Ирина Рогова
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква Ж»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звук и буква Ж».
Цель: Знакомство детей со звуком Ж, буквой Ж. Обобщить знания детей о согласных звуках.
Задачи:
Обучающая задача : Закрепить понятия: согласный звук, твердый, звонкий; умение читать слоги, слова, тексты на заданный звук; умение писать букву, а так же писать по клеточкам.
Развивающая задача: Развивать фонематический слух детей, внимание, память, мышление, развивать словарный запас.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе „Звук и буква Ж“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Воспитательная задача: Воспитывать любознательность, навык самостоятельной деятельности.
Оборудование: Разрезные картинки буквы Ж; схема для характеристики звука Ж; ромашки с картинками и букв на каждого ребенка, разрезная азбука на каждого, распечатанные листы из букваря, тетради, карандаши, лабиринты на всех детей.
Ход НОД.
Орг. момент.
- Дети поздоровайтесь с гостями. Ваши родители пришли посмотреть, как вы готовитесь в школу. Вспомним стихотворение «Напоминалочка».
Говорим всегда красиво:
Тихо и неторопливо.
Ясно, чётко говорим,
Потому что не шумим!
Наши ушки слушают,
Наши глазки смотрят,
Ручки помогают,
Ножки не мешают.
- Первым сядет тот, чье имя начинается на звук С.
- А теперь тот, чье имя заканчивается на звук М.
- Очередь подошла садиться тем, у кого в имени есть буква А.
- У ежа и у елки есть колючие иголки. Первый и последний звуки у слова иголки назови…. Ну конечно буква …. И.
Основная часть:
- Ребята, а кто к нам всегда приходит на занятия? (Слыш и Буковка).
Они хотят нас познакомить с жуком. Послушайте стихотворение:
Жук жужжит: жу-жу-жу
Звук я новый вам скажу.
Какой звук в нем часто слышится?
Характеристика звука по схеме. (Губки округлены и слегка вытянуты вперед; широкий язычок наверху и образует «чашечку»; теплая воздушная струя идет по центру язычка; горлышко «работает»).
-Значит какой звук? согласный (его нельзя петь и тянуть, язычок создает преграду воздуху, всегда твердый, звонкий. Обозначение: синий квадрат с колокольчиком. Звук Ж-
Чтобы звук ж он поселился у нас в ротиках, его надо поймать. Слыш вам предлагает разные звуки, слоги и слова, а вы, как только услышите звук Ж, хлопните в ладоши:
Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ж]» :
ж, м, б, ж. ; жа, га, жу. ; Женя, живот, молоко, кровать, жираф.
Звук Ж очень дружелюбный и подружился с разными звуками, получились слоги:
Повторить за взрослым серию слогов (с разной интонацией, ударением) :
Полетел жук на полянку: жа-жо-жу-жи-здоровается,
Огляделся жук, никого нет: жи-жу-жа-жо. -удивляется,
Рассердился жук, заворчал: жда-ждо-жду-жды-сердится,
Прилетели другие жуки на полянку: ждо-жда-жды-жду-обрадовался.
Запели жуки песенки: Жу-жу-жу, жу-жу-жу, жу-жу-жу
Молодцы, еще звук Ж очень любил прятаться в словах. (Мы с вами знаем, что звуки в словах могут прятаться в начале слова, в середине слова, в конце слова). Работа по карточкам.
Игра «Где прячется звук?»
Ребята, посмотрите, с жуком случилась беда
Жук жужжит в жестяной банке…
Жук не хочет жить в жестянке!
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука.
–Чтобы освободить жука из банки, нужно выполнить задания. Буковка вам предлагает Игру «Сложи букву».
Давайте выложим эту букву из разрезных картинок. (Дается картинка одна на двоих детей - с целью работы в парах).
Игра «Собери ромашку»
- А теперь соберите ромашки со звуком Ж. (Дети выкладывают картинки на ромашку с заданным звуком). Назовите предметы со звуком ж.
Физминутка «Жук»
На лужайке по ромашкам
Жук летал в цветной рубашке
Жу-жу-жу-жу, жу-жу-жу-жу
Я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь,
Низко, низко наклоняюсь.
Игра «Рассыпалось слово».
Рассыпалось слово, Как семечки в грядке. Составить слова помогите, ребятки. Составить слова из разрезной азбуки. Жора, жук, жаба,жираф.
- Давайте почитаем на букву ж. Букварь Н. С. Жуковой стр. 58-60 .
А теперь сделаем гимнастику для глаз. «Жираф до неба достает».
Водим взгляд туда – сюда,
Не устанем никогда. Глазами ведем вверх и вниз.
- Слыш и Буковка приготовили нам еще задание. Нужно отгадать зашифрованное слово. Игра «Расшифруй код.»
На столе лежит ромашка со слогами. На полу лежат следы. На следах цифры (коды). Дети встают ногами на код и с помощью ромашки-ключа отгадывают зашифрованное слово. Слова жи-вот, жа-ба, жи-раф, пи-жама, важ-но, ма-неж, ко-жа, лы-жи.
- Молодцы, ребята. Все слова расшифровали. А теперь я предлагаю вам сесть за столы и напечатать букву Ж. После того, как напечатаете, можете нарисовать по клеточкам «Жук» или пройти лабиринт. На ваш выбор. Буковка приготовила нам про букву Ж стишок.
«Эта буква широка И похожа на жука».
Дети работают в тетрадях.
Итог.
- С каким звуком мы сегодня познакомились?
- Какой звук Ж?
- Что понравилось на занятии?
А что было трудным? (ответы детей)
–Жук прощается с вами. А чтобы вы не забыли, с каким звуком мы познакомились сегодня, жук дарит вам лабиринт. Вам нужно будет помочь жуку добраться до ромашки.
А что у вас получится, покажите и расскажете нам на следующем занятии.
- Молодцы, ребята. Со всеми заданиями вы справились. - Как вы думаете, помогли ли мы своими знаниями Слышу и Буковке?
- Попрощаемся с гостями. До свидания.
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте «Звук и буква Ж»
.