Меньшугина Наталия
Занятие по грамоте «Знакомство со звуком [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление со звуком [Ш] и буквой Ш.
Задачи:
Образовательные: Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
Развивающие: Развитие связной речи, фонематических представлений, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики
Воспитательные: Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности
Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, двигательная.
Педагогические технологии: Игровые, здоровье сберегающие.
Публикация «Занятие по грамоте „Знакомство со звуком [Ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Материалы и оборудование: Доска, мяч, кружочки, картинки с предметов, в названии которых есть звуки [Ш]
Демонстрационный материал: буква Ш. Картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [Ш], Звуковые линейки, кружочки, цифры 1 и 2.
Раздаточный материал: звуковые пеналы, листы с заданиями, цветные карандаши, счетные палочки
1. Педагог: Здравствуйте ребята! Как я рада видеть вас! Какое замечательное утро! Сегодня нас ждёт много интересного. Посмотрите друг на друга улыбнитесь и пожелайте доброго утра и хорошего настроения.
Педагог: Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой, почитаем и поиграем. А для начала повторим пройденный материал, рассмотрите картинки, висящие перед вами, и определите первый звук в названии каждой картинки.
1-й ребенок: Стул. Первый звук [с]. Замок. Первый звук [з].
2-й ребенок: Змея. Первый звук [з]. Соль. Первый звук [с].
3-й ребенок: Спички. Первый звук [с]. Звезда. Первый звук [з].
4-й Педагог: Зебра. Первый звук [з]. Свеча. Первый звук [с].
Педагог: Вы отлично справились с заданием.
Повторение пройденного материала.
Упражнение с мячом «Вспомни слова на звук З»
Педагог: Молоды ребята, вы справились с задание.
Новый материал.
Педагог: Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нем чаще других.
Шура шубку надевала,
Шарф и шапку потеряла.
Дети: Звук [ш].
Педагог: Давайте произнесем звук [ш] все вместе.
Характеристика звуков
Как вы думаете, звук [ш] — гласный или согласный?
Дети: Согласный.
Педагог: Верно. Его нельзя петь. Каким кружком мы будем обозначать этот звук?
Дети: Синим.
Педагог: Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и определите, он звонкий или глухой.
Дети: Он глухой.
Педагог: Твердый или мягкий?
Дети: Твердый.
Педагог: Верно. Это согласный твердый глухой звук. Причем он всегда
твердый. Давайте поиграем с новым звуком. Вы будете хлопать, как только услышите звук [ш].
Для игры предлагается следующий материал: ш, с, ш, з, д, ж, ш, с, т, ш; ша, жу, шо, су, за, ши, зо; санки, шарик, коса, жара, шишка, шить, стоять,
широкий, пустой.
Закрепление нового материала.
Педагог: Возьмите в руки синий кружок. Вы будете поднимать их, как только услышите звук [Ш].
Для игры используется следующий материал: ш, и, а, ш, у, э, ш, л’, а, ш, лошадь, липа, шило, майка, мышь, лей, лимон, шуба, роза, карандаш.
Педагог: Молодцы! Вы были очень внимательными и не допускали ошибок.
Определение сколько слов со звуком [Ш] «Кто слушает внимательно?»
Педагог: Давайте проведем соревнование. Я прочитаю вам стихотворение, вы послушаете его внимательно и возьмете по столько палочек, сколько слов со звуком [ш] услышите. Победит тот, кто будет слушать внимательно.
Кошка за мышкой вприпрыжку бежала.
Кошка устала, и мышка устала.
Рядышком тихо сели зверюшки —
Острые ушки и круглые ушки.
Педагог: Давайте определим, кто же стал победителем. Сколько палочек нужно было взять? Перечислите и сосчитайте слова со звуком [ш].
Дети: Кошка, мышкой, кошка, мышка, рядышком, зверюшки, ушки, ушки. Восемь слов. Нужно было взять восемь фишек.
Педагог: У кого восемь фишек? Кто стал победителем?
Определение звука в слове.
Педагог: А сейчас давайте поиграем с кружочками. Они помогут нам определять место звука [ш] в словах.
Слушайте внимательно.
Для игры предлагается следующий материал: перышко, камыш, шум, шумный, солнышко, малыш, шуметь, колышек, ёрш, душ.
Дети отмечают место звука в слове кружочком на звуковой линейке.
Физкульт минутка.
Раз - подняться, потянуться.
Два-согнуться разогнуться.
Три в ладошки 3 хлопка,
головою 3 кивка.
На четыре – ноги шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за стол тихонько сесть.
Игра 1, 2
Педагог: Рассмотрите и назовите картинки. Помните, во всех названиях
есть звук [Ш]. Мышь, душ, крыша, груша, пушка, мешок, уши, шкаф, шары, шапка.
Педагог помещает на доску цифры «1» и «2».
Педагог: Разделите эти слова на слоги и поставьте под цифру «1» те картинки, названия которых один слог, а под цифру «2» те картинки, названия которых делятся на 2 слога.
Знакомство с буквой
Педагог: Мы сегодня слушали и произносили звук [Ш]. Этот звук обозначают буквой Ш. Выставляется картинка с изображением буквы
-На что похожа буква Ш? Послушайте стихотворение:
Буква Ш совсем простая,
Как забор стоит прямая,
Но шипит, шумит шуршит,
Шепеляво говорит.
Педагог: А теперь ребята возьмите палочки и выложите из них букву Ш
Игровое упражнение «Составь схему предложения»
- Ребята, составим предложения с из слов на звук Ш, и составим схему к ним, используя пеналы и полоски. Педагог предлагает детям самостоятельно придумать предложения, выслушивает несколько вариантов. Дети на столах выкладывают схему предложения.
Педагог: Наше занятие подошло к концу.
- Что Вы нового узнали на занятии.
- Какие игры, задания каждому из вас большего всего запомнились, понравились? (ответы детей)
- С какими звуками мы сегодня познакомились?
- Какие это звуки? Почему?
- Дайте характеристику звуку [Ш]
- А еще что нового мы сегодня узнали?
- Молодцы, вы хорошо поработали!