Татьяна Дятлова
Конспект занятия по ФЭМП в младшей группе «В лесной школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
формировать:
– представления о множественных и единичных количествах окружающих объектов, о способах словесного обозначения количества (много, один, два, три, о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник);
– о способах установления равенства и неравенства групп предметов или их изображений, о способах их словесного обозначения;
– умения устанавливать отношения между группами предметов практическим путем (приложение, соблюдая правила;
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в младшей группе „В лесной школе“» размещена в разделах
– отвечать на вопросы «Чего больше?», «Чего меньше?» словами «больше», «меньше», «столько – сколько», «поровну», «одинаково».
развивать:
– умения последовательного обследования и восприятия количества и величины предметов в процессе практических действий;
– группировать и классифицировать геометрические фигуры по одному признаку (форма, величина, цвет);
– определять времена года по изображению явлений природы;
– мелкую моторику, глазомер, память, внимание, мышление.
воспитывать:
– основы культуры познания;
– дружелюбие;
– интеллектуальные чувства.
Материал и оборудование: магнитофон, телефон, мяч, игрушка Белочка, билеты разного цвета, тарелочка, корзинка, орехи, разрезные картинки – два набора, крупный конструктор, демонстрационный материал (полоски, карточки с изображением бельчат, орешков, набор геометрических фигур, круг Эйлера, модель «Времена года»); раздаточный материал на каждого ребенка (полоски, картинки с изображением бельчат и орешков).
Ход занятия
Дети входят в группу под музыку и становятся в круг.
Воспитатель:
Утром солнышко взошло.
Светим лучиком в окно.
Говорим друг другу «Здравствуй».
«С добрым утром, день прекрасный!»
Аудиозапись телефонного звонка.
Воспитатель: Ой! Ребята, кто это к нам звонит?. Алло, кто это? Белочка?. нужна помощь? Да, да, мы постараемся тебе помочь.
Воспитатель: Ребята, нам позвонила Белочка. Очень сложные задания ей задали в лесной школе. Она не может с ними справиться и просит вашей помощи. Вы согласны ей помочь? (Ответы детей). Сегодня мы отравимся в путешествие в Математический лес. А отправимся мы туда на паровозе. Согласны? (Да) Тогда я сейчас вам раздам билеты, они разного цвета. Вы занимаете вагон такого цвета, как ваш билет.
Дидактическая игра «Займи вагон нужного цвета»
Детям раздаются цветные билеты прямоугольной формы, им надо стать на ковер с таким же цветом вагона.
Воспитатель: Перед отправлением, я соберу билеты (собрать билеты, проверить правильность).
Дым, пуская через нос,
В путь идёт наш паровоз!
Звучит музыка, дети имитируют движения колес паровоза, идут по кругу.
Воспитатель: Ребята, вот мы и приехали в Математический лес. Смотрите, нас уже встречает Белочка. Она очень рада вас видеть и хочет с вами поиграть.
Дидактическая игра «Один – много» (с мячом)
Дети становятся в кружок.
Воспитатель: Ребята, я вам бросаю мяч, задаю вопрос, вы отвечаете словами один или много и бросаете мяч мне обратно.
Сколько солнышек на небе?
Сколько рыб плавает в море?
Сколько хвостов у кошки?
Сколько волос на голове?
Сколько семечек в подсолнухе?
Сколько ртов у нас на лице?
Сколько звезд на небе?
Сколько клювиков у птички?
Воспитатель: Молодцы! А теперь Белочка приглашает вас на Геометрическую полянку. И просит вас помочь ей выполнить задания? Поможем? (Да)
На столе: наборы геометрических фигур трёх цветов (красный, желтый, синий) : два треугольника, два круга, два квадрата, круг Эйлера.
Воспитатель: Ребята, давайте, вначале, назовём геометрические фигуры. (Педагог показывает – дети называют)
(Имя ребенка, это (показываю большой треугольник? (Треугольник) Какой? (Большой)
А это, (имя ребенка) (показываю маленький треугольник и т. д. ?
(Имя ребенка, у нас геометрические фигуры одного цвета или разного? (Разного)
А теперь назовем вместе цвета геометрических фигур (Они лежат кучками на столе). Это фигуры, какого цвета? (Красного). Это? (Желтого). Это? (Синие)
Воспитатель: А теперь, внимание, для вас задания!
Дидактическая игра «Разложи в круг»
Расположите в круге только фигуры красного цвета.
Расположите в круге только квадраты.
Расположите в круге только большие круги.
Расположите в круге только маленькие треугольники.
Воспитатель: Молодцы! Белочка вам благодарна за помощь. Ребята! А наш Математический лес полон чудес! Смотрите, что я нашла на пенёчке? Что это? (Лукошко с орешками) Давайте, угостим нашу Белочку орешками.
Дидактическая игра «Угости Белочку»
( Дидактический материал: игрушка Белочка, тарелочка, корзинка, орехи)
Воспитатель: (Имя ребенка, угости Белочку двумя орешками. Бери нужное количество из лукошка и клади в тарелочку.
(Ребенок берет орешки, считая их, из лукошка и кладёт в тарелочку; затем педагог орешки перекладывает в корзинку, тарелочка опять пустая)
(Имя ребенка, угости Белочку тремя орешками. И т. д.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Белочке приятно ваше угощение, ведь орешки – это её любимое лакомство.
Воспитатель: А сейчас Белочка приглашает вас на утреннюю разминку.
Дети становятся в круг.
Физкультминутка «Здравствуй, утро!» (Фонограмма, движения в соответствии с текстом)
Дидактическая игра «Помоги Белочке, угости бельчат»
На доске и на столах – дидактический материал: таблицы с двумя полосками, картинки: белочки, орешки… На доске первая полоска заполнена бельчатами – 4 шт.
Воспитатель: Ребята, к нашей Белочке пришли в гости бельчата. Давайте, посчитаем, сколько бельчат пришло к Белочке. (Вместе счё т: один бельчонок, два, три, четыре – всего четыре бельчонка) Хорошо! Молодцы! Правильно!
А теперь вы положите на верхнюю полоску четыре бельчонка.
Белочка их угостила тремя орешками. Выложим на второй полоске три орешка.
(Имя ребенка, сколько бельчат? (4)
(Имя ребенка, сколько орешков? (3)
(Имя ребенка, что мы можем сказать о количестве бельчат и орешков? (Бельчат больше, чем орешков; орешков меньше, чем бельчат); или Чего больше: орешков или бельчат? (Бельчат)
(Имя ребенка, как мы это можем проверить? (Ответы детей)
Воспитатель: Угощаем бельчат орешками, кладем рядом с бельчонком орешек, образуем пару. Ребята, одному бельчонку нет пары, он без угощения. (Имя ребенка, что мы можем сделать для него? (Угостить, добавить еще один орех). Добавляем! (дети выкладывают на нижнюю полоску еще один орех под бельчонком, образуя пару). Итак, сколько бельчат? (4). Сколько орехов? (4).
(Имя ребенка, что мы можем сказать о количестве бельчат и орешков? (Их поровну, одинаково, т. е. орехов столько сколько бельчат).
Воспитатель: Молодцы! Белочка вам благодарна, ведь все её друзья полакомились орешками.
Воспитатель: Ребята, выходим из-за столов. Поможем белочке выполнить следующее задание. Подойдем к полянкам «Времена года».
Дидактическая игра «Времена года» (Разрезные картинки – два набора)
Воспитатель: Ребята, разделимся на две группы. Вам необходимо сложить картинку, узнать пору года и обозначить её нужным цветом.
(Имя ребенка, какая пора года?
(Имя ребенка, каким цветом обозначаем?
(Имя ребенка, почему?
(Так же – со второй группой)
Рефлексия. Игра «Строим школу» (Крупный конструктор)
Воспитатель: Молодцы! А теперь, ребята, становимся в круг. Как дом строится по кирпичику и растет, так и мы с каждым днём узнаём что-то новое. Белочка предлагает вам построить школу – ведь, именно к ней мы сейчас делаем первые шаги. Итак, ребята, говорим, какая игра, задание вам понравились, получаем кирпичик и начинаем строительство.
(Имя ребенка, что тебе понравилось на занятии? (Ответ ребенка). Начинай, клади первый кирпичик… (Педагог дает кирпичик, дети строят; и так с каждым ребенком)
Воспитатель: Ребята, а наша Белочка хочет вам сказать, что вот так, обретая новые знания, вы приближаетесь к школе – Храму Знаний. А нам пора возвращаться.
Воспитатель: Ребята, Белочка очень благодарна вам за помощь и прощается с вами. Машем ей «до свидания!»
Дым, пуская через нос,
Назад идёт наш паровоз!
Звучит музыка, дети имитируют движения колес паровоза, идут по кругу и далее под музыку уходят из группы.