Галина Заботина
Занятие по ФЭМП «Путешествие по сказке «Три поросенка»
▼ Скачать + Заказать документы
2) 10
1) 9 4
8 5
7 6
Конспект занятия по формированию элементарных математи- ческих представлений детей старшего дошкольного возраста
на тему «Путешествие по сказке «Три поросенка».
Тема: «Путешествие по сказке «Три поросенка».
Цель:закрепление и обобщение полученных знаний.
Публикация «Занятие по ФЭМП „Путешествие по сказке „Три поросенка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Три поросенка», сказка
- Темочки
Задачи:способствовать развитию умения детей старшей группы ориентироваться на тетрадном листе в клеточку,обводить прямые линии сверху вниз и слева направо по разлиновке;в подготовительной- выполнять задание в тетради по образцу,не отрывая ручки от тетради.
Обеспечить воспроизведение схемы с помощью счетных палочек. Продолжать форми-
ровать умение детей отвечать на занимательные вопросы и задачи-шутки,приобщая к активной умственной деятельности.
Систематизировать знание детей подготовительной группы цифр от 1 до 10; способство- вать упражнению детей обеих групп в счете в пределах 10 (количественный счет и счет на слух) и в умении сравнивать два множества.
Вызвать желание найти знакомые геометрические фигуры (на чертеже дома Наф-Нафа).
Способствовать формированию активности,самостоятельности,мыслительных процессов.
Демонстрационный материал:наборное полотно,карточки с изображением елок, грибов;ширма,схема дорожки,чертеж дома,три картинки с изображением портретов поросят,составленных из геометрических фигур;картинки с изображением яблони с цифрами 1,2,3,4;металлофон.
Раздаточный материал:на каждого ребенка счетные палочки,схема дома Ниф-Нифа, тетради с образцами выполнения задания.
Предварительная работа:чтение сказки С. Михалкова «Три поросенка»
Ход НОД:
-Ребята,вы знаете сказку «Три поросенка?»
-Кто помнит,как звали героев этой сказки (Ответы детей).
-Молодцы,правильно назвали их имена. Дети,хотите совершить путешествие в эту замечательную сказку и отправиться в волшебный лес,где жили веселые братья порсята?Чтобы оказаться в лесу,нужно выложить волшебную дорожку. Я покажу вам схему дорожки,а вы должны ее запомнить и выложить у себя на столе из счетных палочек. Смотрите внимательно и запоминайте. (в течение 20 сек. демонстрирую детям схему:
Затем убираю ее.
-Все запомнили?Тогда выложите дорожку из счетных палочек (дети самостоятельно выкладывают дорожку,проверяю правильность выполнения задания. а при необходимости оказываю индивидуальную помощь).
-Молодцы,всем удалось правильно выложить дорожку и добраться по ней в волшебный лес,где живут три поросенка.
-Посчитайте,сколько палочек пошло на строительство дорожки(10).
-Дети,в лес мы с вами попали. Давайте погуляем по нему,может,что-нибудь интересное найдем.
-Смотрите,мы попали на полянку (Показываю на наборное полотно с 10 елочками).
-Дети,посчитайте,сколько елочек на полянке?
-Правильно,на полянке 10 елочек. Однажды прошел дождь,и на полянке выросли грибы (выкладываю под елочками 9 грибов).
-Посчитайте,сколько грибов выросло на полянке?
-Подумайте и скажите, чего больше растет на полянке:елочек или грибов?
-Какое число больше :9 или10?
-На сколько 10 больше 9?
-А какое число меньше:9 или 10?
-На сколько 9 меньше 10?
-Дети,сколько грибов достанется каждому поросенку на обед,если они найдут их на этой полянке (по три).
-Дети,вы,конечно,помните,что все лето поросята резвились,веселились. Но когда нагрянула осень,стало холодно, Наф-Наф сказал,что пора подумать о зиме. Он предложил всем вместе построить теплый и прочный дом,чтобы не простудиться и не попасть в лапы к серому волку. Наф-Наф нарисовал чертеж,вот он (показать чертеж дома).
-Посмотрите внимательно и скажите,из каких геометрических фигур он состоит (из четерехугольников и треугольника).
-Сколько четырехугольников на чертеже(7).
Но Ниф-Ниф и Нуф-Нуф не собирались думать о строительстве,продолжая веселиться, играть и задавать друг другу веселые вопросы. Сможете ли вы ответить на них?
-На дубе висело 5 яблок. одно упало в траву. Сколько яблок осталось на дереве (На дубе яблоки не растут).
-Ты да я,да мы с тобой. Сколько нас всего (двое).
-Сколько концов у одной палки?а у двух(2;4).
-Молодцы,правильно ответили на вопросы.
-Пока Наф-Наф строил свой дом, Ниф-Ниф и Нуф-Нуф беззаботно играли.
-Давайте поиграем как поросятки!
(Предлагаю детям встать).
Мы ногами - топ-топ,
Мы руками - хлоп-хлоп.
(Движения выполнять по содержанию текста)
Мы глазами - миг-миг.
(Руки на поясе. Моргаем глазами)
Мы плечами - чик-чик.
(Руки на поясе, плечи вверх-вниз)
Раз - сюда, два - туда,
(Руки на поясе, глубокие повороты вправо-влево)
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали,
Сели, встали,
Ну,нисколько не устали.
И на месте покружились,
А потом остановились.
(Предлагаю детям сесть).
-Вы,наверное,помните,что ленивые братцы тоже взялись за работу,когда по утрам лужицы стали покрываться тоненькой корочкой льда. Из чего построил себе дом Ниф-Ниф?
-Правильно,из соломы.
- А из чего построил себе дом Нуф-Нуф?
-Верно,из прутьев.
-Хотите узнать,какой домик был у Ниф-Нифа? Тогда откройте тетради и выполните задания на ваших листочках. Дети старшей группы,обведите изображение домика по пунктирным линиям,не отрывая руки,а дети подготовительной группы соединие по порядку точки от 4 до10.(Дети выполняют задание).
2) 10
1) 9 4
8 5
7 6
_Вот вы и узнали,какой домик был у Ниф-Нифа. А теперь закройте свои тетради и отправимся в путешествовать по сказке дальше.
-Как вы помните,эти домики оказались непрочными,и волк их разрушил. Вы узнаете,сколько раз пришлось дуть волку на соломенный домик Ниф-Нифа,если сосчитаете звуки металлофона (Ударяю три раза).
-А теперь давайте вспомним,сколько раз дул волк на домик Нуф-Нуфа(5 раз).
-Хотите еще раз так поиграть (Ударяю 7 и 9 раз поочередно).
-Когда развалился дом,поросята побежали к Наф-Нафу,и их чуть было не поймал волк. Но поросят спасла яблоня. (Вношу рисунок с яблоней).
-Но посмотрите, это какая-то необычная яблоня:на ней рядом с яблоками выросли цифры разного цвета…Да здесь еще и записка (Делаю вид,что читаю).
-…Нужно срывать цифры и выполнять разные задания.
Дети срывают цифры и выполняют задания:
-кто сорвет красную цифру:называет ее(1) и хлопает в ладоши на 1 раз больше(2);
-кто сорвет синюю,называет сказку,вназвании которой встречается эта цифра(3 поросенка);
- кто сорвет желтую цифру,называет её соседей (цифра4 ,соседи 3 и 5; цифра2,соседи 1 и 3).
-Молодцы,задание выполнили правильно.
-А потом поросята спрятались в доме Наф-нафа,и волк не смог добраться до них. Для большей безопасности они начали строить забор. Поможете им его закончить?
-Откройте свои тетради,возьмите ручки и сядьте удобно. Дети старшей группы,вы продолжите рисовать палочки в ряд сверху вниз,затем соедините их длинной линией слева направо. (Показываю на доске,как рисовать).А дети подготовительной группы нарисуют заборчик, не отрывая руки от тетради. Вот так (Показываю на доске).
-Приступайте к выполнению задания!
Дети выполняют задания, я комментирую их действия:
Не спеша по тетрадке ручка идет
Прочный забор в тетрадке растет,
Столбики все одной высоты,
Похожи на палки или шесты.
Слева направо протянем дорогу,
И выйдет забор-преграда для волка.
-И у детей подготовительной группы растет забор:
Прочный забор в тетради растет,
Ручка по ней неспешно идет,
Зубцы появляются сразу меж строчек,
Для трех поросят забор строим прочный.
2)
-Молодцы,Вы все наричовали забор. И наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось сегодня путешествовать по сказке?
-Дети,вам от трех поросят-сюрприз. Они прислали вам свои портреты,чтобы вы на досуге нашли,из каких геометрических фигур они состоят.