Людмила Ушенина
Логопедическое занятие по обучению грамоте детей старшего возраста с ТНР «Звук и буква Т»
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическое занятие по обучению грамоте в компенсирующей старшей группе.
Тема: «Звук и буква Т».
Составитель: учитель-логопед Ушенина Л. А.
Цель: развитие интеллектуальных способностей, совершенствование познавательных и речевых процессов детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста по средствам использования развивающих игр и упражнений.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
- Познакомить с буквой Т.
Темочки:
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Обучение грамоте, логопедия. Конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- ТНР, заикание. Конспекты
- Темочки
- Закрепить навык чтения слогов с изучаемой буквой;
- Развитие фонематических процессов, умение выделять заданный звук (первый звук) в словах, соотносить звук и букву, давать характеристику звуку Т и Ть;
- Закрепить навык умения осуществлять звукобуквенный анализ слова МОСТ;
- Развитие конструктивных умений, логического и творческого мышления.
Коррекционно - развивающие:
- развивать мелкую моторику, развитие графомоторного навыка
и зрительного, слухового внимания и восприятия, через задание с игровизором «Посели букву в пустое окошечко»;
- развивать общую моторику, умение совмещать движение с оречевлением;
- развивать наглядно - образное мышление;
- развитие умения правильно строить свои высказывания и фразы.
Коррекционно - воспитательные:
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Материалы к занятию : картинки: кот Коттерфильд, буква Т; пособие В. В. Воскобовича -игровизор, вкладыши к игровизору «теремок с буквами», маркеры, влажные салфетки; наборы для звукобуквенного анализа; схема для нахождения места звука в словах на каждого ребенка (начало, середина, конец); логотомы для чтения слогов на магнитах.
Предварительная работа: игры с пособиями Воскобовича В. В.
Ход занятия:
- Ребята, приглашаю вас снова посетить школу кота Коттерфильда. Давайте произнесем волшебные слова «Раз, два, три – повернулись, в школе кота Коттерфильда очутись»
Для того, чтобы узнать с каким звуком и буквой будем сегодня знакомится, Коттерфильд предлагает поиграть в игру «Назови первый звук»
1. Д/и «Назови первый звук» (развитие слухового внимания)
(Педагог предлагает детям послушать ряд слов и назвать, какой звук слышится в начале этих слов: табурет, туфли, тапки).
- Прослушайте слова и назовите первый звук (Т)
- правильно, вначале этих слов, слышится звук Т.
2. Характеристика звука [Т]. Знакомство с буквой Т. работа с игровизором (развитие графомоторных навыков)
Сегодня ученый кот познакомит нас с новой – Т и звуком Т и Ть.
Посмотрите на букву Т и послушайте стихотворение, которое сочинил Коттерфильд.
Вниз черту проводим снова.
Сверху шляпка и – готово.
То ли зонтик, то ли гвоздь,
Буква Т – наш новый гость.
изобразите букву с помощью рук, поднимем левую руку согнутую в локте кверху, правую кладем сверху (показ) .
- На что похожа буква? (ответы детей)
Буква Т обозначает 2 звука твердый звук Т и мягкий Ть. Давайте вместе произнесем твердый звук Т.
( Дети отвечают на ряд вопросов: Какой это звук? (согласный). Почему? (язычок создаёт преграду воздуху). Как обозначаем? (синим квадратиком). Как можно проверить, звонкий он или глухой? (положите на горлышко ладонь, произнесите звук Т).
Коттерфильд предлагает вам пройти на свои места за столы, он приготовил для вас теремки с буквами, в них есть пустые окошки, возьмите игровизоры, и маркером впишите в пустые окошки букву Т.
-Какую букву, мы поселили в теремки?
3. Чтение слогов с буквой Т. (умение сливать звуки, навыки слогового чтения)
составить из букв слоги и прочитать их
(ТА, ТО, ТУ, АТ, ОТ, УТ)
4. Физкультминутка.
Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись, давай дружок,
Прямо спину ты держи,
На соседа посмотри,
Руки вверх и сразу вниз
И за стол скорей садись…
5. Игра «Будь внимательным».
У каждого ребенка полоска с тремя окошками, синий квадратик – символ звука Т
Я буду произносить слова, слушайте внимательно и передвигайте синий квадратик по полоске (где находится звук т : в начале слова, в середине или в конце) : троллейбус, канат, батон, мост, винт, фонтан.
6. Дидактическая игра «Составь слово из звуков» (умение производить звуковой анализ слов)
Коттерфильд предлагает совместно собрать слово по звукам. Слушайте внимательно (слово произносится по звукам) М-О-С-Т. Какое слово получилось?
(совместное составление схемы слова МОСТ)
- назовите первый звук в слове (М). согласный он или гласный? Твердый или мягкий, звонкий или глухой? И т. д педагог по мере разбора выстраивает схему слова на магнитной доске.
- Вы справились с таким трудным заданием. Теперь мы с вами готовы отправится в детский сад. Произнесем заветные слова «Вокруг себя повернулись, в детский сад скорей вернулись»
7. Рефлексия
С какой буквой познакомил нас кот Коттерфильд? Назовите, какие звуки обозначает буква Т.
Вам понравилось занятие?
Что больше всего понравилось?
Что вызвало затруднение?
Нарисуйте дома картинку, в названии которой будет слышаться звук Т.