Оксана Шилина
Занятие педагога-психолога по развитию познавательной сферы с использованием игрового комплекта «PERTRA»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие педагога – психолога
по развитию познавательной сферы
с использованием игрового комплекта "PERTRA"
c детьми дошкольного возраста
"Классификация"
Занятие подготовила и провела:
Педагог-психолог Шилина О. А.
Занятие по психомоторному развитию и психомоторной коррекции с
Публикация «Занятие педагога-психолога по развитию познавательной сферы с использованием игрового комплекта „PERTRA“» размещена в разделах
использованием игрового комплекса «ПЕРТРА»
Мыслительная деятельность основывается именно на той информационной базе, которую ребенок получает через органы чувств. C развитием тактильного восприятия ребенка, с приучением его к исследовательской деятельности, обогащается его словарь, ребенок учится сравнивать предметы, различать критерии, по которым сравнение возможно или, наоборот, невозможно.
Обогащение тактильных и кинестетических ощущений способствует развитию внимания, зрительной, тактильной, кинестетической памяти, речи.
Развитие тактильного восприятия напрямую связано с развитием мелкой моторики ребенка. Подробнейший образ предмета создается за счет восприятия информации об его форме, поверхности, внутренней структуре путем ощупывания и манипуляции c разнообразными по форме деталями. Такая работа развивает мелкую моторику ребенка, координацию движений пальцев, их силу, ловкость, скоординированные действия пальцев руки.
Работа с любым набором игровых средств "ПЕРТРА" должна начинаться с исследования каждой детали. Нужно ощупать, обвести пальцем форму фигуры, потрогать поверхность, у бусин - рассмотреть отверстие, проверить на совместимость детали одного чемодана, а затем и фигуры из разных чемоданов.
Очень важный этап работы — сравнивание фигур по размеру, форме, цвету. Для развития мыслительных процессов важно предлагать задания на классификацию, начиная с простой классификации (например, по цвету, постепенно усложняя условия отбора (сочетание нескольких признаков у одной фигуры)
Игровой комплект «Пертра» представляет собой комод, состоящий из 7 наборов игровых средств и доски-основы — деревянного игрового поля с 28 отверстиями, расположенными друг под другом в 4 ряда по 7 отверстий в каждом. На поверхности доски-основы можно укладывать элементы наборов, достраивать начатые узоры, повторять их или создавать их зеркальное изображение. Основу можно располагать на большом столе или прямо на ковровом покрытии.
Цель: развитие познавательных процессов и мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Задачи:
развития тактильного, зрительного и слухового восприятия;
внимания;
зрительной, тактильной, кинестетической памяти;
пространственного, наглядно-образного, абстрактного и творческого мышления;
речи;
мелкой моторики;
зрительно-моторной координации, произвольности;
зафиксировать уровень сформированности у ребенка элементарных математических представлений, знаний, умений и навыков.
Возрастная группа: дети 4-7 лет.
Форма работы: индивидуальная и подгрупповая.
Состав группы при этом не должен превышать 2–4 человека. Работая в группе, дети делятся на две команды и выполняют задания совместно. Или же, если задание предусматривает индивидуальное выполнение, дети работают по очереди.
Занятие 1. Набор № 2 Klassifikation (классификация).
Цели:
• формирование представлений о геометрических формах, цвете, симметрии;
• формирование кинестетического образа разных геометрических фигур;
• развитие способности к классификации;
• развитие пространственной ориентации, понимания пространственных отношений.
Ритуал Входа:
«Приветствие».
Цель: сплочение группы, снятие психоэмоционального напряжения.
Процедура проведения: дети становятся в круг, берутся за руки и хором говорят: "Здравствуйте!"
Педагог-психолог : ребята давайте познакомимся поближе. Я буду бросать мяч любому участнику группы. Тот у кого оказывается мяч, называет свое имя ласково и возвращает мяч мне. Затем я выберу ведущего, который попробует назвать имена всех, кого он запомнил в группе.
Основная часть:
1. Игра «Цепочка».
Процедура проведения: дети должны выложить цепочку фигур по образцу. Затем выложить цепочку, поменяв один признак — цвет, размер или форму.
2. Игра «Угадайка».
Материалы: тканевый непрозрачный мешочек, маленький и большой квадраты, маленький и большой равнобедренные треугольники, маленький и большой прямоугольники из Набора игровых средств № 2.
Процедура проведения: Фигуры помещаются в мешочек. Ребенок должен посчитать количество фигур в мешочке (6 фигур, затем, ощупывая поочередно каждую из фигур ребенок должен определить ее размер и описать форму и назвать деталь. После этого достать деталь из мешочка и положить ее на место в ящик к таким же деталям.
3. Задание «Вспомни фигуры».
Процедура проведения: педагог выкладывает на одной стороне доски-основы узор из 3-5 фигур, просит ребёнка посмотреть на него и запомнить. Затем накрывает узор покрывалом. На второй части доски-основы ребёнок должен воспроизвести узор.
4. Игра «Четвёртый лишний».
Процедура проведения: среди выложенных фигур нужно найти лишнюю. Предъявляется несколько серий фигур.
5. Упражнение «Солнечный лучик»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
Процедура проведения: ребята давайте пройдем на наш ковер и расположимся на нем как можно удобнее. Слушайте меня внимательно.
В нашу комнату заглянул солнечный лучик - это младший сынок солнца. Сейчас он светит нам в глаза. Закрываем их. Теперь он движется дальше по лбу, щекам, носу, губам, подбородку. Погладьте лучик: на лбу, на носу, на губах, на щеках, на подбородке. Поглаживайте его аккуратно, чтобы не спугнут! Сейчас он перебрался на головку (гладим голову, затем на шею, животик, руки, ноги. Солнечный лучик пробежал по нам с головы до пяток и выскользнул в окно. Но тепло и свет, которые он принес, остались с нами. Делаем три глубоких вдоха-выдоха и открываем глаза!.
6. Задание «Узор».
Процедура проведения: предварительно и активизировав знания о пространственных положениях (право-лево, вверху-внизу, дети выполняют инструкции педагога :
а) В правый верхний угол положи синий большой треугольник.
б) В нижний левый угол — маленький красный квадрат.
в) В правый нижний угол — маленький желтый прямоугольник.
г) В левый верхний угол — большой зеленый треугольник.
д) В середину доски — большой синий квадрат.
7. Задание «Повтори за мной»
Материалы: два одинаковых набора по 10 пластин с фигурными или прямыми пазами из Набора игровых средств № 1.
Процедура проведения: педагог строит отрезок дороги из 10 пластин, ребенок, глядя на образец педагога, выкладывает такую же дорогу, точно повторяя последовательность расположения пластин.
8. Задание «Мешочки»
Материалы: тканевый непрозрачный мешочек (2 штуки, два одинаковых набора по 5 пластин с фигурными или прямыми пазами из Набора игровых средств №1.
Процедура проведения: ребенок раскладывает пластины по мешочкам, педагог дает ему инструкцию : «Положи правую руку в этот мешочек, а левую в этот. Найди сразу двумя руками одинаковые пластинки, назови их». Или просит одновременно отыскать в мешочках разные пластины и назвать их.
Ритуал выхода.
«Прощание».
Процедура проведения: дети делают пирамидку из кулачков и говорят: "Всем, всем, всем, до свидания!"
Использованная литература :
1. АнаньеваТ. В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. - СПб. : ООО "Издательство "Детство-пресс", 2011. - 96 с.
2. Игровой комплект Пертра. Набор психолога. Методические рекомендации.
М. - ИНТ.
3. Кленкова, О. Е. Использование перцептивного тренинга для диагностики
развития дошкольников. Журнал «Педагогическая диагностика» № 1, 2002.
С. 94-109.
4. Желудкова Е. А., Неборонова Г. Г., Чистякова Е. В. Перцептивный тренинг
«Пертра» как средство психологической диагностики и развития дошкольни-
ков. Журнал «Обруч» №10, 2010.