Ольга Охапкина
Занятие по духовно-нравственному воспитанию «О чем поет колокол»
▼ Скачать + Заказать документы
«О чем поет колокол»
Цель:
1. Приобщение к истокам русской народной культуры.
2. Формирование чувства сопричастности к русской национальной истории и культуре.
Задачи.
Духовно-нравственное воспитание.
• Развивать интерес к историческому и культурному прошлому русского народа, России.
• Формировать чувство причастности к жизни своего народа, желание быть продолжателями русских традиций.
Публикация «Занятие по духовно-нравственному воспитанию „О чем поет колокол“» размещена в разделах
• Развивать устойчивый интерес, эмоционально-эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения при восприятии слайдов (с изображением русских храмов, Царь-колокола и др.)
Материал к занятию.
• Видеоаппаратура: ноутбук, проектор, экран.
• Музыкальный центр, диск с записью колокольного звона (звон Пасхальной Москвы – Благовест (Валерий Гаранин, Ростовские звоны).
• Мультимедийная презентация "О чем поют колокола?"
• Выставка “Колокольчики” (разные виды, из разных материалов).
• Мультимедийная презентация (слайды с изображением русских храмов, звонниц и колоколов
Организация.
Дети сидят полукругом на стульчиках.
Воспитатель :
- Дети, у меня для вас есть две трудные загадки. Хотите подумать и отгадать?
Голова об шапку – бом!
И на всю округу – гром!
Купи, денег не жалей -
Со мной ехать веселей!
- Кто догадался, о чем идет речь? Кто догадался, что в первой загадке говорится о колоколе? Почему вы так думаете? (Предложить объяснить свое мнение).
- Чем отличается вторая отгадка от первой? Или отгадка одинаковая? ( Предложить подумать и объяснить: 1 – Колокол. 2- Колокольчик. Чем похожи слова-отгадки: “колокол” и “ колокольчик”).
- На что похож колокол? (Из ответов обратить внимание на сходство с колпаком).
- Видно, вправду скоро сбудется
То, чего душа ждала:
Мне весь день сегодня чудится,
Что звонят колокола.
(Звучит колокольный звон. Обратить внимание детей на экран). Слайд 1
- Колокольный звон появился на Руси очень давно. Он стал частью жизни всего народа. Колокольный звон звучал в будни. Звучал он и в праздники.
Слайд 2
- Появился первый колокол в 10 веке. Какой сейчас идет век, кто знает? Так вот появился первый колокол более 1000 лет назад.
Отлит он был из меди и олова. Слово "колокол" означает - зов, шум, крики. Русскими мастерами было отлито много колоколов не только для Москвы, но и для других городов.
- А как вы думаете, где размещают колокола? (На высоких колокольнях или в звонницах).
- Как вы думаете, с какой колокольни звон слышен лучше : с высокой или низкой? Почему? (Предложить подумать, поразмышлять). Чем выше колокольня, тем дальше слышен колокольный звон. Самая высокая колокольня в России находится в г. Москве и называется она - "Иван Великий". (Обратить внимание детей на экран).
Слайд 3
- В древней Москве не разрешалось строить здания выше колокольни Ивана Великого. Как вы думаете, почему? (Предложить высказать свое мнение). - Потому что с ее высоты днем и ночью дозорные обозревали окрестности города на десятки верст вокруг и предупреждали москвичей о приближении врага, о пожаре. Её высота почти 84 метра. (Предложить послушать набат – тревожный сигнал колокола).
Слайд 4
- А самая известная звонница находится г. Ростове. (Предложить полюбоваться красотой звонницы).
Слайд 5
- Со всего мира люди приезжают сюда послушать колокольную музыку. (Звучит звук "Ростовских звонниц").
- Чтобы звонарям было легче запомнить, в какой колокол звонить, колоколам давали названия : Сысой, Лебедь, Ясак, Голодарь, Баран, Козел, Красный и т. д. Каждый колокол звенел своим собственным голосом.
Знакомство с "Царь-колоколом"
- Ребята, а кто из вас знает, что такое "Царь-колокол"? Почему он носит такое название? (Предложить подумать и высказать свое мнение, обсудить варианты ответов).
Слайд 6
- Отлили этот колокол наши русские мастера - Иван Федорович Моторин и его сын Михаил. Как вы думаете, почему до нашего времени дошли имена мастеров? Чем они прославились? (Предложить высказать свою точку зрения).
- Однако этому величественному колоколу не суждено было звонить. Потому что когда Царь-колокол находился в литейной яме, деревянный сарай над ямой загорелся во время пожара. Народ сбежался спасать колокол. Боясь, чтобы он не расплавился, стали заливать колокол водой. Колокол был спасен, но у него откололся край. Пробыв в земле 103 года, его подняли на поверхность и поставили на пьедестал. И теперь "Царь-колокол" находится в Кремле - никогда не звонивший памятник колокольного искусства. Вес его 204 тонны, высота 6 метров. В центре мы видим изображение мужчины и женщины.
Слайд 7
Над ними лица "святых". Внизу мы видим красивый орнамент. Как вы думаете, почему Царь-колокол – памятник литейного колокольного искусства? (Предложить подумать, поразмышлять).
- Колокольчики делают разной формы и из разных материалов. (Обратить внимание детей на экран, предложить полюбоваться красивой формой, необыкновенным узором, выбрать понравившийся колокольчик, объяснить свой выбор).
Слайд 8,9,10
- Посмотрите на необычный колокольчик - валдайский. Послушайте, как он звенит. Звоном валдайских колокольчиков восхищался А. С. Пушкин, а люди, когда слышали их голос, заранее знали: мимо едет тройка, везет то ли почту, то ли гостей.
- Хотите узнать, откуда появились валдайские колокольчики? Вот послушайте легенду о валдайских колокольчиках.
В 1478 г. по приказу московского князя в Великом Новгороде сняли вечевой колокол и перевезли его в Москву. Колокол благополучно добрался до столицы, где был перелит в другие колокола. Но легенда гласит, будто по дороге, на одном из крутых склонов Валдайских гор сани с колоколом резко покатились вниз, и колокол разбился на мелкие части. Местные мастера собрали осколки и отлили из них маленькие валдайские колокольчики.
- Красивая легенда, правда?
Устройство колокола
- Хотите узнать, как устроен колокол?
Слайд 11
- На что похож колокол? (Предложить сравнить колокол с похожими по форме предметами; вспомнить, с чем колокол сравнивается в загадках).
- Русские колокола имеют форму - конуса, колпака, на котором есть ушко - для подвески. Посередине находится язык - металлический стержень. Слово “язык” - не простое. Подумайте, что может оно обозначать? (Предложить подумать и высказать свое мнение).
- Язык – во рту человека; язык – на котором разговаривают люди: “русский язык”, “английский язык”; язык – стержень в колоколе или колокольчике.
- Играть на колоколе непросто, эту работу выполняет - звонарь. Как вы считаете, как появилось слово “звонарь”? Какие родственные слова вы можете назвать? (“Звон”, “звонить”, “звонарь”, “звонница”, “звонкий”, “Звенигород”, “звонкоголосый”…- Предложить объяснить смысл каждого слова).
Слайд 12 (зачитать стих).
Легенды колоколов
- О колоколах сложилось много легенд.
* Колокол в древней Руси имел большое значение. Удары колокола отсчитывали время. По их сигналам люди знали, когда вставать, когда за работу приниматься, в какой день праздник.
* Говорят, что под колокольней не живут крысы. Почему? (Предложить детям подумать и высказать свое мнение).
* С незапамятных времен крестьяне вешали на шею домашним животным звенящие предметы, чтобы стада коров или овец не заблудились, гуляя по лесам и лугам. Такие предметы назывались “ботала”, и свою задачу они выполняли исправно - отгоняли от стада хищных зверей.
* Колокольный звон лечит. Повесьте дома маленький валдайский колокольчик и, когда вас что-то расстроит – немного позвоните в него, не зря же наши предки верили, что колокольный звон отпугивает нечистую силу. (Позвонить над каждым ребенком колокольчиком, уточнить: каким стало настроение). Не зря ведь говорят в народе: “Чудный звон колоколов радость в душах пробуждает…” (С. Трофимова).
О церковном звоне "Благовест"
- Самый главный из церковных звонов - "Благовест".
Слайд 13 (Слушание пасхального звона).
- Звучал он в пасхальную неделю, когда праздновали праздник "Пасху". В этом звоне слышится призыв: "К нам, к нам, к нам". В это время разрешалось любому человеку подняться на колокольню и позвонить в колокола. Существует пословица: "В светлую седмицу, кто не звонарь".
(Предложить детям стать звонарями, взять понравившийся колокольчик и позвонить - индивидуально и всем вместе).
- Хорошие у нас звонари!
- Сегодня вы познакомились со старинной русской музыкой - колокольными звонами, услышали голоса разных колоколов - больших и маленьких.
- Желаю вам, чтобы для вас всегда звучал колокольный перезвон “благовест”, т. е. звон который рассказывает о доброй вести.
___