Ирина Покалеева
Занятие по духовно-нравственному воспитанию «За добро — добром платят» по сказке «Сивка-Бурка»
▼ Скачать + Заказать документы
За добро – добром платят (по сказке «Сивка – Бурка)
(для детей старшего дошкольного возраста)
Образовательные задачи:
Закреплять представления о различии таких качеств, как послушание – непослушание, дружба – ссора, милосердие – злоба, смелость – трусость.
Публикация «Занятие по духовно-нравственному воспитанию „За добро — добром платят“ по сказке „Сивка-Бурка“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Учить понимать и использовать пословицы и поговорки: «За добро – добром платят», «Храброму и смерть не страшна».
Воспитательные задачи :
Воспитывать в детях послушание, милосердие, ответственность за порученные дела.
Учить детей преодолевать трудности на пользу общего дела.
Развивающие задачи:
Помочь детям увидеть зависимость имён героев от их внешнего облика (Сивка-Бурка).
Развивать художественное восприятие.
Материал: текст сказки «Сивка-Бурка», иллюстрации к сказке, записи музыки П. И. Чайковского «Русская народная песня», ларчик, фигурка лошадки.
Ход занятия:
- Здравствуйте дети! Я рада видеть вас с хорошим настроением, здоровыми. Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось на весь день.
Для этого мы встанем в круг и поприветствуем друг друга, передавая своему соседу «мячик хорошего настроения». Нужно поздороваться и называть друг друга ласково по имени. (Здравствуй Юлечка! Привет Ромочка)
Воспитатель спрашивает у детей, как они понимают значение пословицы: «За добром добро платят»?».
- Поможет нам ответить на этот вопрос наш ларчик.
Посмотрим что сегодня для нас приготовил наш ларчик.
Весь ларец в веселых красках,
А в ларце, конечно, сказки!
Давайте узнаем с каким сказочным персонажем мы встретимся сегодня.
Воспитатель открывает ларчик там загадка.
Отгадайте!
Быстрее ветра я скачу, ''Цок-цок,'' – копытами стучу, Я громко ''иго-го'' кричу, Садись на спину – прокачу! (лошадка)
Воспитатель достает из ларчика фигурку лошадки.
-Правильно это лошадка.
А вы видели лошадей?
К каким животным относится лошадка к диким или домашним.
Как помогает лошадка человеку? Что делает?
Оказывается, лошадь в селе, в деревне первым, главным работником называют, потому что лошадь в любой работе человеку помощница. Когда пашут, кого в соху впрягают? (Здесь и далее показать картинки.) Лошадь! Кто борону по полю тащит? Опять лошадь! Когда воз сена с покоса везут, телега тоже не сама катится, ее лошадь тянет. И бревна для стройки, и зерно на мельницу, и дрова для печки – все на лошади везут. Даже в праздники лошадь работает: на Масленицу людей в расписных санях катает, к Рождеству елку из леса везет.
Много работает лошадь, и человек ей тоже рад добро сделать. За лошадью ухаживают, чистят ее, гриву расчесывают, на копыта подковы прилаживают, чтобы копыта не болели. Кормят лошадь сеном и овсом. Сено кладут в кормушку – ясли, а овес насыпают в торбочку и подвешивают вот так, чтобы овес не просыпался, чтобы все зернышки лошади достались (показывает). Очень лошади любят овес.
Даже в сказке конь человеку служит. Сегодня такая сказка к нам в гости пришла.
Сеегодня я вам прочитаю русскую народную сказку «Сивка-Бурка». Но сначала послушайте (Чтение сказки с прослушиванием музыки П. И. Чайковского «Русская народная песня»).
Физкультминутка по усмотрению педагога.
Рассматривание иллюстраций к сказке и беседа по содержанию сказки.
Воспитатель : Кто главные герои сказки?
Дети: Иванушка, конь Сивка-Бурка.
Воспитатель : Расскажите, как случилось, что Иванушка подружился с конём?
Дети: Иванушка стерёг пшеницу, а конь прискакал её топтать. Иванушка поймал коня, а он говорит человеческим голосом: «Отпусти меня, Иван, буду тебе верно служить». Иванушка отпустил коня. Так они подружились.
Воспитатель : Какие волшебные слова сказал Иванушке конь?
Дети: «Сивка-Бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!».
Воспитатель : Опишите Сивку-Бурку?
Дети: Он с золотой гривой, одна шерстинка у него серебряная, другая золотая.
Воспитатель : Посмотрите дети на иллюстрацию, как бежал конь?
Дети: «Бежит – земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет».
Воспитатель : Скажите, как Иванушке удалось получить перстень Елены Прекрасной?
Дети: Сивка-Бурка ему помог.
Воспитатель : Как царевна нашла своего жениха?
Дети: Она угощала всех вином и увидела у Иванушки под тряпицей своё колечко.
Воспитатель : Какой в сказке Иванушка?
Дети: Послушный, смелый, милосердный.
Воспитатель : Как вы думаете, почему он послушный?
Дети: Выполнил просьбу своего отца.
Воспитатель : Почему он смелый?
Дети: Не испугался коня.
Воспитатель : А почему он милосердный?
Дети: Отпустил коня на волю.
Воспитатель : Есть такая мудрая пословица: «За добро добром платят». Как вы понимаете?
Дети: Если нам кто-то сделал добро, мы тоже должны отплатить добром.
Воспитатель : О ком так можно сказать в нашей сказке?
Дети: Об Иванушке, о Сивке-Бурке.
Воспитатель : Как вы понимаете пословицу: «Храброму и смерть не страшна».
Дети: Если человек храбрый, он ничего не боится, даже смерти.
Воспитатель : Дети, а если бы вам в жизни повстречался такой Сивка-Бурка, о чём бы вы его попросили?
Дети: Чтобы люди были добрыми, не ссорились, помогали друг другу, любили друг друга.
А если на минутку представить, что нет у Ивана-дурака Сивки-бурки. Чем тогда закончится сказка?
Вывод: Что же получается, сказка с одной стороны говорит о том, что настоящего героя обязательно ждет награда, а с другой стороны для этого оказывается еще необходимо чудо.
Итог урока.
- С какой сказкой знакомились на уроке?
- Чему она вас научила?
- О чём вы расскажете дома?