Получи документы

Занятие по обучению грамоте в старшей группе «В гостях у гласных и согласных звуков»

Ирина Ильичева
Занятие по обучению грамоте в старшей группе «В гостях у гласных и согласных звуков»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: закрепление умения дифференцировать гласные и согласные звуки и буквы.

Задачи:

Образовательные:

• закрепить умение четко артикулировать гласные звуки «А», «У», «О», «Э», «Ы», «И»;

• научить дифференцировать гласные и согласные звуки опираясь на схему артикуляции звуков;

Публикация «Занятие по обучению грамоте в старшей группе „В гостях у гласных и согласных звуков“» размещена в разделах

• закреплять умение выделять первый и последний звук слова, определять какой он – гласный или согласный;

• выполнять звуковой анализ и синтез односложных слов;

• закрепить графические образы букв А, У, О, Ы, И, П, М, К, С.

Коррекционно-развивающие:

• развивать фонематическое восприятия и звуковой анализ на материале пройденных звуков «А», «У», «О», «Ы», «И», «М», «П», «К»;

• развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Воспитательные:

• воспитывать умение работать в течение всего занятия;

• воспитывать умение работать друг с другом.

Оборудование: мультимедийная презентация по теме, карточки – символы гласных и согласных звуков, сигналы обратной связи на дифференциацию понятий гласный – согласный, индивидуальные зеркала, буквы М, К, С, Т, А, О, У, И, музыкальный центр.

Ход деятельности

1. Организационный момент.

Психогимнастика «Зеркала».

Логопед: Ребята, сегодня у нас гости. Вы удивлены? Покажите, как вы удивились. Вы рады нашим гостям? Покажите, как вы рады. Молодцы!

Логопед. А сейчас, сядут те дети, в чьих именах есть звук «И» (и далее по очереди, «А», «К»

2. Объявление темы занятия.

Логопед. Сейчас вы определяли звуки в своих именах. Сегодня мы продолжим говорить о гласных и согласных звуках. Я приглашаю вас провести один день в городе Азбукограде.

Логопед. Посмотрите на экран (слайд 2).

Логопед. Мы очутились на улице Грамотной возле очень интересного Дома Букв (слайд 3). В нем живет две семьи букв, которые обозначают гласные и согласные звуки. Давайте научимся не путать их!

Логопед. (слайд 4) Положите схему для характеристики звуков перед собой. Давайте вспомним, чем отличаются гласные звуки от согласных.

Когда мы произносим звуки из семьи гласных, то воздух во рту не встречает преграды. А еще звук произносится голосом – гласом, поэтому его так и называют – гласный.

Логопед. Рядом с буквами, которые обозначают гласные звуки, живут и другие буквы. Это соседи наших гласных, поэтому и называются они согласные. А чем отличаются согласные звуки от гласных?

Дети. При их произношении воздушная струя всегда встречает преграду во рту: губы, зубы или язык.

Логопед. (слайд 5) В Азбукограде наступило утро, и все звуки в доме проснулись. Давайте подойдем к некоторым дверям и определим, какой звук живет в комнате.

Послушайте слова и определите в них первый звук : аист, Аня, август.

(слайд 6 с записью звука «А»)

Логопед. Как вы думаете, какой звук живет в этой комнате. Дайте характеристику этого звука.

Дети определяют наличие или отсутствие преграды по схеме.

Дети. Когда мы произносим звук «А», то губы - открыты, зубы – открыты, язык – внизу. Воздух проходит без преграды, значит звук «А» - гласный.

Логопед. Как обозначается звук «А» на письме?

Дети. Звук «А» на письме обозначаем буквой А.

Логопед. Каким цветом обозначаем ее?

Дети. Красным цветом.

(На слайде появляется буква А)

Логопед. Как вы думаете, какой звук живет в этой комнате?

Определение звука в начале слова : Оля, ослик, осень (слайд 7 с записью звука «О»). Дайте характеристику этого звука.

Дети определяют наличие или отсутствие преграды по схеме.

Дети. Когда мы произносим звук «О», то губы - открыты, зубы – открыты, язык – внизу. Воздух проходит без преграды, значит звук «О» - гласный.

Логопед. Как обозначается звук «О» на письме?

Дети. Звук «О» на письме обозначаем буквой О.

Логопед. Каким цветом обозначаем ее?

Дети. Красным цветом.

Дети по образцу разбирают артикуляцию звука «У» (слайд 8).

Логопед. Мы знаем еще три буквы, но к ним зайдем в следующий раз.

Логопед. (слайд 10 с записью звука «М») Послушайте, какой звук живет за этой дверью.

Определение звука в начале слова : мак, мышка, малыш. Какой это звук?

Дети определяют наличие или отсутствие преграды во рту по схеме.

Дети. Когда мы произносим звук «М», то губы образуют преграду, значит «М» - согласный.

Логопед. Как на письме обозначаем этот звук?

Дети. На письме обозначаем буквой М синего цвета.

3. Динамическая пауза

Логопед. Семьи гласных и согласных звуков каждое утро делают зарядку. И мы сделаем вместе с ними.

Повторите звуковую дорожку с движением :

А – руки вверх, О – руки округлить, У – руки вперед, Ы – руки в стороны, Э – руки сложены перед собой, согласный звук – берем за руки соседей, обозначая преграду.

Игра «Отгадай слово по гласным звукам».

Логопед. (слайд 10) Гласные и согласные звуки готовились к приему гостей и приготовили для вас подарки. У вас в схемах слов обозначены только гласные буквы. Чья схема подойдет к предмету на картинке, того и будет этот подарок.

( Дети поднимают руку и называют подарок: панама, кубики, машина, лимоны, пижама, киви, мишка, шарик, какао).

Игра «Коврик».

Логопед. Давайте сделаем разноцветные коврики для хозяев Дома Букв. Положите перед собой пустой коврик. Я называю слово, а вы определите его первый звук и обозначьте цветом, соответствующим согласному или гласному звукам.

( Слова: помощь, альбом, волк, ослик, маки, улей, бутон, эхо, сок)

Проверьте, узор на вашем коврике такой же, как на образце? (слайд 11)

Игра «Живые буквы».

Логопед. В Азбукограде вечер. Я хочу позвать вас с гласными и согласными друзьями на прогулку и поиграть в игру «Живые буквы».

У каждого из вас буква. Я называю слово, а вы составьте его из букв. (Подвижная игра проводится на ковре).

Слово «дым». (Выходят дети с соответствующими слову буквами)

Вопросы: - Сколько букв в этом слове? (3 буквы)

- Присядут только гласные буквы. Сколько их? (1) Назовите ее.

- Назовите соседей гласной буквы.

Буквы, садитесь на места.

Следующее слово «нос». (Аналогичный звуко-буквенный анализ слова)

Следующее слово «кит». (Аналогичный звуко-буквенный анализ слова)

4. Активизация знаний детей по пройденному материалу.

Логопед. (слайд 13) В Азбукограде наступила ночь, и некоторые звуки уже ложатся спать. Определите в названии картинки последний звук. Назовите, какие звуки в словах ложатся спать. Определите, гласные они или согласные. Почему вы так считаете (слайд 14)

5. Итог.

Логопед. Ребята, вот и закончился день в Азбукограде. Вам понравилось такое приключение?

- Скажите, как называются звуки, с которыми мы играли в Азбукограде?

- Почему их называют гласные, согласные?

- Каких звуков больше, гласных или согласных?

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Путешествие в страну гласных звуков» в старшей логопедической группе Цель: развитие двигательного воображения через дидактические игры по развитию речи. Задачи: Развивающие: 1. Развивать фонематический слух.

Игровое занятие по обучению грамоте на закрепление материала в старшей группе «Подарки для гномов»Игровое занятие по обучению грамоте на закрепление материала в старшей группе «Подарки для гномов» На занятиях по обучению грамоте мы с ребятами не только уточняем понятия «звук», «буква», но и много играем и конечно путешествуем, выполняя.

Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе Цель: выявление уровня знаний детей; готовность к школе. Задачи: 1. Закрепить знание букв русского алфавита. 2. Развивать фонетическое восприятие.

Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Проделки старухи Шапокляк»Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Проделки старухи Шапокляк» Образовательная область: речевое развитие. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное.

Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте «Путешествие по стране правильной речи»» в старшей группе Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте "Путешествие по стране правильной речи»" в старшей группе Цель: в увлекательной форме.

Конспект НОД по обучению грамоте «По дороге к Азбуке. Сопоставление звуков [C] и [Ш]» в старшей группеКонспект НОД по обучению грамоте «По дороге к Азбуке. Сопоставление звуков [C] и [Ш]» в старшей группе Цель: Учить детей различать звуки [C] – [Ш] на слух и в произношении; произносить их правильно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить.

Конспект ОД по автоматизации звуков [Л ]— [Л`], [Р] — [Р`] и обучению грамоте «Поможем Золушке» Цель: закрепление правильного произношения звуков Л, ЛЬ, Р, РЬ и умения дифференцировать данные звуки в речи; Задачи: -закрепление навыка.

Открытое занятие для родителей по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну Грамотейку на воздушном шаре»Открытое занятие для родителей по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну Грамотейку на воздушном шаре» Открытое занятие для родителей по образовательной области «Обучению грамоте» в старшей группе по теме «Путешествие в страну Грамотейка на.

Панно по обучению грамоте «Солнечный город букв и звуков»Панно по обучению грамоте «Солнечный город букв и звуков» Уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию работу с детьми старшей логопедической группы по обучению грамоте: панно «Солнечный.

Занятие по обучению грамоте с использованием ИКТ в старшей группе «Звук [Р] и буква Р»Занятие по обучению грамоте с использованием ИКТ в старшей группе «Звук [Р] и буква Р» Тема. Звук [Р]. Буква Р. Цели: Автоматизировать звук [Р]. Познакомить с буквой Р Развивать грамматический строй речи Развивать связную речь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по обучению грамоте в старшей группе «В гостях у гласных и согласных звуков»
Опубликовано: 11 января 2023 в 16:33
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по обучению грамоте в старшей группе «В гостях у гласных и согласных звуков»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Ильичева (УИ 1292781) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД