Анна Прудская
Занятие педагога-психолога «Путешествие в страну радости»
Занятие педагога-психолога
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №35»
Игровой сенсомоторный тренинг для подготовительной группы
«Путешествие в страну радость»
педагог-психолог : Прудкая А. А.
ГБДОУ «Детский сад №35»
г. Севастополь 2020
Цель: знакомство с чувством радости, развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека, развитие групповой сплоченности, отреагирование общей агрессии, установление позитивного тактильного контакта, снятие психомышечного напряжения, развитие творческого воображения, социального сотрудничества, эмоционального интеллекта детей.
Публикация «Занятие педагога-психолога „Путешествие в страну радости“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Материалы: пособие «Наши чувства и эмоции», мяч, обруч, аудиозаписи «Звуки природы», «Звук дождя», коврики по количеству детей, цветные флажки, мягкий конструктор «Притворщик» по количеству детей, презентация картин (для определения эмоционального состояния персонажей, наклейки (в подарок)
Методы:
• дидактические игры и упражнения на активизацию сенсорного аппарата и повышение сенсорной чувствительности
• игры-упражнения, направленные на контакт с телом (с применение элементов игрового сенсомоторного тренинга)
• эмпатия
• проектирование
• метод введения затруднений
Ход занятия
Дети входят в зал, становятся полукругом.
Психолог: Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня я предлагаю вам отправиться путешествовать в страну "Радость", мы научимся выражать это чувство с помощью жестов и мимики, будем учиться определять, эмоциональ- ное состояние других людей. Ну что отправляемся?
1. Приветствие “Чуткие ручки” (5 мин)
Цель: сплочение.
Психолог: Дети:
Что за чудо-чудеса раз рука и два рука поднимают вверх сначала одну, потом другую руку
Вот ладошка левая, вот ладошка правая смотрят на одну, затем на другую ладонь
И скажу вам, не тая, руки всем нужны, друзья,
Сильные руки не бросятся в драку руки - в стороны, согнуты в локтях
Добрые руки погладят собаку гладят свою одну, затем другую руку
Умные руки умеют чинить руки в замок диагонально
Чуткие руки умеют дружить берутся за руки
Чувствуете тепло рук соседа? Повторите волшебные слова: «Ребята, давайте жить дружно» Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего дня.
2. Комплексная разминка: упр. «Солнышко-тучки», «Дождик», «Воробушек» (5 мин)
Цель: позитивный настрой на занятие, психомышечная тренировка, эмоциональная гимнастика, произвольная регуляция поведения, дыхательная гимнастика.
Психолог:
А теперь садитесь на ковер полукругом.
Упр. «Солнышко-тучки»
Психолог: Скажите, какое сейчас время года? (зима) А зима у нас в Крыму, не холодная, чаще вместо снега идет дождик! Солнце ласково греет, но иногда. Тучи бывают дождливые когда небо все темно серое, а бывают снеговые «Большие надутые облака». Сейчас нарисуйте глазами солнце, которое мы так счастливы видеть зимой, а теперь тучу. И давайте продемонстрируем эмоциями «Солнышко» и «Тучку» как вы их себе представляете?
Психолог: Дети:
Солнышко Поднимают руки вверх, в стороны, улыбаются
Тучка Сжимаются в комок, хмурятся, руки-в кулаки, прижимают к себе
3. Рефлексия “Что вам больше всего понравилось делать? Почему?
Упр. «Дождик»
Психолог: Прислушайтесь, что это шумит по крышам нашего детского сада? (дождь). Кажется это дождик! Давайте поиграем в дождь.
Правила игры: я показываю зеленый флажок- дождь шумит-вы трете ладошки друг о друга
• синий - дождь идет - вы хлопаете в ладоши
• красный - дождь льет - вы хлопаете ладонями по коленям
• желтый - дождь капает - вы щелкаете пальцами
Выполнение упражнения.
А теперь поиграем без флажков: я показываю движения, а вы говорите, что делает дождь.
Упр. «Воробушек»
Психолог: Ой ребята! Посмотрите в свои ладони. Там воробушек. Он летел к нам в страну "Радость" попал под дождь и замерз. Давайте согреем его своим дыханием.
Выполнение упражнения.
Молодцы друзья! Помогли воробушку давайте отпустим его на волю. Пусть летит и радует всех своей робостью.
4. Основная часть. Радость. (15 мин)
Упр. «Радостные лица» (Показ презентации)
Цель: знакомство с чувством радости.
Психолог: Садитесь на стулья и посмотрите на картинки. Какое чувство испытывают эти дети? Как вы догадались? Чему может радоваться девочка? Покажите радость на своих лицах.
Упр. «Я радуюсь, когда…»
Цель: развитие самосознания, рефлексии.
Психолог: А сейчас мы будем передавать мяч друг другу и делиться впечатлениями, когда мы радуемся. (каждый ребенок, получив мяч, рассказывает свою историю)
Здорово, ребята, было очень весело и интересно. Вот и наступил черед волшебства. По моему знаку вы будете превращаться в злых и радостных кошек. Вокруг себя повернись и в кошку превратись.
Игра «Радостные и злые кошки»
Цель: отреагирование общей агрессии, установление позитивного тактильного контакта.
Психолог: У меня есть волшебный обруч. Тот, до кого я дотронусь, заходит в круг (обруч) и превращается в злую кошку. Она рычит, шипит, царапается, но выйти из круга не может. А остальные дети, близко к кошке не подходят, т. к. она может поцарапать. Но если это произошло, не стоит винить кошку, надо быть внимательнее. По сигналу «Мяу» кошка выходит из круга и превращается в добрую, радостную, ласковую. Она подходит к кому-то из детей и ласково гладит его своей лапкой. Теперь этот ребенок становится кошкой и заходит в круг. (Все желающие могут побыть в круге)
Вокруг себя повернись и ребенка превратись.
Рефлексия
• «Что вы чувствовали, когда были злой кошкой?»
• «Что вам хотелось сделать, когда вы были радостной и доброй кошечкой?»
Психолог: Ребята, в нашей стране «Радость» наступает время волшебного сна. Вот ковры самолеты ложитесь на коврики, закрывайте глаза. Не засыпайте по-настоящему, все слушайте, но не двигайтесь и не открывайте глаза, пока я не скажу: «Все открывайте глаза и вставайте»(включается аудиозапись «Звуки природы»)
Релаксация «Волшебный сон»
Цель: снятие психомышечного напряжения.
Наши руки отдыхают, ноги тоже отдыхают.
Отдыхают. Засыпают. (2 раза)
Напряженье улетело, и расслаблено все тело
Губы не напряжены, приоткрыты и теплы
И послушный наш язык быть расслабленным привык
Дышится легко, ровно, глубоко…
Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать
Крепче кулачки сжимаем, выше их мы поднимаем
Потянуться, улыбнуться!
Все открывайте глаза и вставайте.
Рефлексия: «Что вы чувствовали, когда засыпали волшебным сном?»
Упр. «Добрый волшебник»
Цель: научиться выражать чувство радости с помощью изобразительных средств, развитие эмпатии.
Психолог: У меня в руках мешочек. Угадайте, что в нем (потрясти мешок, чтобы дети попробовали догадаться о его содержимом). Здесь волшебные конфеты. Съешьте их и превратитесь в добрых сказочных волшебников. Вы должны помочь заколдованным человечкам стать снова радостными.
Дети работают с мягким конструктором «Притворщик», выкладывая веселые лица, затем каждый желает всем что-нибудь хорошее.
Психолог хвалит всех за работу.
5. Прощание.
Упр. «Мы очень хорошие люди».
Цель: повышение уверенности, закрепление позитивного эффекта занятия.
Психолог: Наше занятие подходит к концу. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и повторим за мной:
• Я очень хороший человек
• Ты очень хороший человек
• Мы очень хорошие люди.
Что вам понравилось сегодня на нашей встрече?
Все молодцы. (ДЕТИ ПОЛУЧАЮТ НА ПАМЯТЬ НАКЛЕЙКИ) Я вас люблю. До встречи.
Список использованной литературы.
1. Битянова М. Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. Учебное пособие. М., 2001.
2. Выготский Л. В. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1967.
3. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ [Текст]/ Т. А. Данилина, В. Я. Зедгенидзе, Н. М. Степина. – М. :Айрис-пресс, 2007.– 160 с.
4. Ганичева И. В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет).-М. ,2011.
5. Зедгенидзе, В. Я., Ерошкина, Н. Г. Коррекция нарушений эмоционально-личностного развития дошкольников в условиях ДОУ [Текст]/ В. Я. Зедгенидзе, Н. Г. Ерошкина. // Справочник старшего воспитателя. – 2009. – № 1. – С. 35-37.
6. Лютова, Е. К, Монина, Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст]/ Е. К. Лютова, Г. Б. Монина. – СПб. : ООО Издательство «Речь», 2001. – 190 с.
7. Мухина В. С. Детская психология. - М., 1999.
8. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. / Под ред. И. В. Дубровиной. Екатеринбург, 2000.
9. Практическая психология образования. / Под ред. И. В. Дубровиной. - М., 1998.
10. Слободяник Н. П., Крюкова С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. - М., 2003.
11. Слободчиков В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека. / Вопросы психологии. 1986. № :6.
12. Тарасова, Т. А., Власова, Л. В. Я и моё здоровье: Практическое пособие для развития и укрепления навыков здорового образа жизни у детей от 2 до 7 лет. Программа занятий, упражнения и дидактические игры [Текст]/ Т. А. Тарасова, Л. В. Власова. – М. : Школьная Пресса, 2008. – 80 с.
13. Хухлаёва О. В. Тропинка к своему Я. - М., 2001.
14. Хухлаева, О. В., Хухлаева, О. Е., Первушина, И. М. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника [Текст]/ О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаева, И. М. Первушина. – М. : Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 224с.
15. Чистякова М. И. Психогимнастика. М., 1990.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Демонстрационный материал «Наши чувства и эмоции»
Мягкий конструктор из фетра «Притворщик»
Материалы для занятия :