Эльвира Шаяхметова
Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Виртуальное путешествие в столицу Республики Башкортостан»
▼ Скачать + Заказать документы
«Виртуальное путешествие в столицу Республики Башкортостан»
Цель: помочь дошкольникам освоить программный материал, сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться большой активности детей на занятии.
Задачи:
- Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и гласные)
- закрепление навыков выделения нужного звука в слове;
- формирование умения выделять место звука в слове;
- закрепить знания детей о звуках – гласных, согласных (твердых, мягких);
Темочки:
- Башкортостан. Башкирский народ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
- формировать грамматический строй речи, расширять словарный запас;
- формировать умение делить слова на слоги;
- совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.
Раздаточный материал: цветные фишки (красные, синие, зеленые); полочки для фишек
Материалы: Проектор с презентацией, игрушки на звук К, Д/и «Матрешки», мяч, карточки с изображением одежды, карточки с изображением фруктов и овощей, тележка, фишки красного, синего и зеленого цветов.
Ход занятия
1. Воспитатель:Здравствуйте ребята, меня зовут Эльвира Сунгатовна, я приехала к вам из села Загородный и сегодня,я предлагаю вам отправиться в виртуальное путешествие в столицу нашей республику – в город Уфа. Дети, а что значит виртуально?
А передвигаться мы будем по волшебному пароходу, который нас перенесет из нашего детского садика в город Уфа. Но чтобы попасть в Уфу мы должны закрыть глаза и произнести волшебные слова: «Вправо-влево повернись, в столице Башкортостана окажись» (Музыка)
Слайды по городу Уфа.
Воспитатель: Ребята смотрите, мы оказались в столице нашей Республики, городе Уфе, посмотрите как здесь красиво.
Воспитатель: На днях я была в Уфе и посетила необычный, очень большой торговый центр «Планета», посмотрите какой он красивый, такой огромный, как наша планета. Сколько здесь магазинов! Я приглашаю вас поиграть со мной в магазин, но сначала нужно отгадать его название, которое заканчивается на. ки (показываю карточку)
(ответы детей)
Воспитатель: а какие вы еще знаете слова, которые заканчиваются на. ки? (показываю карточки со словами, за каждый правильный ответ даю жетон.
На экране изображение магазина игрушек.
Предлагаю вам отправиться в отдел игрушек, я буду продавцом, а вы покупателями, за фишки которые вы получили, нужно выбрать только ту игрушку, в слове которого есть звук «К».
Воспитатель: дети, чтобы в отделе «Игрушки» мы правильно общались с продавцом и между собой, мы проведем с вами артикуляционную гимнастику, поиграем с язычком.
Воспитатель: Мы теперь научились правильно разговаривать, приглашаю в отдел игрушек.
(Дети берут игрушку и садятся на свои места)
Воспитатель: Молодцы дети, вы правильно выбрали игрушки.
2. Игра «Назови ласково»
Воспитатель: Ребята,сейчас каждый опишет своюигрушку подходящими словами ( Например: Кукла-какая? красивая, нарядная)
Воспитатель: Вы отлично справились, все правильно описали свои игрушки.
3. Д/и «Подарки для матрешек»
Воспитатель: Следующий отдел – это отдел с сувенирами, а именно - Матрешки
Посмотрите на картинку с матрешками, они очень любят звук [М]
Вы можете подарить матрёшкам подарки - новые передники. Первой матрёшке подойдут передники с картинкой, в названии которой звук [К] находится в начале слова. Второй матрёшке, которая стоит в середине, подойдут передники с картинками, в названии которых звук [К] находится в середине слова. Последней матрёшке подойдут передники с картинкой, в названии которой звук [К] находится в конце слова. Дети по очереди называют картинки на передниках, определяют место звука [К] в слове и накладывают передник на матрёшку, которой он предназначен. Картинки:
[К] в начале слова- малина, мак, машина, морковь, масло, мыло.
[К] в середине слова – самокат, смородина, лимон, ромашки, сумка, панама.
[К] в конце слова – аквариум, дом, альбом, том, сом, ком.
Воспитатель: Молодцы,ребята, вы правильно определи место звука в словах.
4. А следующий отдел торгового центра – Игровая комната
Физминутка:
Воспитатель: мы с вами идем на игровую площадку. Все встаем в круг. Я буду кидать вам мяч и говорить слово, а вы возвращать мяч и произносить данное слово без первого звука.
Иволга – (Волга, Клава - (лава, Славочка – (лавочка, Влад – (лад,
хвалил – (валил, ковал – (овал, кролики – (ролики, улица – (лица,
град – (рад, клад – (лад).
5. Звуковой анализ слова (с крышками по цвету гласный и согласный)
Воспитатель: Ребята, отправимся дальше по торговому центру. Кто догадался, как называется этот магазин? (Магазин Одежды)
Воспитатель: какая красивая одежда продается здесь.
Воспитатель: Я приглашаю вас поиграть за столом, чтобы разобрать слово «Шуба». Давайте вспомним из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков.)
-Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные)
Какие звуки называются гласными? Почему их так называют?
Д. – Гласные звуки – это звуки, которые можно пропеть, громко и долго прокричать, а когда мы его произносим, нам во рту ничего не мешает: ни зубы, ни губы, ни язык.
-Фишками какого цвета обозначаются гласные звуки? (фишками красного цвета)
Воспитатель: –А какие звуки называются согласными?
Д. – Это те, которые нельзя крикнуть или пропеть, им мешают либо зубы, либо язык, либо губы.
Воспитатель – Какие бывают согласные звуки? (Твердые и мягкие)
-Фишками какого цвета обозначаются согласные звуки? (фишками синего цвета)
Воспитатель: У каждого звука есть свое окошечко (один ребенок работает у доски) шуба
В. – Рома, прочитай слово так, чтобы мы услышали первый звук.
- Каким цветом мы обозначим? (Синим)
- Почему? (Потому что это согласный звук)
- Как вы узнали, что это согласный звук? (Когда мы его произносим, мы встречаем преграду. Нам мешает язык и зубы
- Поставили фишку.
- А теперь Даша, прочитай слово так, чтобы мы услышали второй звук. (воспит. спрашивает еще несколько человек и они читают у себя на местах)
- Какой это звук? (Это звук гласный)
- Как ты узнала? (Когда мы его произносим, во рту нам ничего не мешает.
- Каким цветом мы его обозначим на схеме? (красным)
- Дима, прочитай слово так, чтобы мы услышали третий звук. (индивидуальный опрос)
- Какой в этом слове третий звук? (звук Б)
- Каким цветом мы обозначим на схеме звук Б? (Синим цветом)
- Почему? (Потому что это согласный звук. (и одновременно идет работа на местах)
- Как ты узнал? (Когда мы его произносим, нам мешают зубы и язык).
- Какой последний звук? (звук А)
- Какой это звук? (Это звук гласный, когда мы его произносим, во рту нам ничего не мешает)
- Сколько в этом слове согласных звуков? (2)
- Сколько гласных? (2)
- Вот теперь мы узнали все звуки в слове Шуба.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, правильно определили количество звуков в слове.
6. Продолжаем наше путешествие по торговому центру, следующий отдел «Продукты»
Воспитатель: Ребята, что бывает в продуктовом магазине? Я предлагаю поиграть в игру «Слоги».
- Со словами мы играем, их хлопками разделяем.
Я буду показывать картинки, а вам нужно разделить слова на слоги и определить количество слогов в словах: (показываю картинки овощей и фруктов) сначала мы эти слова прохлопаем, а потом посчитаем шагами.
Яблоко, огурец, капуста, апельсин, помидор, виноград, банан, тыква, перец, слива
Воспитатель: Молодцы. Ребята, кто скажет, как назвать одним словом - яблоко, апельсин, виноград, банан, слива? (фрукты)
А огурец, капуста, помидор, тыква, перец – это. (Овощи)
Воспитатель: молодцы, ребята, все правильно назвали количество слогов в словах. За это я вас угощаю вкусными и полезными яблочками.
Воспитатель:Наше путешествие заканчивается, нам пора возвращаться в детский сад. Встаайте в наш волшебный пароход, занимайте места, закройте глаза и произнесем волшебные слова (музыка)
Вправо-влево повернись,
В детский сад скорей вернись!
Воспитатель: Дети посмотрите, вот мы и вернулись в наш детский сад, в нашу группу.
7. Итог занятия.
Ребята вам понравилось путешествие?
- Какие задания были интересными, и понравились вам больше?
- Что вызвало трудности?
8. Рефлексия.
- Ребята, у меня есть смайлики, но они разные. Посмотрите.
- Чем они отличаются? ( настроением: радость, задумчивость, грусть)
- Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного.