Меньшугина Наталия
Занятие по грамоте «Знакомство со звуком [Й] и буквой Й»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление со звуками [Й] и буквой Й.
Задачи:
Образовательные: Ознакомление со звуком [Й] и буквой Йй. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
Развивающие: Развитие фонематического восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения, подражательности.
Воспитательные: Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, двигательная.
Публикация «Занятие по грамоте „Знакомство со звуком [Й] и буквой Й“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Педагогические технологии: Игровые, здоровьесберегающие.
Предварительная работа: Разучивание игры «В лесу».
Материалы и оборудование: Доска, кружочки, картинки с предметов, в названии которых есть звуки [Й]
Демонстрационный материал: буква Й. Картинки с изображением предметов, в названии которых есть звуки [Й], Звуковые линейки, кружочки, цифры 1 и 2.
Раздаточный материал: звуковые пеналы, листы с заданиями, цветные карандаши, листы с заданиями.
Организационный момент
Здравствуйте ребята! Как я рада видеть вас! Какое замечательное утро! Сегодня нас ждёт много интересного. Посмотрите друг на друга улыбнитесь и пожелайте доброго утра и хорошего настроения.
Сегодня мы познакомимся с новым звуком и поиграем. Для начала я предлагаю вам такое задание. (На доске висят предметные картинки с изображениями майки, зайки, чай,яйцо)
ознакомление со звуками [Й] и буквой Й. Посмотрите на картинки, лежащие перед вами. Назовите их.
Педагог: Какой звук слышится в середине всех этих слов?
Дети: Звук [Й].
Педагог: Верно. И сегодня мы познакомимся с этим звуком и буквой, которая его обозначает. Отвечают на вопросы.
Дети называют картинки.
Упражнение с мячом «Вспомни слова на звук Х»
Дети передают мяч друг другу называя слова на звук [Х]
Педагог: Молоды ребята, вы справились с задание.
Новый материал.
Педагог: Но сначала послушайте стихотворение.
Педагог: читает стихотворение, акцентированно произнося звук [Й].
Чайка, зайка и сарай
Чем похожи? Угадай!
Дети: Во всех этих словах есть звук [Й].
Давайте произнесем этот звук все вместе.
Дети вместе с педагогом произносят звук [Й].
Характеристика звуков
Педагог: Как вы думаете, звук [Й] —
гласный или согласный?
Дети: Согласный.
Педагог: Звонкий или глухой? Приложите руку к горлышку, произнесите звук, проверьте, какой он.
Дети произносят звук, приложив руку к горлышку.
Дети: Он звонкий.
Педагог: Верно. Кроме того, этот звук всегда мягкий. Значит, каким кружком мы будем обозначать этот звук?
Дети: Зеленым.
Педагог: Правильно.
Закрепление нового материала.
Педагог: Возьмите в руки зеленый кружок. Вы будете поднимать их, как только услышите звук [Й].
Для игры используется следующий материал: й, и, а, й, у, э, й, л’, а, й, йо-гурт, липа, лейка, майка, соль, лей, лимон, йод, поливать, поймать.
Дети слушают и поднимают листья, услышав звук[Й].
Педагог: Молодцы! Вы были очень внимательными и не допускали ошибок.
Определение места звука в слове.
Педагог: А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Зайкина прогулка». Будем учиться определять место звука [Й] в словах.
Первый квадрат для обозначения звука в начале слова, второй — в середине, третий — в конце. Вы будете слушать слова и зайкой обозначать его место в каждом слове.
Для игры используются слова: играй, мойка, йогурт, йод, каравай, сойка, бегай, попугай, гайка, фуфайка.
Подвижная игра «В лесу».
Дети встают в круг и выполняют знакомое упражнение.
С кочки на кочку скачет лягушка, (Передвигаются прыжками по кругу друг за другом на корточках.)
Заяц петляет в кустах на опушке, (Передвигаются, стоя, совершая прыжки на обеих ногах и петляя.)
Следом за зайцем крадется лиса, (Крадутся на цыпочках.)
Мишка вразвалку уходит в леса, (Идут вразвалку.)
Еж семенит по дорожке под елкой, (Семенят в полуприседе, округлив спинку.)
В чаще лесной рыщут серые волки. (Идут, совершая широкие шаги.)
Кружит над лесом стайка синичек. (Бегут по кругу, взмахивая руками.)
Мы показали зверюшек и птичек. (Маршируют по кругу.)
Игра 1, 2
Педагог: Рассмотрите и назовите картинки. Помните, во всех названиях
есть звук [Й].
Дети: йог, йод, клей, чай, яйцо, йогурт, майка, зайка.
Педагог помещает на доску цифры «1» и «2».
Педагог: Разделите эти слова на слоги и поставьте под цифру «1» те картинки, названия которых один слог, а под цифру «2» те картинки, названия которых делятся на 2 слога.
Знакомство с буквой
Педагог: Возьмите листочки Что вы видите на нем?
Дети: Букву Йй, йогурт и йод.
Педагог: Верно. Раскрасьте букву. Какой карандаш вам для этого потребуется?
Дети: Зеленый, потому что Йй — мягкая согласная буква.
Педагог: Теперь подумайте, как правильно раскрасить картинки, и раскрасьте их.
Игровое упражнение «Составь схему предложения»
Педагог: - Ребята, составим предложения с из слов на звук Й, и составим схему к ним, используя пеналы и полоски. Педагог предлагает детям самостоятельно придумать предложения, выслушивает несколько вариантов. Дети на столах выкладывают схему предложения.
Систематизация знаний.
Педагог: Наше занятие подошло к концу.
- Что Вы нового узнали на занятии.
- Какие игры, задания каждому из вас большего всего запомнились, понравились? (ответы детей)
Рефлексия - С какими звуками мы сегодня познакомились?
- Дайте характеристику звуку [Й]
- Молодцы, вы хорошо поработали! Отвечают на вопрос, делятся своими впечатлениям