Папки-передвижки

Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Занимательное путешествие со звуком [ш]»

елена антощенко
Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Занимательное путешествие со звуком [ш]»
▼ Скачать + Заказать документы

Задачи:

- учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука [ш];

- продолжать учить выделять звук Ш из ряда звуков, слогов, слов;

- учить детей определять место звука в слове;

- закрепить навык звуко-буквенного анализа слова;

- упражнять в образовании сложных слов;

- познакомить с его графическим обозначением;

- формировать представление о некоторых странах мира: Англия, Франция, Китай, Россия рассказывать, опираясь на картинки;

Коррекционно-развивающие задачи:

Публикация «Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе „Занимательное путешествие со звуком [ш]“» размещена в разделах

- развивать зрительное и слуховое внимание и память, мышление;

- развивать речевое дыхание;

- развивать мелкую моторику;

- развивать личностные качества: любознательность, активность, умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности.

Материал. Посылка. Игрушки: мишка, шишка, шапка, винни-пух. Домики для звуков. Картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [ш]. Звуковые линейки.

Ход занятия

логопед : Доброе утро!

дети: С добрым утром! С новым днём!

С новым солнцем за окном!

Утро доброе встречай!

День хороший начинай!

Сообщение темы занятия :

Ребята сегодня у нас с вами необычное занятие

Логопед обращает внимание на посылку:

-Ой, ребята, посмотрите, нам принесли посылку. Интересно, что же нам прислали? – Логопед открывает посылку и достает из нее письмо, читает:

Туристическая фирма предлагает Вам отправиться в путешествие.

Отгадайте, какой звук спрятался в зеленом мешочке, и тогда вы сможете отправиться вместе с ним в путешествие.

В посылке лежат подсказки. Удачи и счастливого путешествия!

(Посылка - в ней шишка, мишка, шапка, мешочек и в нем буква ш.)

Логопед достает предметы и называет их, выделяя в словах звук «ш».

«Ребята, как вы думаете, какой звук спрятался в мешочке

(ответы). Надоело ему лежать в мешочке, и решил он попутешествовать по миру. На чем же он будет путешествовать

- Как вы думаете, на чём можно отправиться в путешествие? (Ответы детей. На самолёте, на ракете, на поезде).

Скажите, а про какой вид транспорта эта загадка

Не коптит, не шумит, в небе высоко летит.

Состоит из шарика, и корзины маленькой?

Да, правильно. Это воздушный шар.

Куда ветер подует,

Туда он летит

В корзине своей

Он вас всех разместит!

- Корзину нам заменят наши стульчики. А шар мы построим из пальчиков.

Пальчиковая фигура «Шарик».

- Давайте, подуем на наш шар.

Шар большой мы надуваем, воздух держим не пускаем

(Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара.)

- Наш воздушный шар готов к полёту, отправляемся в путешествие

Мы летаем высоко

Мы летаем низко.

Мы летаем далеко.

Мы летаем близко.

(На экране море и с шум воды)

- Посмотрите, как удивительно море подышим морским воздухом

- Без дыханья жизни нет

Без дыханья меркнет свет

Дышат птицы и цветы, дышим он и я и ты.

- Внимание я вижу флаг: Как вы думаете флаг, какой страны перед нами? (Это английский флаг)

-Тумана клочья разрывая

Из моря возникает он.

Веков седых не замечая

Встаёт туманный Альбион

Так Англию зовут порою

За строгий неприступный вид.

Сегодня в Англию попали мы

Англия со всех сторон окружена водой - ведь она находится на островах. Главный город Англии, ее столица - Лондон. Там ездят вот такие замечательные двухэтажные автобусы. И именно в Англии, живет веселый мишка Винни-Пух. На самом деле он говорит со своими друзьями на английском языке, потому что сказку о нем написал английский писатель.

Ребята, Винни хочет рассказать про Mr. Tongue, который учит англичан правильно произносить английские звуки. Mr. Tongue живет в уютном домике в котором есть стенки (учитель показывает, дети повторяют, пол и потолок (язык - на альвеолах). Что делает язычок? Он у себя в домике потрогал пол, одну стеночку, другую и прыгнул на потолок

Утром его будет дятел [d], Когда Mr. Tongue встает утром, он открывает окно и радуется [a]. Потом он принимается за уборку, подметает пол в своем домике (расческа) По утрам Mr. Tongue любит есть блинчики с любимым клубничным вареньем. И запивать их чашечкой какао. Mr. Tongue любимое место — это кресло-качалка. Давайте, наши язычки покатаются на ней! На лужайке он любит поиграть с мячом (круговые движения языка вокруг губ). Как-то раз Mr. Tongue пошел в лес за ягодами. А в лесу ветер поднялся (как шумят деревья в лесу ш-ш-ш) Mr. Tongue испугался и побежал домой Залез под одеяло и уснул, засопел [h]-[h]-[h] Не будем ему мешать.

Нам пора лететь дальше.

Мы летаем высоко

Мы летаем низко.

Мы летаем далеко.

Мы летаем близко.

- Мы оказались в Китае. Это флаг Китая.

Су-джоп

Почему Китай чудесный

Называют Поднебесной?

Чем же славится Китай,

Поскорее посчитай.

Гороскоп, чай, вилка,

Порох, календарь и скрипка,

Шелк, бумага, компас, змей.

приземляемя скорей!

- Ребята 3000 лет назад китайцы придумали воздушного змея В то время их использовали для устрашения врагов в бою. Согласно некоторым историческим записям, воздушные змеи были таких огромных размеров, что на них могли подняться в воздух.

Педагог показывает картинки с изображениями воздушных змеев.

Знакомство со звуком [ш]. Артикуляция и характеристика звука.

- Змея ползет и шипит: шшш…

- Ребята, давайте покажем, как она ползет и шипит. (Волнообразные движения правой, потом левой рукой в стороны, вперед с одновременным произнесением звука [ш]).

- А теперь, ребята, посмотрите в зеркало и произнесите звук [ш].

- Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]? (Губы выдвигаются вперед, они похожи на «бублик»).Что делают наши зубы (зубы сближены).

- Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]? (Язычок наверху и похож на «чашечку»). Покажите рукой, какой язык.

- Ребята, а звук [ш] какой он : гласный или согласный? Почему? (Согласный, потому что и язык, и зубы мешают воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [ш]).

- А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и скажем все шшш… (Воздух теплый).

- А что делает голос, когда мы произносим [ш] : спит или звенит? Приложите все руку к шее, скажем шшш… (В домике было тихо, голос спал и стенки домика не дрожали).

- Звонкий или глухой звук [ш]? (Глухой).

- Запомните: звук [ш] – согласный, всегда твердый, глухой.

Посмотрите, что это за домики? (Домики для звуков).

- Какие звуки живут в красном домике? (Гласные звуки).

- Какие звуки живут в синем домике? (Согласные твердые звуки).

- В какой домик мы поселим звук [ш]? (В синий, так как звук «Ш» согласный, твердый).

- Фишкой какого цвета мы будем отмечать звук [ш]? (фишкой синего цвета).

- Сегодня у китайских детей праздник «День Дракона»

(На слайде дракон)

- Дракон одно из самых почитаемых и уважаемых мифологических существ в Китае волшебное и фантастическое существо, в его образе есть признаки многих животных Оленьи рога, тигриные когти. Если у дракона острый глаз, то он - остроглазый. Длинный хвост - длиннохвостый, а если толстая кожа - толстокожий. Дышит огнем- огнедышащий длинные усы -длинноусый

Педагог. Поиграем с драконом. Он поможет нам в определении места звука в слове : так, если звук стоит в начале слова, то поместим картинку к голове, если звук стоит в конце — к хвосту дракона, а если в середине слова — к туловищу.

Предлагается звуковая дорожка «Дракон» и предметные картинки (с тем звуком, который педагог посчитает нужным отработать). Например, опреде-ляем место звука [ш]. Детям раздают картинки. Они определяют место звука

Погуляли отправляемся дальше на воздушном шаре.

Мы летаем высоко

Мы летаем низко.

Мы летаем далеко.

Мы летаем близко.

Куда мы подлетаем для этого отгадаем загадку:

Лишь в стране большой, зеленой

Кенгуру живет смышленый.

Он своих детей не бросит.

Он с собой их в сумке носит.

Мы подлетаем к Австралии. Что вы знаете об Австралии? Австралия – необычная страна: в ней лето наступает тогда, когда у тебя дома начинается зима; цвет земли почти повсюду – красный; а животные, живущие здесь, больше не встречаются нигде в мире. (ответы детей). Австралия страна - континент, самый маленький континент, родина кенгуру, страусов, медведей коала.

Кенгуру любит сочинять стихи и придумывать разные смешные рифмы. Мы будем шагать по кругу повторяя за ним. (читать)

1. ША-Шо-Шо-ША- я Шагаю не спеШа

2. я Шагаю не спеШа- ША-Шо-Шо-ША

3. ШУ-Ши-Ши-ШУ- выШе руки подниму

4. выШе руки подниму- ШУ-Ши-Ши-ШУ

5. ШИМ-ШИМ-ШИМ-ШИМ- на носочках побежим

6. на носочках побежим- ШИМ-ШИМ-ШИМ-ШИМ

7. ШО-Шу-Шу-ШО- мы присели хороШо

8. Мы присели хороШо- ШО-Шу-Шу-ШО

К нам мишка коала идет и что-то нам в мешке несет вы в мешочек посмотрите и расскажите, что лежит в мешке. Нужно посчитать предметы и составить предложение, например: «В этом мешке лежат две хлопушки и одна шишка»

Мы летаем высоко

Мы летаем низко.

Мы летаем далеко.

Мы летаем близко.

- какая страна на горизонте (появляется на экране флаг Франции).

Мы видим флаг Франции Внимание на экран, мы прибыли во Францию – страну королей, соборов и замков.

- Столица Франции – город Париж.

первое, с чем знакомятся туристы, приезжающие в Париж – это Эйфелева башня, Достопримечательностью Франции является и известный сказочник Шарль Перро. Он написал такие сказки: «Золушка», «Красная шапочка» «Синяя борода», «Мальчик с пальчик», «Подарки феи», «Ослиная шкура», «Кот в сапогах».

В гости бабушка звала

Внуков очень поджидала

По дорожке пять внучат

В гости к бабушке спешат

Топ-топ, прыг-скок, чики-брики

Стоит елочка высокая, а под ней шишки красивые

Не подарить ли нам шишку бабушке

А елка им в ответ: «Сначала раскрасьте схему слова шишка

Дальше братья побежали и поляну увидали

Там цветы росли ландыши красивые

Надо бабушке цветок подарить

А ландыш им в ответ: «Сначала раскрасьте схему моего слова

Птицы песенки поют

Зернышки везде клюют

Внуки к бабушке идут и гостинец ей несут пышки

Давайте составим схему слова пышки

Бабушка внуков поджидала и что он им сказала давайте отгадаем ребус (спасибо)

Звукобуквенный анализ (дети называют по порядку звуки в слове, характеризуют каждый звук и раскрашивают схему) в конце ребус

Мы бегали, играли шутили и смеялись,

Но время пролетело пора нам улетать.

-Куда мы летим? В какой стране мы живём?

- Россия, Россия, Россия,

Так Родину нашу зовут!

«Моя страна»

Посмотрю на карту я: (вытягивают вперед прямые ладони)

Вот российская земля. (поочередно соединяют одноименные пальцы рук)

Есть леса тут и озера,

Горы, реки и моря.

Я люблю тебя, Россия, (крепко сжимают в «замок»)

Ты же Родина моя! (прикладывают руки к груди)

Надоело звуку летать и решил он к нам детский сад залететь

Знакомство с буквой Ш.

На письме звук Ш обозначается буквой «Ш».

Буква Ш с тремя шипами — Не хватай ее руками (рисуем в воздухе).

- На что похожа эта буква? (Ковш экскаватора, гребешок, вилы, буква Е). Давайте нарисуем букву «Ш» (дети подходят к столу и рисуют на манке). – А теперь нарисуем у себя на ладошке. Ну, а сейчас давайте встанем в пары и «нарисуем» на спине друг друга эту букву (потом дети меняются местами).

- Из каких элементов состоит буква? (Из 4-х палочек).

Один, два, три, четыре, пять - Будем буквы составлять.

Счетные палочки выручайте – Строить буквы помогайте!

Игра найди букву ш среди других и положи на нее камешек. Посчитай сколько букв закрыли.

знакомство с правилом. Буква ш – особенная буква. Она обозначает только твердый звук «ш» и всегда читается твердо. Даже если стоит с гласной И.

Давайте попробуем почитать слоги.

Как читается слог ши (твердо)

Ребята, чтобы получше запомнили букву Ш и не путали её с другими буквами, предлагаю вам заштриховать букву Ш на листах. Каким цветом вы будете раскрашивать буквы? Почему? Ответы детей. Раскрашивать буквы следует только синим цветом, потому что она обозначает один согласный твердый звук Ш.

Дети штрихуют букву.

Итог занятия.

Логопед : Ребята, с каким звуком и буквой мы сегодня путешествовали?

В какой домик поселился звук Ш? Почему? Какой звук ш всегда. В каких странах мы побывали?

Составила учитель-логопед

Антощенко Е. Н.

Публикации по теме:

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну Знаний»Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну Знаний» «Путешествие в страну знаний». Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. «Почемучки» Образовательная область:.

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Страна Абвгдейка» Цель: Закрепление знаний, умений и навыков по разделу «Обучение грамоте». Задачи: Образовательные: Проверить усвоенные детьми знания, умение.

Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Проделки старухи Шапокляк»Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Проделки старухи Шапокляк» Образовательная область: речевое развитие. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное.

Итоговое занятие за 1 квартал по обучению грамоте в подготовительной группе Итоговое занятие в подготовительной группе по развитию речи (обучение грамоте) за 1 квартал. МБДОУ №34 «Колокольчик". Воспитатель: Голодова.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группеКонспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группе Цель: закрепить знание буквы Г, звуков "Г", "Гь". Задачи: коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект ООД по обучению грамоте «Путешествие по африканской саванне» в подготовительной логопедической группе Задачи: Коррекционно- образовательные: Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Животные жарких стран». Совершенствование.

Открытое занятие для родителей по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну Грамотейку на воздушном шаре»Открытое занятие для родителей по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну Грамотейку на воздушном шаре» Открытое занятие для родителей по образовательной области «Обучению грамоте» в старшей группе по теме «Путешествие в страну Грамотейка на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Занимательное путешествие со звуком [ш]»
Опубликовано: 30 июня 2024 в 16:05
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Занимательное путешествие со звуком [ш]»» (включая файлы) размещена пользователем елена антощенко (УИ 889580) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД