Ирина Ильичева
Занятие по обучению грамоте в старшей группе «В гостях у гласных и согласных звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление умения дифференцировать гласные и согласные звуки и буквы.
Задачи:
Образовательные:
• закрепить умение четко артикулировать гласные звуки «А», «У», «О», «Э», «Ы», «И»;
• научить дифференцировать гласные и согласные звуки опираясь на схему артикуляции звуков;
Публикация «Занятие по обучению грамоте в старшей группе „В гостях у гласных и согласных звуков“» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Согласные звуки
- Старшая группа
- Темочки
• закреплять умение выделять первый и последний звук слова, определять какой он – гласный или согласный;
• выполнять звуковой анализ и синтез односложных слов;
• закрепить графические образы букв А, У, О, Ы, И, П, М, К, С.
Коррекционно-развивающие:
• развивать фонематическое восприятия и звуковой анализ на материале пройденных звуков «А», «У», «О», «Ы», «И», «М», «П», «К»;
• развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
Воспитательные:
• воспитывать умение работать в течение всего занятия;
• воспитывать умение работать друг с другом.
Оборудование: мультимедийная презентация по теме, карточки – символы гласных и согласных звуков, сигналы обратной связи на дифференциацию понятий гласный – согласный, индивидуальные зеркала, буквы М, К, С, Т, А, О, У, И, музыкальный центр.
Ход деятельности
1. Организационный момент.
Психогимнастика «Зеркала».
Логопед: Ребята, сегодня у нас гости. Вы удивлены? Покажите, как вы удивились. Вы рады нашим гостям? Покажите, как вы рады. Молодцы!
Логопед. А сейчас, сядут те дети, в чьих именах есть звук «И» (и далее по очереди, «А», «К»…
2. Объявление темы занятия.
Логопед. Сейчас вы определяли звуки в своих именах. Сегодня мы продолжим говорить о гласных и согласных звуках. Я приглашаю вас провести один день в городе Азбукограде.
Логопед. Посмотрите на экран (слайд 2).
Логопед. Мы очутились на улице Грамотной возле очень интересного Дома Букв (слайд 3). В нем живет две семьи букв, которые обозначают гласные и согласные звуки. Давайте научимся не путать их!
Логопед. (слайд 4) Положите схему для характеристики звуков перед собой. Давайте вспомним, чем отличаются гласные звуки от согласных.
Когда мы произносим звуки из семьи гласных, то воздух во рту не встречает преграды. А еще звук произносится голосом – гласом, поэтому его так и называют – гласный.
Логопед. Рядом с буквами, которые обозначают гласные звуки, живут и другие буквы. Это соседи наших гласных, поэтому и называются они согласные. А чем отличаются согласные звуки от гласных?
Дети. При их произношении воздушная струя всегда встречает преграду во рту: губы, зубы или язык.
Логопед. (слайд 5) В Азбукограде наступило утро, и все звуки в доме проснулись. Давайте подойдем к некоторым дверям и определим, какой звук живет в комнате.
Послушайте слова и определите в них первый звук : аист, Аня, август.
(слайд 6 с записью звука «А»)
Логопед. Как вы думаете, какой звук живет в этой комнате. Дайте характеристику этого звука.
Дети определяют наличие или отсутствие преграды по схеме.
Дети. Когда мы произносим звук «А», то губы - открыты, зубы – открыты, язык – внизу. Воздух проходит без преграды, значит звук «А» - гласный.
Логопед. Как обозначается звук «А» на письме?
Дети. Звук «А» на письме обозначаем буквой А.
Логопед. Каким цветом обозначаем ее?
Дети. Красным цветом.
(На слайде появляется буква А)
Логопед. Как вы думаете, какой звук живет в этой комнате?
Определение звука в начале слова : Оля, ослик, осень (слайд 7 с записью звука «О»). Дайте характеристику этого звука.
Дети определяют наличие или отсутствие преграды по схеме.
Дети. Когда мы произносим звук «О», то губы - открыты, зубы – открыты, язык – внизу. Воздух проходит без преграды, значит звук «О» - гласный.
Логопед. Как обозначается звук «О» на письме?
Дети. Звук «О» на письме обозначаем буквой О.
Логопед. Каким цветом обозначаем ее?
Дети. Красным цветом.
Дети по образцу разбирают артикуляцию звука «У» (слайд 8).
Логопед. Мы знаем еще три буквы, но к ним зайдем в следующий раз.
Логопед. (слайд 10 с записью звука «М») Послушайте, какой звук живет за этой дверью.
Определение звука в начале слова : мак, мышка, малыш. Какой это звук?
Дети определяют наличие или отсутствие преграды во рту по схеме.
Дети. Когда мы произносим звук «М», то губы образуют преграду, значит «М» - согласный.
Логопед. Как на письме обозначаем этот звук?
Дети. На письме обозначаем буквой М синего цвета.
3. Динамическая пауза
Логопед. Семьи гласных и согласных звуков каждое утро делают зарядку. И мы сделаем вместе с ними.
Повторите звуковую дорожку с движением :
А – руки вверх, О – руки округлить, У – руки вперед, Ы – руки в стороны, Э – руки сложены перед собой, согласный звук – берем за руки соседей, обозначая преграду.
Игра «Отгадай слово по гласным звукам».
Логопед. (слайд 10) Гласные и согласные звуки готовились к приему гостей и приготовили для вас подарки. У вас в схемах слов обозначены только гласные буквы. Чья схема подойдет к предмету на картинке, того и будет этот подарок.
( Дети поднимают руку и называют подарок: панама, кубики, машина, лимоны, пижама, киви, мишка, шарик, какао).
Игра «Коврик».
Логопед. Давайте сделаем разноцветные коврики для хозяев Дома Букв. Положите перед собой пустой коврик. Я называю слово, а вы определите его первый звук и обозначьте цветом, соответствующим согласному или гласному звукам.
( Слова: помощь, альбом, волк, ослик, маки, улей, бутон, эхо, сок)
Проверьте, узор на вашем коврике такой же, как на образце? (слайд 11)
Игра «Живые буквы».
Логопед. В Азбукограде вечер. Я хочу позвать вас с гласными и согласными друзьями на прогулку и поиграть в игру «Живые буквы».
У каждого из вас буква. Я называю слово, а вы составьте его из букв. (Подвижная игра проводится на ковре).
Слово «дым». (Выходят дети с соответствующими слову буквами)
Вопросы: - Сколько букв в этом слове? (3 буквы)
- Присядут только гласные буквы. Сколько их? (1) Назовите ее.
- Назовите соседей гласной буквы.
Буквы, садитесь на места.
Следующее слово «нос». (Аналогичный звуко-буквенный анализ слова)
Следующее слово «кит». (Аналогичный звуко-буквенный анализ слова)
4. Активизация знаний детей по пройденному материалу.
Логопед. (слайд 13) В Азбукограде наступила ночь, и некоторые звуки уже ложатся спать. Определите в названии картинки последний звук. Назовите, какие звуки в словах ложатся спать. Определите, гласные они или согласные. Почему вы так считаете (слайд 14)
5. Итог.
Логопед. Ребята, вот и закончился день в Азбукограде. Вам понравилось такое приключение?
- Скажите, как называются звуки, с которыми мы играли в Азбукограде?
- Почему их называют гласные, согласные?
- Каких звуков больше, гласных или согласных?