Любовь Ананьева
Конспект занятия по формированию связной речи «Посылка лесным жителям»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Посылка лесным жителям».
Цели: формирование связной речи детей с использованием наглядного моделирования.
Задачи:
• Обучающие
- формировать умение составлять рассказ, опираясь на схемы-модели;
- формировать активное познавательное отношение к окружающему миру (диким животным)
- расширять и систематизировать знания детей об образе жизни и повадках животных в осенне-зимний период.
- познакомить детей с техникой рисования нитью на фланелеграфе.
• Коррекционно-развивающие
Публикация «Конспект занятия по формированию связной речи „Посылка лесным жителям“» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- развивать у детей связную речь с использованием игровых приёмов (наглядного моделирования,
- развивать мелкую и общую моторику через сочетание игр и упражнений для тренировки пальцев и координации движений с речью ;
- развивать память, внимание, мышление, творческое воображение;
- развивать социальные навыки работы в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.
• Воспитательные
- воспитывать любовь и бережное отношение к животным;
- воспитывать желание помочь тем, кто нуждается в помощи;
- воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу и к окружающей обстановке;
- воспитывать умение работать в коллективе;
- воспитывать самоконтроль и мотивацию к занятию.
Оборудование: планшеты с фланелеграфом, нитки мулине (разноцветные, разрезные картинки (почтовая машина, манная крупа, клей, ватман, клейстер, кисти; проектор, презентация с картинками; схема наглядного моделирования, фоновая музыка.
Ход занятия:
1. Орг момент. Слайд №1 (Обеспечить рабочую обстановку. Психологическая подготовка детей к образовательной деятельности).
Все дети заходят в группу и встают в круг:
- Ребята, сегодня на занятии у нас будут гости! Пожелайте им доброго утра, подарите им свои улыбки и хорошее настроение на весь день!
«Утреннее приветствие»
Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)
После приветствия дети садяться за столы:
- Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: "Будет интересно!”
2. Пальчиковая гимнастика «Лесное население» Слайд №2
(Улучшить у ребенка память, концентрацию внимания, речь, пространственные представления, мелкую и общую моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю).
Животных следы мы как книгу читаем.
(ладонями рук дети изображают открытую книгу)
В лесу кто живет мы легко отгадаем:
(закрываем «книгу»)
Вот лисьи следы,
Вот волчьи, лосиные,
Кабаньи и заячьи,
Медвежьи, ежиные.
Вот беличьи, рысьи,
А это — оленьи.
(загибают пальцы на руках, перечисляя следы животных)
Какое большое в лесу население!
(поднимают руки вверх и опускают их через стороны вниз)
3. Актуализация знаний Слайд №3
(Организовать и целенаправить деятельность детей. Установить постепенный логический переход к введению новой информации)
- Ребята, ни для кого не секрет, что за окном осень. Не просто осень, а поздняя осень-ноябрь месяц. Уже выпал первый снег. Все животные готовятся к зиме. Вспомним некоторых из них, и как они это делают.
Загадки: Слайд №4 (после отгадки)
1. Что за зверь такой лесной?
В белой шубке он зимой.
Всех боится зверь-трусишка.
Как зовут его? (Зайчишки, готовясь к зиме, роют норы, меняют шубку с серой на белую, но не делают запасов еды. Они питаются побегами молодых деревьев. Охотнее всего они поедают клены, осины и плодовые деревья.)
2. Хвост пушистый распушила,
Гриб в дупло к себе несет.
Попрыгунья прозорлива -
Будет сытой круглый год!
Скачет с веточки на ветку,
А за нею следом - детки! (Белочка делает впечатляющие запасы! Она в больших количествах прячет грибы, орехи, желуди и семена злаковых растений. Зверек выстилает свое жилище мхом и собственной шерстью, создавая толстую подушку).
3. Лесом катится клубок, у него колючий бок,
Он охотится ночами за жуками и мышами. (Ёжик на протяжении всего теплого времени года накапливает жир,ведь нам известно, что ежик впадает в спячку,чтобы пережить холодное время года ежу необходимы силы. Они питаются жуками, гусеницами и грызунами.)
- Вот, оказывается, какое не простое время – Осень - для лесных жителей.
- Ребята, а может порадуем наших лесных жителей – отправим им в лес угощения, которые сделаем сами.
- Вы любите рисовать? Чем вы умеете рисовать? (красками, карандашами, фломастерами, пластилином).
- Мы сделаем лесным жителям подарок, и нарисуем его ниточками.
4. Этап усвоения новых знаний, решение учебных задач.
4.1 Рисование ниточками.
(Практическая деятельность, с целью создания наглядных моделей для дальнейшего пересказывания. Развитие мелкой моторики, наглядно-образного мышления и воображения)
Логопед выкладывает перед детьми фланелеграфы и ниточки.
- Таня, кому ты будешь рисовать угощение? (Я буду рисовать угощение Зайцу).
- Что любит зайчик? (капусту, морковку, репу)
- А больше всего Зайка любит морковку! (девочка «рисует» нитками морковку для зайца) Слайд №5 (после того как ребенок назовет угощение)
Аналогично разбираются угощения для белки и ежа. Дети «рисуют» нитками угощения для лесных жителей : для зайца - морковку, для ежа - грибочек, для белочки - орешек.
4.2 Работа с разрезной картинкой
(Практическая деятельность, с целью создания наглядных моделей для дальнейшего пересказывания. Развитие умственных способностей,координации движений рук и мелкой моторики)
- Вот мы с вами собрали угощения для лесных жителей. Подумайте, как мы доставим их в лес? (ответы детей)
-А может - быть отправим почтой?
- Ой, наша посылка получается большой, и как письмо в почтовый ящик она не помещается. Вот у нас разрезные картинки, соберите и скажите, как по-другому можно доставить посылку?
- На чем же мы отправим нашу посылку в лес? (Можно отправить её на почтовой машине)
- Теперь угощения оформили как посылку (на доску вывешивается макет Слайд №6 посылки) и отправили на машине в лес (вывешивается макет почтовой машины Слайд №7). А что у нас происходит в лесу…
5. Физминутка
(Снять усталость и напряжение, внести эмоциональный заряд;
совершенствовать общую моторику, выработать чёткие координированные действия во взаимосвязи с речью).
Слайд №8
Вдруг закрыли небо тучи, (Поднимаются на носочки, поднимают вверх руки)
Дождь и снег пошел колючий
Долго тучки будут плакать,
Разведут повсюду слякоть (Приседают, держат руки на поясе)
Грязь и лужи на дороге,
Поднимай повыше ноги. (Ходьба на месте, высоко поднимая колени)
6. Создание макета «Осень в лесу»
(Практическая деятельность, с целью создания наглядной модели для дальнейшего пересказывания. Развитие речи, наглядного мышления, воображения,памяти и мелкой моторики рук)
- Так что же у нас происходит в лесу? (дождь, снег, грязь, слякоть)
- А в нашем лесу нет ни дождя, ни листьев, ни снега. Сделаем его осенним.
- Только снег у нас будет не простой, а волшебный! Посмотрите, что это?
Дети вместе с логопедом рассматривают манную крупу.
- Как мы это сделаем? (ответы детей)
- Мы возьмем сначала все намажем клеем, а потом посыплем манкой.
Звучит фоновая музыка. Дети выполняют работу совместно с
логопедом.
- Ребята, посмотрите, какой осенний лес получился! Мы с вами попали и в дождь, и в снег, но угощения лесным жителям мы все, же довезли. И они были очень рады. Посмотрите! Слайд №9
7. Этап закрепления новых знаний.
Составление рассказа с опорой на модели
(Составить рассказ с опорой на наглядные модели. Закрепить в памяти детей те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы. Выработка соответсвующих навыков и умений. Самостоятельное рассказывание детей.).
- Расскажите теперь всю историю посылки, для лесных жителей опираясь на эту схему. Слайд №10
«Наступила поздняя осень. Заяц, белочка и ежик ждут угощения от ребят. Для зайца мы сделали морковку. Для белки орешек. А для ежа грибочек. Все угощения собрали в посылку. Посылку повезли в лес на почтовой машине. Машина попала в дождь и снег. Но угощения лесным жителям были доставленны во время.»
Совместное составление рассказа по схеме (с использованием презентации) Затем весь рассказ проговаривает один ребенок.
- Молодцы. Угощения были доставлены и лесные жители были очень рады. И тоже сделали вам подарки. Они лежат вот в этом мешочке.
Раздаются угощения для детей.
8 Подведение итогов. Рефлексия.
- Чем мы сегодня занимались?
- Что нового узнали о животных?
- Чем еще можно рисовать?
- Что запомнилось?