал много разнообразных песен, отличающихся силой и выразительностью чувств, богатством образов. Это песни, исполняющиеся во время танцев, любовные и свадебные песни, песни, славящие героев, высмеивающие трусов, песни-плачи по покойнику.

Значительное место в ингушском фольклоре занимают различные легенды, предания и сказки. Одной из самых прекрасных жемчужин ингушского фольклора является нартский эпос, национальная версия которого имеется почти у всех народов Северного Кавказа.

Ингуши очень любят свой фольклор. Народные песни регулярно звучат по телевидению и радио. Они с удовольствием заучиваются школьниками. Ингушские писатели и поэты пишут свои произведения, используя в них богатый мир сказок, преданий, песен. Исследователи продолжают записывать и изучать устное народное творчество.

Наиболее распространенными музыкальными инструментами являются гармоника, на которой играют преимущественно девушки, зурна (духовой инструмент) и бубен.

Игра – не только детская привилегия. Она есть народная интерпретация происходящего вокруг, развития общества, культуры. И народная педагогика. Подвижные игры, развитие навыков, смекалки, упорства. В игре закладывался соревновательный дух, оттачивались воспитательные моменты, указывались нравственные ориентиры. Ни один народ в мире не стремится научить своих детей чему-то плохому. За соблюдением правил строго следили старейшины, подвох и обман исключались, иначе – осуждение и позор.

С древнейших времен вайнахи занимались в основном земледелием и скотоводством. Этому способствовали благоприятные природно-климатические условия, чрезвычайно богатые флора и фауна Ингушетии. Неудивительно, что в числе подвижных игр у ингушей было много игр, связанных с сельскохозяйственными работами: пахотой, сенокосом, уборкой урожая, стрижкой овец, прядением шерсти, приготовлением сыра (брынзы) и др.

СЫРНАЯ ИГРА (нахча ловзар)

В этой игре участвовали две команды. Каждая приходила на игру с головкой сыра, положенной в мешок (мешки были разного цвета). Участники стремились отобрать сыр у противника и доставить обе головки старикам, которые обычно находились где-нибудь на возвышении и наблюдали за ходом борьбы. Игра была эмоциональной, изобиловала разными приемами (исключались только приемы, влекущие телесные повреждения, игра длилась несколько часов, что требовало большой выносливости. Игра напоминает современное регби. Задача игроков отнять у другой команды мешок с сыром.

ИГРА В ГОЛУБЯ (кхокхах ловзар)

В этой игре участвует только молодежь, до 20 человек. Каждому нужна палка длиной примерно 1 м. Чертится стартовая линия, и на расстоянии 30-60 м от нее – линия финиша. Все участники, став у линии старта, приседают, ноги вместе, руки опущены до уровня коленей; под коленями и на согнутых руках – палка. Кисти сцеплены впереди в замок. В таком положении участники по сигналу должны прыгать или бежать до линии финиша. Кто раньше добежит, тот выигрывает.

Ингушский народ по-своему самобытен и имеет богатые традиции. Но ведь это и интересно! Все мы разные, но все мы вместе, одна большая семья, которая старается жить в мире, дружбе и согласии.

У нас – общая история и общее будущее. Веками взаимопонимание и взаимопомощь людей разных культур были основой исторического развития нации. И мы с вами должны постоянно учиться принимать друг друга такими, какие мы есть – независимо от национальности, вероисповедания, убеждения и обычаев. Учиться уважать друг друга и беречь межнациональное согласие в нашей стране. И пусть мы говорим на разных языках, но все вместе образуем единый многонациональный народ российской федерации, соединенный общей судьбой на своей земле.

Литература:

1. См. : бромлей ю. Очерки теории этноса. М., 1983.

2. Грабовский н. ф. Ингуши (их жизнь и обычаи). // сборник сведений о кавказских горцах. Спб, 1876. С. 446.

3. Грабовский н. ф. Указ. Соч. С. 15.

4. Мартиросиан г. к. Нагорная ингушия. Владикавказ, 1929. С. 61.

5. Крупнов е. и. Средневековая ингушетия. М., 1971. С. 94-95.

6. Виассср, ф. Вуа, 18065, ч. 3. 1861 г.

7. Институт рукописей им. Акад. К. Кекелидзе. Ф. н. д. 1027 с.

8. Вертепов г. Ингуши. // терский сборник. Ii, кн. 2

Публикации по теме:

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с природой» Занятие по ознакомлению с окружающим миром: «Знакомство с природой». Подготовил воспитатель МДОУ "Детский сад комбинированного вида №221.

Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим для детей с ОВЗ Задачи: • закрепить знания детей о диких животных и о сказках, в которых они встреча-ются, • закрепить умения детей передавать характер,.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Бурый медведь» «Бурый медведь» Цель: Расширять знания детей об обитателях леса средней полосы. Программное содержание: Расширить знания детей о буром медведе,.

Занятие по ознакомлению с окружающим «Большая и малая Родина» Программное содержание: Закрепить понятия «большая и малая Родина», знание о своем родном городе, его достопримечательностях. Воспитать.

Занятие по ознакомлению с окружающим для детей с ОВЗ 5–6 лет «Транспорт» Цель: Систематизировать и расширить представления детей о различных видах транспорта. Задачи: 1. Формировать представления детей о различных.

Занятие по ознакомлению с окружающим «Домик для рыбки» в младшей группе Цель : раскрыть зависимость устройства аквариума от учета потребностей живой рыбы. Развивать интерес ребенка к природе. Демонстрационный.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Грибное лукошко» ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ «Грибное лукошко.» Задачи занятия : ознакомить детей с основными названиями грибов, где они.

Занятие по ознакомлению с окружающим «Народные праздники на Руси»Занятие по ознакомлению с окружающим «Народные праздники на Руси» старшая группа подготовила воспитатель старшей группы МБДОУ «Ровеньский детский сад «Радуга» Зубова С. Д. Цель: развитие ценностного отношения.

Занятие по ознакомлению с окружающим «Осень» Конспект занятия «Осень» по ознакомлению с окружающим миром Цель: Расширить знания детей об осени, её приметах и признаках, закрепить знания.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Птицы» в подготовительной группеЗанятие по ознакомлению с окружающим миром «Птицы» в подготовительной группе Цель: Расширять представления детей о птицах и особенностями поведения и питания; Учить наблюдать за птицами прилетающими на участок (ворона,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по ознакомлению с окружающим «Народ и культура Ингушетии»
Опубликовано: 8 декабря 2016 в 20:57
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД