Дарья Смольянинова
Занятие по народном творчеству «Народная игра как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство с народным творчеством, его особенностями и неповторимостью.
Задачи:
1. Воспитание уважительного отношения к истории и творчеству своих предков.
2. Разучивание народных игр, загадок, поговорок, пословиц.
3. Развитие речи и умение грамотно выражать свои мысли.
4. Воспитание любви к родному краю на основе народных традиций.
5. Воспитание эстетической культуры и культуры поведения.
Публикация «Занятие по народном творчеству „Народная игра как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Новые слова: гадание, Святки, Коляда, козульки.
Оборудование: Кукла ручной работы – коза Марфуша, фигурки и картинки домашних и диких животных; картинки с изображением пряников козулек, корчага с колосьями.
В: -Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам пришла вот эта замечательная кукла, это козочка и зовут ее старинным русским именем – Марфуша.
В: - Марфуша вам представилась, а теперь давайте познакомимся с вами (обращается к каждому ребенку и от имени козы спрашивает имя ребенка).
В: - Давайте сядем вокруг стола и погорим о народных традициях, но непросто традициях, а о тех, которые связаны с домашними животными.
- Ребята, давайте вспомним и назовем домашних животных.
Дети: Кошка, собака, корова, лошадь, овца, коза)
В: Правильно, а почему их называют домашними?
Дети: Потому что, они живут у нас в сарае, в нашем хозяйстве и мы за ними ухаживаем.
В: Что нам дают домашние животные?
Дети: Молоко, шерсть, мясо, а еще защищают нас – собаки, ласку – кошки.
В: А какие еще есть животные?
Дети: Дикие – они живут в лесу.
В: Назовите их.
Дети: Волк, лиса, кабан, белочка, лось олень, заяц.
В: Молодцы! Вы замечательно знаете животных. А теперь я бы хотела поближе вас познакомить с нашей гостьей – козочкой Марфушей. Но сначала отгадайте загадку:
Много шерсти, молока и округлые бока.
А еще есть рожки, острые немножко!
Свяжем шарф и варежки, на улицу нарядимся.
Не страшны нам холода, есть у бабушки? (КОЗА)
В: Ребята, а давайте посмотрим, как красиво одета наша козочка (рассматриваем платье, рюшки, бантики, штанишки и т. д.).
В: А сейчас я вам прочту рассказ о козе:
Коза, ребята, в творчестве русского народа занимала особое место. Благодаря своей теплой шерсти, ее считали символом плодородия, богатства и прибыли. В каждом дворе, где были маленькие ребятишки, обязательно держали коз. Коза делится с нами своим вкусным, и очень питательным молоком; из ее шерсти бабушки вяжут нам носки, варежки, теплые шарфы и свитера.
Коза Является одним из главных персонажей Святочных гаданий и Колядок, когда наряжались козой и ходили по избам, и пели Колядки, это такие поздравительные песенки, прославляющие хозяев. Например: «Ой, ты, Козочка – коза, рогатая дереза, про тебя мы пропоем, и пряников соберем». После таких песенок, хозяйка обязательно угощала колядовщиков, пряниками и конфетами. Козе было посвящено много пословиц и поговорок. Давайте вместе попробуем выучить пословицы о козе, они очень простые и легко запоминаются. Повторяйте за мной:
- «Где коза прошла, урожай родится богатый».
- «Коль водятся в хозяйстве козы, не страшны ни голод, ни морозы».
В: Молодцы, вы замечательно справились.
А еще ребята, перед рождеством (есть такой замечательный праздник, В старину пекли из ржаного теста пряники, назывались они козули или козульки, это обрядовые пряники в виде домашних животных. Одну козульку обязательно клали над воротами на скотном дворе, чтобы скотина была здоровой и плодовитой. Вот посмотрите, как они выглядят (показывает картинку с изображением пряников.
В: А еще, наш народ придумал множество игр, где главным героем является коза и козел. И сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру : «Пошел Козел по лесу» :
Пошел козел по лесу, по лесу, по лесу,
Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу, (идут за руки по кругу)
Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Условия игры: Дети становятся вместе с воспитателем в круг, берутся за руки. В середину воспитатель ставит ребенка, в руки дает козу Марфушу. Дети идут по кругу и проговаривают слова. Затем останавливаются и делают движения, о которых говорится в игре. Закончив, ребенок выбирает нового ведущего, передает ему козу, сам становится на его место. Играют до тех пор, пока ведущим побудит каждый ребенок.
В: Ребята, а с какими новыми словами вы сегодня познакомились.
Дети: Гадания, Святки, коляда, козульки.
В: Наше занятие подошло к концу, надеюсь, занятие вам понравилось. И теперь вы будете обязательно играть в игру, которую мы с вместе разучили. Спасибо за внимание!