Светлана Староверова
Конспект занятия по математическому развитию для подготовительной группы с участием родителей «Морское путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
«Морское путешествие»
Цель: Активизировать мыслительную деятельность, формировать интеллектуальные способности у детей.
Задачи:
I. Образовательные:
- продолжать учить составлять алгоритм простейших задач;
- продолжать учить строго следовать правилам при выполнении цепочки действий;
- продолжать учить сравнивать количества, правильно расставлять математические знаки («<», «>», «=»);
Публикация «Конспект занятия по математическому развитию для подготовительной группы с участием родителей „Морское путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
- закреплять знания о цвете, форме, размере, величине, пространстве и времени.
II. Развивающие :
- развивать мыслительные операции и действия (умение анализировать, рассуждать, доказывать);
- стимулировать творческое мышление и воображение;
- развивать интерес к действиям «+» и «-»;
- развивать навыки самоконтроля и самооценки в процессе работы;
- способствовать развитию мелкой моторики рук;
- способствовать развитию и сохранению правильной осанки у детей.
III. Воспитательные:
- воспитывать стремление довести начатое дело до конца;
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать стремление к познанию нового, к преодолению трудностей.
Методы и приемы
I. Наглядные: карточки со схемами, модели с изображением геометрических фигур.
II. Словестные: словесно-логические задачи, вопросы, пояснение, обобщение, поощрение, стимулирование.
III. Практические: выполнение заданий за столами и у мольбертов, упражнения: «сравни и поставь знак», «вставь пропущенные числа», «найди соседа числа».
IV. Игровые: сюрпризные моменты, физкультминутка, дидактические игры (математические кубы, числовые мельницы).
Предварительная работа
1. Игровые задания «Числа - потеряшки» .
Цель: закрепление знаний о числовой последовательности.
2. Д/и «Числовая лестница».
Цель: развитие зрительного восприятия, произвольного внимания, памяти, образного мышления, закрепление знаний о числовой последовательности.
3. Д/и «Найди соседей» (по подгруппам).
Цель: закрепление знаний о нахождении числа в натуральном ряду.
4. Д/и «Посчитай - ка».
Цель: закреплять умения выполнять простейшие математические действия.
5. Д/и «Реши задачу по картинке».
Цель: совершенствовать умение детей составлять условие задачи, задавать вопрос и выполнять решение, знание цифр, закреплять счет в пределах 10.
6. Решение словесных и логических задач ( например: на прогулке составление и решение задач о птицах, животных, растениях; счет ступеней при поднятии и спуске по лестнице и т. д.).
Материал и оборудование
- мольберты;
- карточки со схемами, маркеры;
- музыкальный центр;
- поощрительные подарки;
- 2 куба с цифрами на липучках;
- числовые мельницы;
- карточки с геометрическими фигурами и математическими знаками;
- конверты с заданиями;
- российский и пиратский флаги;
- сундук с подарками;
- вывеска с названием острова;
- якорь;
- спасательный круг;
- пальмы для оформления зала.
Словарная работа
Активизировать словарь детей: четные числа, нечетные числа, условие задачи, вопрос задачи, решение задачи.
Ход занятия
Восп. : Ребята, сегодня наше занятие пройдет в необычной форме.
Вы хотели бы узнать много нового и интересного?
Дети: Да.
Восп. : Тогда мы отправимся в путешествие. А на чем можно путешествовать?
Дети: На самолете, велосипеде, автобусе, машине, пешком…
Восп. : Да, но посмотрите, перед нами море.
Дети: Тогда нам нужен морской корабль.
Восп. : Как же быть?
Дети: Вот конструктор. Давайте построим его?
Восп. : Приступайте к строительству!
/дети строят корабль используя модули и вспоминают названия деталей (фигур) модульного конструктора : шар, цилиндр, конус, куб, параллелепипед/
Восп. : Ну что ж, молодцы, какой замечательный корабль у вас получился. Можно отправляться в морское путешествие?
Дети: Да-а-а-а!
Восп. : А для меня местечко найдется?
Дети: Конечно!
Восп. : Ну тогда в путь! Поднять якорь!
/звучит музыка, шелест волн/
Восп. : Я вижу берег. Куда же мы с вами приплыли?
Дети: Давайте прочитаем… ОСТРОВ «ПОСЧИТАЙ – КА».
Восп. : Да, действительно. А вы когда-нибудь бывали в стране математики?
Дети: Нет.
Восп. : А хотите?
Дети: Конечно, хотим!
Восп. : Тогда идемте. Ой, что это?
Дети: Это мельницы.
Восп. : Да действительно мельницы, а на них числа.
Дети: Значит мельницы числовые.
Восп. : А вот и первое задание : «Нужно вставить пропущенные числа на крыльях каждой мельницы и найти отличия у трех мельниц».
/задание в конверте/
Восп. : Задание понятно?
Дети: Да-а-а-а!
Восп. : Ребята, мельниц сколько?
Дети: 3
Восп. :Как же быть? Нас значительно больше…
Дети: (варианты детей)
/дети делятся на команды и с помощью карточек на липучках вставляют пропущенные числа/
Восп. : Давайте посмотрим, что же получилось. ?
Полина: У нашей мельницы числа идут по порядку (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7).
Восп. : Ребята, вы согласны?
Дети: Да-а-а-а!
Восп. : А у вас?
Ребё нок: На нашей мельнице только четные числа по порядку (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16).
Восп. : Ребята, я вот что-то подзабыла, а какие числа называются четными?
Ребё нок: Четные числа – это те числа, которые делятся на 2 без остатка.
Восп. : Молодец!
Восп. : А что у вас?
Ребё нок: На нашей мельнице нечетные числа, они не делятся на 2.
Восп. : Я рада за вас и ваши знания, предлагаю отправиться дальше! Но куда?
Дети: А вот же стрелочки.
Восп. : Пойдемте. Ребята, а здесь вас ждет не менее интересная игра, которая называется «Кто следует за тобой?».
/задание в конверте/
Восп. : Жили-были числа. Стояли они друг за другом. Каждый знал, кто за кем следует, кто кому предшествует. Но однажды они разбежались. Вам предлагается навести порядок, пользуясь стрелками. Ребята, стрелку нужно направлять от меньшего числа к большему. Это будет означать, что число, от которого идет стрелка, меньше того числа, к которому она направлена. У вас 6 схем с заданиями, а вас?
Дети: 12 человек.
Восп. : Что же делать?
Дети: Поделиться парами.
Восп. : Пожалуйста, поделитесь на пары и приступайте к выполнению задания. У вас всё получится.
/дети делятся самостоятельно на пары и выполняют задания на мольбертах/
Восп. : Предлагаю проверить, как вы справились с заданием. Пожалуйста, поменяйтесь местами и мольбертами и проверьте правильность выполнения задания.
/дети проводят взаимоконтроль/
Восп. : Молодцы! Числа поняли, что живут по интересному правилу. Они идут друг за другом так, что каждое следующее число больше предыдущего на один, а каждое следующее число меньше последующего тоже на один.
Восп. : Молодцы, ребята! А сейчас предлагаю вам немножко отдохнуть и поиграть. Присаживайтесь кружком, а я объясню правила игры. Игра называется «Назови соседей». У меня есть куб с числами, нужно по очереди подбрасывать его вверх и в зависимости от выпавшего числа называть его соседей.
/рядом с проведением игры вывесить числовой ряд/
Восп. : Кто первым начнет?
Ребё нок: У меня выпало число 3, его соседи 2 и 4.
Восп. : Давай проверим, убирай карточку, скрывающую правильный ответ. Молодец!
/Ребята играют по очереди, осуществляя самоконтроль. Чтобы все дети приняли участие в игре, вносится еще один куб с таким же заданием/
Восп. : Предлагаю отправиться дальше.
Дети: Да, конечно, идем по стрелочкам.
Восп. : Посмотрите, какой здесь беспорядок. Наверно был сильный ветер, здесь и карточки, и математические знаки, а вот и конверт с заданием. Кто поможет мне прочесть?
Ребё нок: СОСЧИТАЙ И ПОСТАВЬ ЗНАК.
Восп. : Ребята, разбирайте карточки и приступайте к выполнению задания. Удачи!
/Дети самостоятельно выбирают себе карточки с заданием,
на которых нарисованы геометрические фигуры
Но пропущен знак, а также усложненный вариант:
Числа и пропущенный знак, например: 7….9; 0….6/
Восп. : Предлагаю поменяться местами, чтобы проверить правильность выполнения задания.
/дети осуществляют взаимоконтроль/
Восп. : Я очень рада, что вы все справились со всеми заданиями, были внимательными и аккуратными. Ну что ж, мы вернулись обратно к своему кораблю, пора возвращаться…
звучит музыка, раздается грохот и голос:(РОДИТЕЛИ - птраты)
…Ха-ха-ха, захотели вернуться! Мы, пираты с острова математики, захватили ваш корабль. Ха-ха-ха, еще никто просто так не уходил с нашего острова. Прежде чем покинуть его, вам придется решить сказочные загадки, но вам с ними не справиться, это точно ха-ха-ха! Нужно уметь думать, воображать и фантазировать, уметь слушать и, конечно же, считать. Вы готовы?
Дети: Да-а-а-а!
(Выходят пираты – родители)
Пираты: Тогда слушайте условие задачи:
Заспорили карандаши в коробке. Синий сказал:
- Я, самый главный, меня дети больше всех любят. Моим цветом раскрашивают море и небо.
- Нет, я самый главный, - сказал красный карандаш. – Моим цветом раскрашивают ягоды и праздничные флажки.
- Ну, нет, это я самый главный, - сказал зеленый карандаш. – Моим цветом раскрашивают травку и листья на деревьях.
- Спорьте, спорьте, - думал про себя желтый карандаш. – Уж я-то знаю, главный цвет – это я. И меня дети любят больше всех, потому что раскрашивают моим цветом хлеб и солнце.
Пираты: Вопрос задачи:
Сколько всего карандашей было в коробке?
Дети: В коробке было четыре карандаша.
Пираты: Правильно! Ну, это просто случайность, что вы правильно решили задачку.
Слушайте вторую задачку. Вот ее условие:
«Пролетела сорока по лесу. Сообщила, что пчелы будут всех зверей медом угощать. Первым к улью прибежал медведь с бочонком. Второй прискакала белочка с кружкой. Третьим примчался заяц с миской. Четвертой пришла лиса с кувшином. Пятым приковылял волк с кастрюлей».
Пираты: Вопрос задачи такой:
Каким по счету примчался к улью заяц?
Дети: К улью заяц примчался третьим!
Пираты: Молодцы, опять справились!
Слушайте третью задачку, самую сложную:
«Нарядились звери, пошли погулять. Медведь в шляпе, волк в кепке, лиса в панамке, белка в косынке, а заяц в пилотке. Вдруг подул сильный ветер и сдул с медведя шляпу, а с лисы панамку».
Вопрос:
Сколько зверей осталось в головных уборах?
Дети: В головных уборах остались трое!
Пираты: Вы молодцы! Справились со всеми задачками. Забирайте свой корабль, а за находчивость и быстроту на корабле вас ждет сюрприз! Счастливого пути!
Дети: Спасибо!
Восп. : Предлагаю пройти на посадку.
/дети садятся на корабль и находят сундук с подарками/
Восп. : Ну что ж, вот мы с вами и прибыли обратно в наш детский сад. Хочу признаться, что я получила большое удовольствие от сегодняшнего путешествия. А вы?
Дети: /Высказывания детей/.
Восп. : Что вам запомнилось больше всего? Какие задания были самыми интересными?
Дети: /Ответы детей/.
Восп. : Спасибо вам, ребята! А на память о сегодняшнем путешествии хочу подарить вам вот такие памятные подарочки о наших приключениях и путешествии.