Светлана Гладкова
Занятие по математике в старшей группе «Лесное путешествие»
Лесное путешествие
Тема: Сложение
Цель:
-закрепить представления детей о смысле сложения групп предметов, записи сложения с помощью знака +, взаимосвязи между частью и целым, тренировать умение выполнять действие сложения, счётные умения;
-тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, мелкую моторику рук.
Публикация «Занятие по математике в старшей группе „Лесное путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Ребята! Сегодня мне позвонил домовёнок Кузя. Наступила весна, а Кузя ещё не был в лесу, не видел своих друзей и очень по ним соскучился, он пока не может попасть в лес и попросил нас проведать Лешонка, лису, медведя и остальных друзей.
До леса очень далеко. Пешком мы будем идти очень долго. А что нам делать? (выслушиваются ответы детей).
Мы можем доехать на автобусе. А что нам нужно для этого? (билеты).
Воспитатель показывает детям один из билетов – карточку со значками.
-Какое свойство обозначено таким значком (воспитатель поочерёдно показывает на символы размера, цвета и формы? (размер, цвет, форма).
Каждый ребёнок получает свой билет. На стульях приклеены карточки с геометрическими фигурами. Ребёнку нужно найти своё место, то есть найти геометрические фигуры, которые символами-значками записаны в его билете. (Почему ты так решил)
Дети рассаживаются в автобусе и едут в лес.
-Ну вот мы и на месте. Посмотрите, в лесу уже растаял снег, наступила весна и появились первые цветы. Посмотрите, на полянке расцвели подснежники белые и фиолетовые (5 белых и 3 фиолетовых цветков лежат на ковре, дети должны и х сосчитать и с помощью карточек с цифрами и знаками выложить пример 5+3=8. Цифры и знаки лежат вперемешку на столе (дети выкладывают на столе, а один ребёнок делает это на доске).
Ребята, я видела белочку. А что любит кушать белка? (орехи, шишки, грибы)
Воспитатель предлагает рассмотреть картинку и рассказывает, что из этих плодов нужно приготовить угощение для белки (на картинке нарисованы 2 корзинки, 2 еловые шишки, 2 сосновые шишки, 7 грибов и 7 орехов).
-Из чего мы будем готовить угощение?
Воспитатель рассказывает, что в корзину нужно положить угощение двух видов: две штуки одного вида и семь штук другого вида.
-Какие из плодов можно взять для угощения?
Возможны различные варианты: 2 еловые шишки и 7 орехов, 2 еловые шишки и 7 грибов, 2 сосновые шишки и 7 орехов, 2 сосновые шишки и 7 грибов.
Выслушиваются все предложения детей, после чего решаем, например, положить в первую корзину 2 еловые шишки и 7 орехов, а во вторую – 2 сосновые шишки и 7 грибов.
-Какое действие мы совершили с плодами, чтобы получилось угощение? (действие сложения)
-Из каких частей состоит угощение в первой корзине? Во второй?
-Сколько всего плодов получилось в каждой корзине? (9 штук)
Белка благодарит детей за угощение и просят записать из чего оно состоит. Как это сделать? Воспитатель предлагает взять листочки с пустыми корзинками и зарисовать.
-Нарисуйте в корзинках, как мы готовили угощение в первой корзине. Какая была первая часть, вторая, целое? (2 еловые шишки, 7 орехов, 2 еловые шишки и 7 орехов). На какую фигуру похожа еловая шишка? (овал) орех? (круг)
Дети последовательно рисуют в мешках сначала 2 овала (контур, потом 7 кругов (контуры) и их сумму.
Воспитатель выставляет соответствующие фигуры на доске (кто-то из детей может помогать).
-В угощении надо указать количество плодов. Сколько плодов в 1й части, 2й части, всего в корзине? (2, 7, 9)
-Какой знак надо поставить между первой и второй частью, чтобы показать, что для приготовления угощения эти части надо сложить? (+)
-Сложенные вместе части равны целому? (да)
-Значит какой знак мы должны здесь поставить? (=)
-Давай запишем это цифрами (дети диктуют, воспитатель ставит цифры на доске).
-Прочитайте запись, которая у нас получилась (2+7=9).
Аналогично дети выполняют сложение для угощения из второй корзины, а затем воспитатель записывает цифрами.
Затем воспитатель предлагает детям посмотреть на обе записи.
Что интересного вы увидели? (записи одинаковые)
-Почему так получилось, ведь в одном случае вы складывали еловые шишки и орехи, а в другом – сосновые шишки и грибы?
Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель делает вывод: в обоих случаях части по количеству одинаковые, а если складывать одинаковые по количеству части, то и результат получится одинаковый.
-Как вы думаете, по образцу 2+7=9 можно составить угощение? (да. Для этого надо взять 2 каких-либо плода и к ним добавить 7 других плода)
Воспитатель говорит, что белка будем очень рада и благодарна за угощение.
Дети выходят из-за столов. Проводится физминутка. (устали мы ходить по лесу, нужно немножко размяться).
Ребята, у медведя, друга Кузи, проблема. Он нашёл в лесу 2 кустика малины, и не знает на каком кустике больше ягод. На первом кустике 4 ягоды, а на втором – 6. У детей на столах листочки с нарисованными ягодами. Дети должны сказать какой знак нужно поставить: больше или меньше. Также нарисованы 5 морковок и 3 кочана капусты, нужно помочь узнать зайцу чего больше (дети ставят знак больше меньше, за столы не садятся).
После выполнения задания дети идут дальше по лесу и находят волшебный кузин сундучок. Но он закрыт. Чтобы его открыть, нужно решить задачи.
На забор взлетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов? (3)
Четыре гусёнка двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей –
Сколько всего в воде малышей? (6)
Дети решают задачи и сундучок открывается. Там сюрприз
ля детей.
Подводится итог, что видели в лесу, что делали. Воспитатель обещает позвонить Кузе и рассказать, что происходит в лесу.
-Ребята, посмотрите, автобус ещё не уехал и ждёт нас. Рассаживайтесь поскорее и отправляемся в путь (едут, звучит музык).(если с другом вышел в путь)
Приехали, вышли из автобусу (на ковре).
-Ну вот мы снова в нашем детском саду. А где же мы сегодня побывали, ребята? Кого видели? Кому помогли? … (подведение итогов).