Лариса Семёнова
Конспект НОД по окружающему миру «Моя семья» в старшей коррекционной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у детей представлений о семье.
Задачи:
• уточнять и обобщать знания детей о семье, о том, кто такие родные;
• формировать представления о составе семьи, используя фотографии членов семьи;
• совершенствовать умение составлять короткий рассказ, употребляя в речи имена и отчества родных;
• закреплять умение выразительно декламировать стихи;
• понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье;
• развивать связную речь, познавательный интерес, логическое мышление;
Публикация «Конспект НОД по окружающему миру „Моя семья“ в старшей коррекционной группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
• воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
Предварительная работа:
1. Познакомить с терминами:
• Генеалогическое древо – это родословная.
• Родословная – слово о роде, рассказ о своей семье, родственниках, предках.
• Род, родственники – имеющие одну и ту же фамилию, одного и того же общего предка.
• Предки – люди, родственники, жившие задолго до нашего рождения, старше прадедушек и прабабушек.
• Поколения – люди, родившиеся примерно в одно и то же время, примерно одного возраста. Дети, родители, бабушки и дедушки составляют отдельные поколения.
• Обычай – привычка, порядок, которому следуют каждый день. Обычаи складываются в традиции.
• Традиции – обычаи, которые передаются из поколения в поколение.
2. Заучивание стихотворений о семье.
3. Рисование на темы: «Лучший в мире папа», «Портрет моей мамы».
4. Чтение литературных произведений: В. Осеева «Сыновья», Р. Гамзатов «Мой дедушка», С. Баруздин «Мамина работа».
5. Беседа с детьми об одном из ведущих прав (Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка) – ПРАВЕ РЕБЁНКА НА СЕМЬЮ НА ЛЮБОВЬ И ПОНИМАНИЕ.
Материалы для занятия:
• семейные фотографии, иллюстрация с изображением генеалогического древа, мяч;
• демонстрационный материал по теме «Семья».
Ход НОД:
1 часть. Организационный момент.
Ребёнок читает стихотворение Я. Акима «Моя родня»:
Мама с папой – моя родня,
Нет роднее родни у меня.
И сестрёнка родня и братишка.
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю,
Скоро всем подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню волшебная щётка,
Молоток настоящий братишке,
Мяч – сестрёнке, конфета – Тишке.
А ещё есть друг у меня.
Друг Серёжка мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра.
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю
Всё на свете ему подарю.
2 часть. Беседа педагога с детьми по содержанию стихотворения:
- Ребята, как вы считаете, все ли герои этого стихотворения являются членами одной семьи? (ответы детей)
- Все ли они родные, родня? (ответы детей)
- Вы правы. Это стихотворение шуточное. Не все его персонажи являются членами одной семьи. Мама, папа, сестрёнка, братишка – это родня. Друг Серёжка не родственник. Он друг, а для каждого человека очень важно иметь не только родственников, но и друзей. Домашних животных мы очень любим, заботимся о них, иногда считаем их членами семьи. Щенок Тишка может считаться членом семьи. Но он не человек, поэтому не является родней герою стихотворения.
- Давайте подведём итог. Как вы думаете, что такое семья? (Семья - это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, сочувствуют, относятся друг к другу уважительно. Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер).
3 часть. Педагог обращается к детям:
- Ребята, семья - это самое главное, самое дорогое, что есть у человека, поэтому во все времена русский народ составлял пословицы о семье. Давайте вспомним и обсудим их:
• Дети не в тягость, а в радость.
• При солнышке тепло, при матушке – добро.
• Согласие да лад – в семье клад.
• Вся семья вместе и душа на месте.
(обсуждение пословиц)
- Молодцы ребята. У каждого человека есть семья – большая или маленькая. И это очень хорошо! Ведь радость, которой ты поделился с папой и мамой, умножается, а печаль, если переживёшь её вместе с близкими, уменьшается.
4 часть. Пальчиковая гимнастика «Семья»:
Как у нас семья большая,
Да весёлая. (хлопок в ладоши, кулачок)
Два у лавки стоят,
Два учиться хотят,
Два Степана у сметаны
Объедаются.
Две Дашки у кашки
Питаются.
Две Ульки в люльке
Качаются.
(поочередно загибать пальцы на обеих руках, начиная с большого)
5 часть. Игра с мячом «Так бывает или нет?»:
- Дайте быстро мне ответ, так бывает или нет?
(Задав вопрос, педагог бросает мяч ребёнку. Ребёнок отвечает и бросает мяч обратно.)
- Мы родились раньше наших родителей?
- Мама старше бабушки?
- Дедушка младше внука?
- Бабушка – папина мама?
- Ты бабушкин сын? И т. д.
6 часть. Педагог обращается к детям:
- Ребята, часто люди сравнивают семью с большим и крепким деревом, корни которого – это дедушка и бабушка, ствол – папа и мама, а веточки – дети. Такое дерево называется генеалогическим древом. Оно нужно для того, чтобы все знали о своих предках, помнили их и гордились ими. Давайте рассмотрим это древо.
- Помимо генеалогического древа, одним из самых древних семейных символов считается герб. Семейный герб рассказывает о его владельцах, то, чем гордится семья, ее достижения и успехи, семейные традиции. Гербы размещали на домах, оградах, каретах. В современной России многие семьи возродили эту традицию, и вы вместе со своей семьёй создать свой герб.
- Ребята, кто из вас хочет рассказать о своей семье? (по желанию дети рассказывают о своей семье, используя фотографии)
7 часть. Итог занятия. Педагог:
- Ребята, чему была посвящена тема нашего занятия? (ответы детей)
- Как называется страна, в которой мы живем? (ответы детей).
- Мы живем в стране, которая называется Россия. Это большая и могучая страна. Но она не была бы такой, если бы в ней не было крепких, дружных семей. Любовь, которая объединяет семью – папу, маму и детей, - делают Россию процветающим государством.