Вера Карабчук
Занятие по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Разоренное гнездо»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формировать способность ребенка видеть границу между хорошими и плохими поступками, делать правильный выбор. Желать другому того, чего желаешь самому себе, осознанно понимать смысл поступка героя притчи, осознавать последствия своих действий.
Задачи:
1. Создать в группе доверительную обстановку, позволяющую детям проявить свои чувства и говорить о них, воспитывать навыки эмпатического общения, умение принять и выслушать другого человека;
2. Развивать эмоционально – волевую сферу, уметь увидеть и называть в себе хорошие черты характера, поступки и нежелательные, искать способы другого поведения.
Публикация «Занятие по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе „Разоренное гнездо“» размещена в разделах
- Гнезда и птенцы весной
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2017
3. Подвести к пониманию того, что любой совершенный плохой поступок и молчаливое согласие с тем, кто поступает плохо, бездействие - всегда наказуемое.
4. Закрепить название чувств – сострадание, жалость.
5. Воспитывать коммуникативные навыки: позитивное отношение к себе и другим людям.
Материал: подсвечник со свечей, спички, зеркальце, классическая музыка.
Презентация по притче, бумага, цветные карандаши, релаксационная музыка.
Ход:
1. Упражнение. Тайна моего «Я».
(Дети сидят в кругу). Горит свеча. Помните сказку А. С. Пушкина «О мёртвой царевне», чтобы узнать что-нибудь о себе. Царица доставала волшебное зеркальце и приказывала ему: «Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?» Педагог показывает детям «волшебное зеркальце» и говорит: У меня тоже есть волшебное зеркальце, с помощью которого мы тоже сможем узнать много интересного друг о друге и ответить на вопрос: «Кто я?». Давай посмотрим на пламя свечи. Зеркальце поможет нам вспомнить, что в каждом из нас хорошее, за что можно себя похвалить, и за что нужно поругать, что вам нравится в себе и от чего хотите избавиться. Педагог, глядя в зеркало рассказывает о себе, потом говорят дети. Вот мы и рассказали о своих достоинствах и о недостатках, будем стараться их исправить. Давайте внимательнее относиться друг к другу. Дети берутся за руки и задувают свечу.
2. Упражнение на расслабление «Шалтай – болтай»
«Шалтай – болтай висел на стене, Шалтай – болтай свалился во сне».(Стоя дети раскачиваются, слегка наклонившись, расслабив шею, руки и плечи. На слова «свалился во сне» низко наклоняются расслабив руки и голову, как тряпичная кукла.
3. Показ презентации, рассказывание притчи «Разоренное гнездо»
Пришла весна красная. Прилетели из-за моря ласточки и начали вить гнёзда по сёлам и деревням. Все радовались желанным гостьям - благовестницам весны. Пара ласточек свила себе гнездо под крышею дома одного крестьянина. Как усердно хлопотали птички пока строили свой домик! И вот уже в гнездышке вылупились и запищали птенчики. Есть на свете люди хорошие, но немало и злых.
Один шаловливый мальчик, по имени Ванюша поспорил с товарищами, что камнем собьёт ласточкино гнездо. Спорившие никак не ожидали, что их Ване действительно удастся попасть в гнездо, так высоко оно было. Но Ванюша прицелился, швырнул камнем, и - гнездо упало. Голенькие птенчики вывалились и убились. Велико было горе ласточек. Как жалобно они щебетали, когда не нашли под кровлею своих детушек. Летая из стороны в сторону над головами мальчиков, безутешные птички словно выговаривали:
-Дети! Зачем вы так жестоко поступили с нами?
- Зачем отняли у нас радость и утешение? Бог вам судья!
Мальчикам до слёз стало жалко ласточек. Ванюша вместе с другими старался отогреть мёртвых птенчиков, но, увы! Было поздно, беды не исправишь. Минута безумья - раскаянья на целый век!
Прошло время. Ваня вырос, женился; из трёх его детей один ещё качался в колыбели. Стали отцами и оба его друга. Давно забыты были детские шалости, забыта была и история с ласточками. Но никогда уже с тех пор ласточки не вили гнезд в их домах.
В тот год стояло жаркое, сухое лето. Как-то в полночь загорелся дом Ивана. Иван выбежал в одной рубахе, не успев вынести из дома ребёнка, оставленного в колыбели. Огонь быстро перекинулся и на соседние дома друзей его детства. Все трое очутились без крова. Сидят несчастные погорельцы на пепелище, горюют, плачут, особенно убивается Иван о ребёнке своём.
- За что, Господи, Ты так наказал меня? Чем я Тебя прогневал?
В это время откуда-то появились над пепелищем ласточки. Они закружились прямо над головами Ивана и его друзей.
Вспомнил тогда Иван разоренное им когда-то гнездо, убитых птенчиков и безутешное горе ласточек. Взглянул он на своих деток и ещё больше залился слезами!
4. Беседа по притче.
- Дети, вам понравился поступок, который совершил Ванюша? Почему нет?
- Как можно было мальчику показать друзьям свою меткость, не сбивая гнездо ласточек?
- Как бы вы поступили на месте его друзей?
- Какое чувство вы испытали когда узнали, что птенчики погибли, что малыш сгорел в доме? (Жалость, сострадание).
-У вас на душе было хорошо, радостно? А какие чувства вы испытали? (грусть, печаль).
- Кто видел живых птенцов? Как они выглядят?
- Что обозначает слово «беззащитные»?
- Как можно нам позаботиться о птенцах, если мы их увидим в гнезде? (Не трогать их, вести себя скромно и тихо).
- Почему сгорел дом Ивана, и погиб его ребенок? Почему сгорели дома его друзей? (Потому что, любой совершенный плохой поступок и молчаливое согласие с тем, кто поступает плохо, бездействие - всегда наказуемое).
5. Рефлексия (с элементами арт - терапии, музыкальной терапии).
- Дети, подумайте и нарисуйте, пожалуйста, рисунок цветными карандашами по услышанной притче «Разоренное гнездо». (Звучит релаксационная музыка).
6. Подведение итога. Рассматривание рисунков.
- Дети, что нового вы сегодня узнали?
Литература:
«Зернышки. Добрые истории для малых ребят». Вып. 3– Рязань: Зерна – Слов, 2013. – 32с.