Меньшугина Наталия
Занятие по грамоте «Знакомство со звуком [Ч]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Ознакомление с буквой Ч и звуком [Ч].
Задачи:
Образовательные: ознакомление со звуками [ч] и буквой Ч; закрепить умение соотносить звук с буквой; закрепить зрительный образ буквы; обучать составлять предложения и графические схемы к ним; совершенствовать навыки звукового анализа.
Развивающие: развивать фонематический слух, логическое мышление, мелкую моторику, зрительное и слуховое внимание.
Воспитательные: формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Темочки:
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, двигательная.
Педагогические технологии: Игровые, здоровье сберегающие.
Материалы и оборудование: Доска, домик, кружочки, картинки с предметов, в названии которых есть звук Ч
Демонстрационный материал: Буква Ч, картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки ч,звуковые линейки.
Раздаточный материал: звуковые пеналы, листы с заданиями, счетные палочки
Педагог: Здравствуйте ребята! Как я рада видеть вас! Какое замечательное утро! Сегодня нас ждёт много интересного. Посмотрите друг на друга улыбнитесь и пожелайте доброго утра и хорошего настроения.
Сегодня мы познакомимся с новым звуком и поиграем. Для начала я предлагаю вам такое задание. Сейчас я показываю картинки. Каждый из вас должен будет подумать, какой звук первый в этом слове. Первое слово для Насти. Чебурашка.
Первый ребенок называет звук.
Педагог:Второе слово для Вани. Черепаха
Второй ребенок называет звук.
Педагог: Третье слово для Дани. Часы
Третий ребенок называет звук.
Педагог:И последнее слово для Софии
Чайник
Педагог:Вот об этом звуке и букве, которая его обозначает, мы и будем говорить сегодня.
Повторение пройденного материала.
Педагог предлагает детям продолжить игру.
Педагог: Вы запомнили свои слова? Разделите их на слоги.
1-й ребенок: Че-бу-раш-ка. Четыре слога.
2-й ребенок: Че-ре-па-ха. Четыре слога.
3-й ребенок: Ча-сы. Два слога
4-й ребенок: Чай-ник. два слога.
Педагог: Отлично! Вы выполнили задание.
Новый материал.
Педагог: Отгадайте загадку
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу
Крышка громко зазвенела: «Пейте чай, вода вскипела!»
Дети: Чайник.
Педагог: Какой звук первый в этом слове
Дети: [Ч]
Педагог: Давайте произнесем звук [ч] все вместе.
Дети вместе с педагогом произносят звук [ч].
Характеристика звуков
Педагог: Как вы думаете, звук [ч] — гласный или согласный?
Дети: Согласный.
Педагог: Верно. Его нельзя петь. Каким кружком мы будем обозначать
этот звук?
Дети: Синим.
Педагог: Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и опреде-
лите, он звонкий или глухой.
Дети: Он глухой.
Педагог: Твердый или мягкий?
Дети: мягкий
Педагог: Верно. Это согласный мягкий звук, а каком домике живет звук [ч] ?
Дети: В зеленом
Закрепление нового материала.
А теперь возьмите в руки по одному синему кружку. Вы будете поднимать их, как только услышите звук [Ч].
Для задания предлагается следующий материал: х, к, т, х, ч, ф, х, в, ф, х; ча, ку, го, фу, ка, хо, фо; качели, кровать, силач, скакать, мяч, меч, мохнатый, мокрый, черный.
Дети слушают и поднимают кружки, услышав звук [ч].
Педагог: Молодцы! Вы были очень внимательными и не допускали ошибок.
Звуковой анализ слова.
У доски на домике выбранный ребенок составляет схему слова, остальные дети делают тоже самое за столом затем все вместе делаем разбор (сколько гласных, сколько согласных)
Физкультминутка
Раз - подняться, потянуться.
Два-согнуться разогнуться.
Три в ладошки 3 хлопка,
головою 3 кивка.
На четыре – ноги шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за стол тихонько сесть.
Работа с раздаточным материалом
Педагог: Перед вами лежат картинки, определитев каких словах есть звук [Ч], зачеркните это картинки.
Знакомство с буквой
Педагог: Мы сегодня слушали и произносили звук [ч]. Эти звуки обозначают буквой Ч. Выставляется картинка с изображением буквы
-На что похожа буква Ч? Послушайте стихотворение.
Червячок и черепаха
Ча-ча-ча пошли плясать.
Это значит, всем ребятам
Букву «Ч» пора писать.
Педагог: А теперь ребята возьмите палочки и выложите из них букву Ч.
Игровое упражнение «Составь схему предложения»
- Ребята, составим предложения с из слов на звук Ч, и составим схему к ним, используя пеналы и полоски.
Педагог предлагает детям самостоятельно придумать предложения, выслушивает несколько вариантов. Дети на столах выкладывают схему предложения.
Наше занятие подошло к концу.
- Что Вы нового узнали на занятии.
- Какие игры, задания каждому из вас большего всего запомнились, понравились? (ответы детей)
- С какими звуками мы сегодня познакомились?
- Какие это звуки? Почему?
- Дайте характеристику звуку [Ч]
- А еще что нового мы сегодня узнали?
- Молодцы, вы хорошо поработали!