Елена Александровна Серебрякова
Занятие на тему: «По морям, по волнам»
▼ Скачать + Заказать документы
ЗАНЯТИЕ НА ТЕМУ :
«ПО МОРЯМ, ПО ВОЛНАМ».
(подготовительная группа)
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о значении Мирового океана для Земли.
Задачи: Дать детям представление о море, его разных состояниях, о его обитателях. Уточнить и расширить представление о морях и океанах. Познакомить детей с «Красной книгой», охраняемыми обитателями морей и океанов. Показать красоту и многообразие окружающего мира, взаимосвязь Земли с Мировым океаном. Воспитывать умение дружить и желание прийти на помощь.
Ход:
Публикация «Занятие на тему: „По морям, по волнам“» размещена в разделах
Дети входят в зал под песню «Бывалые моряки», выполняют упражнения. Дети садятся на стулья, которые расположены в начале зала, оформлены под кают-компанию на корабле. Один из мальчиков проходит по залу, надевает шапочку, на которой написано «Фома неверующий».
Восп. … В этот год в нашей группе открылась морская школа «Юнга». Сегодня я у вас экзамен на зрелость. Всем, кто покажет отличные знания, будет вручена медаль «Бывалый моряк». Наш корабль плывет по курсу «Изведай и познай». Морское путешествие начинается. Послушайте, как шумит море за бортом нашего корабля. Включается музыка с шумом моря и продолжает звучать как фон.
- А чего это вы тут делаете? – спрашивает Фома.
- К нам в гости пришел Фома неверующий с необитаемого острова, так что вы на его вопросы не обижайтесь. Проходи к нам, Фома, только веди себя тихо, идут экзамены.
- Ну, ладно. Я здесь посижу, да на вас погляжу.
- Перед нами глобус. Что обозначено на глобусе коричневым цветом, а что – голубым? (Коричневым цветом обозначена суша, а голубым – вода)
- Если я буду вращать глобус, то он будет казаться голубым. Почему? (Потому что воды на Земле больше, чем суши.)
- Вот почему нашу планету называют - голубой. Такой ее видят и космонавты.
Фома: А еще Землю называют голубым шаром. Не верите? Я даже песню такую знаю: «Крутится, вертится шар голубой, крутится, вертится над головой…».
- Фома, не мешай, у нас ведь экзамен.
- Молчу, молчу.
- Что называют Мировым океаном? (Все водное пространство земли – реки, озера, пруды, моря)
- Зачем на Земле столько воды? Может, хватило бы и нескольких речек, да парочки озер?
(Воды на Земле как раз столько, сколько нужно для того, чтобы наша Планета не замерзла. Ведь Мировой океан – это что-то вроде гигантского котла центрального отопления Земли! Солнце все лето греет его воду, а зимой эта прогретая вода постепенно отдает свое тепло Земле. Чем не отопление. Без него на Земле наступят жестокие морозы)
- Сколько на Земле океанов? Перечислите их.
Океанов – 4. Атлантический, Северный Ледовитый, Индийский, Тихий.
- Что вы знаете о Тихом океане?
- Тихий океан самый большой из всех океанов, его еще называют Великим. Глубины Тихого океана до конца еще не изведаны.
- Сколько всего морей? (30)
-Назовите моря, которые имеют названия цветных чернил. (Красное море, Белое, Желтое, Черное)
Фома: Ура! Я догадался, откуда появились цветные чернила.
Стих «Догадка».
Черные сделать несложно чернила: нужно, чтоб море поблизости было
Если из Черного моря вода – выйдут чернила у вас хоть куда.
Что же до красных чернил, то годится только из Красного моря водица.
Желтое море для желтого цвета
Белое – чтобы разбавить все это.
В общем, я правильно установил происхождение этих чернил.
Хуже гораздо с чернилами синими, да и с зелеными просто беда
Глобус крутили, крутили, крутили мы
Нету там этих морей и следа.
Я убежден – море Синее было, но разобрали его на чернила.
- Впереди Земля. Прошу команду покинуть борт корабля, девочек – с правого борта, мальчиков – с левого борта.
(Фома крадется к девочкам)
- А чего это вы тут шепчетесь?
- А мы не шепчемся, мы поем.
Перестроение под песню: «Бескозырка белая». Инсценировка.
- К матросам нет вопросов – прошу пройти в кают-компанию. Девочкам будет задан еще один вопрос.
Ф… А можно я спрошу? Какого цвета вода в море?
- Синяя.
- Не верю!
- Даже в книгах и песнях говорится, что вода в море синяя.
1. Потемнело сине море…
2. Долго, долго крокодил море синее тушил…
3. А лисички взяли спички, к море синему пошли, море синее зажгли…
4. А я частушку знаю:
Сине море, сине море, кто скажи тебя солил?
Это 6-летний Боря долго, долго слезы лил.
1. А я песенку знаю: «По синему морю, зеленой земле плыву я на белом своем корабле.
Ф. … Вот и назвали бы все моря синими…
Танец «Разноцветные моря» (с лентами).
Девочки садятся на стулья на корабле.
Ф… А я все-таки хочу знать, почему «Люди назвали моря не напрасно, Белым и Черным, Желтым и Красным?»
- Почему Красное море назвали Красным? (На его поверхность всплывают буровато-красные водоросли)
- Почему Желтое море назвали Желтым? (Оно желтое лишь там, где в него впадает широкая река Хуанхэ – желтая река Хуанхэ выносит в море столько мути, что море становится мутным на несколько десятков километров)
- Почему Белое море назвали Белым? (Это море северное, студеное и зимой белым-бело от заметенных снегами льдов)
- Почему Черное море назвали Черным? (Это море назвали так потому, что оно суровое, грозное, опасное)
- Моряки, взглянув на море, могут определить волнение моря в баллах. Проверим, как вы справитесь с этим заданием.
- На море появилась легкая зыбь, похожая на чешую. (1 балл)
- Все море покрыто белыми барашками, слышны раскаты, накатываются волны друг на друга. (5 баллов)
- Что такое штиль? (Поверхность моря ровная, гладкая, как зеркало)
Ф… Вы легкие вопросы задаете. Сейчас я сам буду принимать экзамен вот у этого молодого человека.
- Ну-с, молодой человек, что вы будете делать, если шторм ударит с правого борта?
- Брошу якорь, капитан.
- А если другой шторм настигнет корабль с кормы?
- Брошу второй якорь, капитан.
- А если чудовищный шторм разразится впереди?
- Брошу еще один якорь.
- Минутку, минутку, молодой человек! А откуда вы наберете столько якорей?
- Оттуда же, капитан, откуда вы наберете столько штормов.
Ф… Я принимаю важное решение, я буду капитаном.
Я буду капитаном на белом корабле,
Чтоб плыть по океану к неведомой земле.
Пусть с севера и с юга одна вода вдали,
Далеко друг от друга проходят корабли.
Но я-то знаю, скоро по курсу корабля
Из синего простора появится земля.
Из моря выйдут скалы, леса и города
И я, моряк бывалый, корабль веду туда.
ПЕСНЯ – ИНЦЕНИРОВКА «ЖИЛ ОТВАЖНЫЙ КАПИТАН».
Дети отворачиваются от капитана. Он говорит: «Я с вами не дружу».
Ведущ… Дети, давайте развеселим нашего капитана.
СКАЗКА БЕЗ НАЧАЛА И КОНЦА.
Звучит музыка, где слышен шум моря. Один из детей стоит на «берегу моря», смотрит, как волны накатываются одна за другой на берег и грустит: «Море такое большое, а я такой маленький. … За всю свою жизнь я не смогу увидеть конца моря. И зачем я живу на свете?» Заплакал, так стало обидно ему. Тут приходит на берег другой человек и спрашивает:
- Ты чего плачешь?
- Конца моря не видно. Ты большой, может, ты увидишь?
Стал другой человек смотреть – смотрел, смотрел, даже на цыпочки привстал – ничего не увидел. Сел рядом с маленьким и тоже заплакал… Тут подплывает к берегу другой пловец
- Эй, на берегу, чего ревете, вода и без того соленая!
- У моря конца не видно!
- Как? А это разве не конец моря? По-моему здесь оно как раз и кончается!
- И правда! Ура! Мы видим конец моря! (Радуются) Но вдруг самый маленький задумался, заплакал:
- А где же тогда начало?
Ведущ. … Рассмешить капитана вам не удалось.
- Мы ему сейчас частушки споем:
1. Мы на радость в синем море корабли построим вскоре
И на страже у ворот развернем ребячий флот.
2. Вот бегут ручьи, бурливы, из-под каменной горы
Мой миленок уплывает от родимой стороны.
Все дети: Пароход плывет, ленты кольцами
Пополняйся флот добровольцами.
3. Ветер дует над рекой, волны поднимаются
По моряцкому вопросу юнги собираются.
4. Через речку переход, жердочка точеная
В школе «Юнги» побывала, я теперь ученая.
Все дети: Пароход плывет, ленты кольцами
Пополняйся флот добровольцами.
5. Мой дружочек уплывает за моря, моря, моря
Ему дали бескозырочку, на лентах – якоря.
6. У дружочка я спросила: «Где, дружочек, пропадал?»
А дружочек мне ответил: «Конец моря я искал»
Все дети: Пароход плывет, ленты кольцами
Пополняйся флот добровольцами.
Ведущ. … И у вас ничего не получилось! Эх, вы! А ведь все так просто, нужно сказать капитану, чтобы он улыбнулся.
- Да ведь он и слушать никого не желает.
- У моряков есть особый способ связи – сигнальные флажки.
Ведущий показывает флажки, дети расшифровывают их. Получается слово «Улыбка».
ПЕСНЯ «УЛЫБКА».
Дети выполняют танцевальные движения и занимают свои места на корабле
Ведущ. … Наше путешествие продолжается. Знания вы показали хорошие. Посмотрим, как вы умеете выполнять задания:
1. Медицинскому персоналу собрать санитарную сумку (на столе – травы, бинты, игрушки)
2. Шлюпки на воду! Занять место в шлюпках!
Появляется Морской царь.
- Что-то вы больно расхвастались! Я – владыка всех морей и океанов – Морской царь Нептун! Может быть вы и меня, Морского царя не боитесь?
- Не боимся!
Ц. Н. Ходят волны кругом вот такие, вот такие большие, как дом.
Д. Мы бесстрашные волки морские смело в бурное море плывем
Ц. Н. Если буря промчится над морем и в куски разобьет корабли,
Д. С этой бурей мы смело поспорим и на шлюпках доплывем до земли.
Ц. Н. Я сейчас ветер позову и такой вам шторм устрою…
Ведущ… Ваша задача – быстро доплыть до земли пока не начался шторм.
Звучит музыка…
Ведущ… Справа по борту необитаемый остров и кто-то, кажется, попал в беду. (Дети разворачивают шлюпки и «плывут» к необитаемому острову, на котором находят любимую игрушку – обезьянку Анфиску, которая пропала из группы за несколько дней до занятия). Дети садятся на берегу и, передавая друг другу обезьянку, гладят ее.
Ц. Н. Дети, теперь я знаю, что такое настоящая дружба. Какие пословицы о дружбе вы знаете?
1. Сам погибай, а товарища – выручай.
2. Друг познается в беде.
3. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
4. Дружба и братство дороже богатства.
5. Помогай другу везде – не оставляй его в беде.
Ведущ. … У обезьянки высокая температура, нужно ее полечить.
У Анфисы боли в животе (кора дуба, ромашка, шиповник)
Во время высадки на берег один из моряков поранил руку об острые камни. У него сильное кровотечение (жгут, записка о времени, йод, бинт, крапива, мята).
Лена промочила ноги, когда выпрыгивала на берег. Как вы ее будете лечить? (мать-мачеха, шиповник, ромашка). Дети рассказывают, почему они лечат каждое заболевание именно этой травой.
Ведущ. … Вся команда здорова, шторм закончился, можно возвращаться домой.
Ц. Н. Мне с вами так хорошо. Оставайтесь. Плавайте по всем морям и океанам, зачем вам на ушу?
Д. Там нас ждут родные, друзья, подруги.
Ц. Н Хорошо, отпущу вас, если ответите на мои вопросы:
1. Почему «Красную книгу» назвали «Красной».
2. Кого в море называют «Спящей красавицей»? Почему? (Актинию)
3. Почему актиния не трогает рыбок-клоунов? (Они ее чистят, перемешивают воду плавниками и актинии легче дышится, подманивают добычу своей яркой окраской, кормят актиний).
4. Какая рыба сама рыбак? (Удильщик)
Ц. Н. Все-то вы знаете, на все вопросы отвечаете. Прямо – беда.
- Когда со всех сторон беда – спасает оптимизм.
Ц. Н. А что такое оптимизм?
- Оптимизм – это вера в лучшее.
ЗВУЧИТ ПЕСНЯ «СПАСАЕТ ОПТИМИЗМ».
Дети выполняют различные перестроения. Ведущий хвалит за знания, за умение дружить и готовность прийти на помощь. Вручение медалей: «Бывалый моряк».