Наталья Асташкина
Занятие по математике «Измерение объема сыпучих тел» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по математике в подготовительной группе «Измерение объема сыпучих тел»
Цель: обучение измерению с помощью условной мерки.
Задачи: Учить детей определять объём сыпучих тел с помощью условной мерки, закреплять знания о последовательности дней недели, упражнять детей в составлении числа 6 из двух меньших; Развивать логику, воображение, умение делать выводы, способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои ответы. Воспитывать доброжелательное отношение друг к друг при работе в подгруппах, умение слушать и слышать друг друга; аккуратность при выполнении задании, воспитывать нравственные качества: доброжелательность, умение прийти на помощь, объективно оценивать свою работу, действовать по инструкции педагога.
Публикация «Занятие по математике „Измерение объема сыпучих тел“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
Материалы и оборудование : два прозрачных сосуда – стеклянные миски достаточного объёма необязательно одинаковые, в одной из низ них насыпано 6 стаканов риса, прозрачный стакан с нарисованным или штампованным ободком, салфетка, фишки – 10 штук, 6 фишек, столовая ложка, пять видов круп.
Ход занятия.
1 Эмоциональный настрой.
Ребята! Посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и поиграем в игру «Передай свою улыбку», показываем мимикой своё настроение. Вот такое настроение с улыбкой пусть будет у вас на протяжении всего дня.
2. Работа с условной меркой.
Ребята, на днях мы с вами прочитали рассказ Н. Носова «Мишкина каша».
- Что произошло с героями этого рассказа? (они остались одни дома и решили сварить кашу)
–Получилась у них каша? (нет)
-А почему? (Они взяли много крупы)
Давайте мы с вами разберёмся, что они сделали неправильно.
При приготовлении любого блюда нужно следовать рецепту, там чётко прописано, что нужно взять и сколько.
Я спросила поваров, сколько крупы необходимо для приготовления каши для детей нашей группы. Вот из такого количества крупы повара могут сварить кашу для вас (выставляю на стол ёмкость с рисом).
Повара крупу взвесили.
Как мы можем узнать, сколько здесь крупы? (дети высказывают свои предложения)
- А мы сможем её измерить, используя мерку.
- Вы хотите научиться, как нужно работать меркой, сколько крупы нужно взять для приготовления каши, чтобы её хватило на всех, но и лишнего не осталось, как в рассказе «Мишкина каша». Я вас сегодня научу этому.
Мерка может быть разной. Меркой может быть ложка, стакан.
- Как выдумаете в нашем случае, что нам послужит меркой?
- Стакан – это наша мерка. Сейчас я вам покажу, как правильно работать с меркой. Беру мерку, наполняю до верха, лишнее убираю. Мерка должна быть полной, по ободочек, но не с горкой. Чтобы не сбиться со счёта за каждый отмеренный стакан с крупой откладываем фишку. Фишку кладём тогда, когда стакан с крупой пересыпан.
Показ измерения объёма крупы. (После того как вся крупа пересыпана) спрашиваю:
-Как узнать, сколько мерок вместилось в емкость? (пересчитать фишки) – пересчитали.
-Сколько стаканов крупы было в нашей ёмкости? (Шесть стаканов крупы- 6 мерок
-А сколько крупы стало в ёмкости? (Шесть стаканов крупы- 6 мерок)
- Что мы с вами делали? (Мы пересыпали рис стаканом из одной миски в другую с помощью мерки)
Мы измеряли крупу меркой, а в рассказе Носова Мишка и его друг насыпали крупу на глаз, без мерки. Вот и результат.
А сейчас вы попробуете сделать поработать с меркой. Выберите себе геометрическую фигуру. Одинаковые геометрические фигуры это ваша пара. Вам необходимо измерить объём крупы меркой. Один измеряет, а другой считает, чтобы не сбиться со счёту и выполнить правильно. Не мешайте друг другу, выполняйте задание правильно. Как выполните задание рядом с миской положите, ту цифру, сколько крупы в ваших мисочках. Дети работают в парах.
-Давайте посмотрим, какой объём круп был на ваших столах.
Какую вы крупу измеряли?
Сколько мерок в вашей кастрюле? (дети называют и показывают цифру).
Вывод: вы поработали с меркой, сейчас вы сможете сами измерить то количество крупы для приготовления каши, которое прописано в рецепте. И с вами не произойдёт то, что произошло с героем рассказа Носова.
3. Физкультминутка.
Жил-был маленький гном (приседают, встают)
У гнома был маленький дом (изображают руками «крышу» над головой)
Гномик кашу варил («помешивают» кашу)
И всем – всем - всем говорил (показывают друг на друга)
«Все мы, и ты, и я – друзья! (кладут руку на плечо соседа)
В гости ко мне прибегайте (бег на месте)
Ноги вытирайте! («вытирают» ноги)
Садитесь за стол (приседают)
Кашей угощайтесь! (имитируют действия с ложкой)
И друг другу – улыбайтесь! (улыбаются)
Давайте посчитаем, сколько видов круп мы измерили? Повара нашего детского сада готовят каждый день на завтрак разные каши, то насколько бы дней нам хватило измеренной крупы. (На 6)
4. Работа с календарём
На доске висит цветной календарь.
Давайте посчитаем, до какого дня хватит крупы.
Какой сегодня день недели? (четверг). Мы посчитали, крупы хватит на 6 дней. Значит, до какого дня (до среды)
_ я с вами не соглашусь?
-Сколько дней в неделе? (7)
- А все ли семь дней работает детский сад? (нет)
- А как называются те дни, когда детский сад не работает? (выходные дни)
-Назовите выходные дни? (суббота, воскресенье)
-Давайте пересчитаем, до какого дня хватит крупы? (до пятницы)
Состав числа 6
Ребята, а вы знаете, что повара в детском саду часто готовят вкусную кашу «Дружба». А вы знаете, что это за каша? Что необходимо для её приготовления? (её варят из двух видов круп)
- Мы постараемся сейчас приготовить такую кашу. Мы знаем, что для приготовления каши необходимо 6 стаканов крупы. Кашу «Дружба» мы будем готовить из риса и пшена. Сколько стаканов, какой крупы нам необходимо взять, что сварить кашу «Дружба», пример, я беру 1 стакан риса и 5 стаканом пшена. У меня в итоге получилось 6 стаканов.
Дети называют состав числа, выходят к доске и ставят соответствующую цифру. Повторяем ёще раз состав числа 6.
Молодцы!
-Чему вы сегодня научились?
- С помощью чего мы измеряли крупу? (Крупу мы измеряли с помощью мерки)
Сейчас вы знаете, как правильно работать с меркой и сможете сами измерить или помочь маме.
-Что было трудным?
-Что понравилось делать больше всего?
- Где вам это может пригодиться?
Я знаю много мерок, но вы о них узнаете позднее.
Спасибо, все занимались хорошо, мне с вами было очень интересно.