Лучший педагог года

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Полотно судьбы»

Светлана Николаева
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Полотно судьбы»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание:

1. Познакомить детей с традиционным бытом русского народа, где достаточно много накоплено предметов старины.

2. Развивать в детях желание изучать, сохранять и беречь накопленное богатство предметов старины, выполненных талантливыми руками мастеров.

3. Формировать в детях интерес к прошлому своего народа, изучать прошлое родного края.

Материалы к занятию :

- виды различных полотенец рушников;

- группа стилизованна предметами и утварью народного быта;

- различные виды иллюстраций и фотографии предметов старинного быта.

Публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим миром „Полотно судьбы“» размещена в разделах

Ход занятия:

Дети, мы сейчас с вами побеседуем о том, что каждый народ не должен забывать своё прошлое, не должен терять своего нравственного авторитета, достойно завоёванного искусством, литературой, историей. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Именно поэтому, родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью вашей души. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относится к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых воплотилось всё самое ценное из народных культурных достижений.

В старинном доме у каждой вещи своё место и дело. Бесполезных вещей не было. И всегда в каждой вещи соединялись вместе польза и красота. Каждая вещь украшала дом. Смотри: там древо чудесное раскинулось, здесь – хоровод цветов улыбается, птицы поют. И везде – радостные солнечные знаки. Словно навечно поселились весна и лето в доме. Защищают они людей от мрака и холода, бед и печалей. Славно мастера потрудились над домашней утварью. Многое служит нам верой и правдой, а много бережно хранится в музеях. И радует нас несказанной красотой.

Часто самые простые на первый взгляд вещи, окружающие нас в быту, имеют очень давнюю и красивую историю в народной традиции. Полотенце, которое каждый берёт в руки по нескольку раз в день, у славян сопровождало и оберегало человека всю жизнь.

Уже с пяти-шести лет девочку приучали держать в руках иголку с ниткой. И не случайно шить начинали так рано, ведь наготовить полотенец нужно было на всю оставшуюся жизнь, а сроки поджимали – вышивка на Руси считалась занятием девичьим. У замужней женщины на это просто не было времени. На ней были готовка, стирка, уборка, другими словами – дом.

Вот и приходилось красавицам, едва научившись твёрдо ступать по земле, садится за рукоделие и начинать готовить себе приданое. В свадебном сундуке невесты насчитывалось тридцать – сорок, а иногда и до ста расшитых полотенец, ширинок, столешников на все случаи жизни: Рождество, Масленицу, Пасху, подарки родственникам. На специальное полотенце принимали новорожденного. И в последний путь провожали тоже на полотенцах.

Во время больших церковных праздников, заготовленные для приданого полотенца, развешивались по стенам дома, и гости могли по ним знать о трудолюбии девушки, её художественном вкусе и аккуратности. Естественно, в такие дни ухажеры тоже заглядывали к девицам и живо интересовались их рукоделием.

Полотенца были важнейшим атрибутом во время свадьбы: им одаривали родню жениха, украшали стены в доме и свадебный поезд, связывали жениха и невесту во время венчания. Можно сказать, полотенца были метрической выпиской невесты. Они не просто представляли определённую материальную ценность, но и являлись фактически знаком родства женщины по материнской линии. Ведь у каждой мастерицы были свои особенные узоры, которые передавались по наследству. По ним-то и определяли, к какому роду относится женщина.

С помощью полотенец молодая жена входила в новую семью, обозначая своё пространство. Свекровь убирала свои, и их место занимали полотенца молодой жены. Когда строили новый дом, хозяйка вносила в него горшок с углями из старого очага опять же – на вышитом полотенце.

Полотенца вешали на окна, зеркала, спицы или крючки по стенам. Отсюда их называли занавес, зеркальные, наспичники, накрючники, пристены, моховики, рукотёры, подножники и т. д. Длина полотенец составляла обычно от 2 до 4 метров, а ширина 36-38 сантиметров. Лён для холста использовали самый лучший – кружельный.

Некоторые полотенца, например обыденое, изготавливали сообща, коллективно и всего за одну ночь. Делалось это в период неурожая, засухи, других бедствий. Девушки собирались вместе, каждая приносила по кудельке. Вместе пряли и ткали семиметровое полотно. Работать нужно было молча. Представляете, каким испытанием это было для юных барышень? А когда обыденное полотенце было готово, его трижды обносили вокруг деревни, а потом сжигали. Считалось, что такой обряд спасает деревню от несчастий.

Мало кто сейчас воспринимает полотенце как украшение. Современные технологии изготовления привели к тому, что стало для всех нас куском материи, имеющим лишь утилитарное значение. Но в некоторых из традиций полотенце используют до сих пор. Например, встречая гостей хлебом – солью, каравай выносят на полотенце. И если хлеб с солью символизируют солнце и землю, то полотенце – дорогу жизни, линию судьбы человека.

Русский народ испокон веков отличался своим трудолюбием, смекалкой, стремлением украсить свой быт. Своим творчеством, рукодельным мастерством простой народ вносил в свою повседневную жизнь красоту. Замечательные рукодельницы и мастера в долгие осенние и зимние вечера, свободные от полевых работ, терпеливо воплощали свои чудесные фантазии – богатые узоры из цветов и листьев, вязали, ткали прекрасные ткани, делали посуду, которыми украшали дом и одежду.

Талантливые народные умельцы передавали из поколения в поколение свои секреты мастерства. Благодаря им и ныне мы можем видеть эту красоту.

Конспект

открытого занятия в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром

Тема: «Полотно судьбы»

Воспитатель: Николаева С. В.

2017-2018 учебный год

Публикации по теме:

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Солнечный Египет»Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Солнечный Египет» Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Солнечный Египет» Составила воспитатель 1 квалификационной категории Шуткова Марина Юрьевна.

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром, грамоте и математике Дата : Класс Цели задачи ОУД: Называть способы ориентирования в своем населенном пункте и свой адрес. Выявить степень усвоения детьми знаний.

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и аппликации «Зимушка-Зима»Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и аппликации «Зимушка-Зима» Тема : «Зимушка-Зима». Цель: формировать у детей представление о зимних изменениях в природе, воспитывать заботливое отношение к животным.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Транспорт» в младшей группеЗанятие по ознакомлению с окружающим миром «Транспорт» в младшей группе Тема «Транспорт» Программное содержание. Учить детей определять и различать транспорт, виды транспорта, основные признаки. Материал. Картинки.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Все живем мы по часам» Возраст: 3-4 года Цель: Сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «В гости к дымковской игрушке» Тема: «В гости к дымковской игрушке» Задачи: Продолжить знакомить детей с особенностями дымковской игрушки, историей возникновения, цветом,.

Занятие «Заповедные места Мордовии» по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Заповедные места Мордовии». Цель: Дать детям понятие «заповедные места», «заповедник»; познакомить детей с заповедниками Мордовии;.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе по теме «Овощи» Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе по теме “Овощи" Цель: уточнить и расширить представления детей об овощах; воспитывать.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Профессия-парикмахер» Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Профессия – парикмахер» Цель: Раскрытие смысла деятельности.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Весна пришла» МБОУ «Карпогорская средняя общеобразовательная школа №118» структурное подразделение «Детский сад №68 «Тополёк» МО «Пинежский муниципальный.

Автор публикации:
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Полотно судьбы»
Опубликовано: 3 марта 2019 в 17:01
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Полотно судьбы»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Николаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД