ольга кузнецова
Конспект занятия по развитию навыков конструктивного взаимодействия детей «Миссия на планете Типурн»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие «Миссия на планете Типурн» (продолжение)
По программе «Тайное общество»
Цель программы: «Развитие навыков конструктивного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста»
Соколова Е. А., педагог - психолог, Кузнецова О. А., старший воспитатель
2 Упражнение «Угадай эмоцию»
Цель: Обучение детей описанию эмоций с помощью мимики, жестов, использования и понимания невербальных методов общения.
Публикация «Конспект занятия по развитию навыков конструктивного взаимодействия детей „Миссия на планете Типурн“» размещена в разделах
Содержание: Дети по очереди получают карточки и изображают эмоции. Один из детей показывает, остальные угадывают и называют их.
Карточки – гнев, испуг, радость, удивление, печаль,
Ведущий: Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием и теперь можете войти в замок. Закройте глаза, сосчитайте до 5 и вы в замке лорда Злыдня.
Дети открывают глаза и видят куклу лорда Злыдня.
Злыдень: Кто вы такие? Что вам нужно? Убирайтесь сейчас же! Сейчас я вас поймаю, побью, покусаю. Уничтожу!
Ведущий: Подожди злиться лорд Злыдень, мы пришли с добрыми намерениями, мы хотим тебе помочь. Расскажи, почему ты такой сердитый?
Злыдень: Ну что ж слушайте.
3. История лорда Злыдня.
Цель: Осознание своей агрессивности.
Я – Злыдень, великий и могучий. Я захватываю планеты, все меня боятся, выполняют все мои распоряжения и ненавидят. Я умею драться, кусаться, щипаться, обзываться. Однажды Я подкрался к павлину, отдыхающему после обеда, и выдрал ему из хвоста самые красивые перья. А в другой раз Я больно укусил за лапу тигренка. А как-то раз подрался со слоненком. Я всех ненавижу, потому что со мной никто не дружит! И не хочет играть, а мне иногда так хочется поиграть с кем – ни будь. Что-то не так в моей жизни…
Ведущий: А чего бы тебе хотелось?
Злыдень: Меня никто не любит! И от этого мне плохо.
Ведущий: А что ты можешь сделать для того, чтобы тебя любили?
Злыдень: Я не знаю
Ведущий: Ребята, давайте подскажем лорду Злыдню, что ему нужно делать, чтобы обитатели планеты захотели с ним дружить.
Дети, по очереди, высказывают свое мнение.
Злыдень: Но у меня не получается не злиться, если кто-то меня случайно толкнет, я не могу сдержаться и сразу даю сдачи.
Ведущий: ребята нам нужно научить лорда Злыдня справляться со своим гневом. И для этого есть тайные приемы. Давайте вместе испробуем их.
Если тебя кто-то нечаянно обидел, толкнул, надо сделать глубокий вдох на счет 1,2,3,4,5 и спокойный выдох на счет 1,2,3,4,5 для того чтобы успокоиться и спокойно объяснить, что тебе это неприятно, рассказать о том, что ты чувствуешь словами. И тогда твой обидчик поймет, что поступил неправильно и извинится.
4 Упражнение «Глубокое дыхание»
Цель: обучение саморегуляции и самоконтролю
Ведущий: давайте вместе попробуем подышать правильно. Дети вместе выполняют под счет 2-3 вдоха и выдоха.
Ведущий: ребята, кто сможет показать лорду Злыдню как правильно себя вести
5. Тренинг поведения «Расскажи о своих чувствах»
Цель: Научить предъявлять партнеру по общению свои чувства через их проговаривание.
Содержание: Двое желающих инсценируют историю.
Задание 1 участнику: ты играешь машинкой
Задание 2 участнику: ты очень спешишь к своим друзьям и нечаянно толкаешь 1 участника.
1-й участник делает глубокий вдох, считает до 5, выдыхает и рассказывает второму участнику о своих чувствах.
2-й участник извиняется.
Злыдень: я все понял, но иногда случается так: я собираюсь пойти на рыбалку, одеваюсь. Готовлюсь, а на улице начинается дождь. Я так злюсь, так злюсь, что решаю взорвать соседнюю планету! Что же мне тогда делать? Кому объяснять свои чувства?
Ведущий: Лорд Злыдень, если обстоятельства складываются так, что поделать ничего нельзя, нужно просто избавиться от своего гнева, выпустить его без ущерба для других. Мы с ребятами научим тебя как это сделать. Для этого можно:
- поколотить подушку;
- разорвать ненужную газету;
- побить боксерскую грушу;
- побегать;
- мять и кидать газетные шарики в корзину
Дети предлагают свои варианты выплескивания гнева в приемлемой форме.
Ведущий: Посмотри, как это делаем мы с ребятами.
6. Упражнение «Выбиваем пыль»
Цель: Снятие эмоционального напряжения, обучение выплескивать гнев в приемлемой форме.
Содержание: Детям выдается подушка-битушка, каждый дожжен ее хорошенько почистить, усердно колотя руками.
Ведущий: Молодцы ребята, теперь наша подушка стала совсем чистой.
Злыдень: Да и мне что-то совсем расхотелось злиться. Попробую - ка я быть добрым, может тогда кто-нибудь захочет со мной подружиться!
Ведущий: Конечно, попробуй лорд Злыдень, а чтобы ты чувствовал себя совсем хорошо, мы с ребятами подарим тебе необычную картину и свои объятия!
Ведущий: Ребята, поможете мне нарисовать картину улучшающую настроение? А чтобы она была по настоящему веселой мы ее будем рисовать все вместе, под веселую музыку и очень необычным способом.
7. Упражнение «Пуантизм».
Цель: формирование тактильных ощущений, элиминация агрессии.
Содержание: И. п. — сидя на полу. Детям предлагается большой чистый лист бумаги, гуашевые краски, свобода творчества и возможность рисо-вать пальцами обеих рук без использования кисточек. Для каждого пальца правой и левой руки выбирается свой цвет краски. Рисунок можно начать одной рукой, затем продолжить другой и обеими одновременно.
Пока дети рисуют, ведущий снимает с куклы Злыдня страшную гримасу и прикрепляет улыбку.
Ведущий: прекрасная картина у вас получилась. Ребятки посмотрите ка как наш лорд преобразился, теперь он совсем не похож на Злыдня.
Злыдень: я теперь совсем другой, не буду больше обижать жителей планеты, буду им помогать и со всеми дружить.
Дети дарят картину лорду Злыдню и по-очереди обнимают его.
Ведущий: Ну что ж тайные агенты по - моему, вы свою миссию выполнили, пора нам возвращаться домой.
Злыдень: Ребята, спасибо за помощь, мне тоже хочется вас отблагодарить и сделать небольшой подарок! Есть у меня волшебный шар желаний, и я хочу подарить его вам. Этот шар может исполнить ваши желания, но это должны быть не игрушки и сладости, шар может помочь вам приобрести важные качества: смелость, доброту, решительность, смекалку… И если вы хотите что-то пожелать нужно только загадать желание, потереть шар и отпустить его в небо и тогда великая сила вселенной поможет вашему желанию осуществиться.
Упражнение «Волшебный шар»
Цель: расширение представления о себе, осознание желаемых личностных качеств.
Содержание: Дети загадывают желания и отпускают шарик в небо (шарик должен быть наполнен гелем).
Ведущий: А теперь пора прощаться и домой скорее возвращаться. Одеваем скафандры, закрываем глаза, отправляемся в полет.
Звучит космическая музыка.
Ведущий: Как вы считаете, тайные агенты, удалось нам справиться с супер сложной миссией? Достигли ли мы своей цели – перевоспитали лорда Злыдня?
Молодцы агенты, осталось только отослать отчет в штаб нашей секретной организации.
Помогите мне его составить, в отчете надо описать, чем мы с вами занимались. Я буду бросать вам мячик, и задавать вопрос, а вы отвечаете и бросаете мяч обратно.
1. Какое задание вы выполняли?
2. Что вы почувствовали, когда услышали историю лорда Злыдня?
3. Почему никто не хотел с ним дружить?
4. Что необходимо сделать, если кто-то случайно тебя обидел?
5. Что можно сделать, если злишься не на человека, а на сложившиеся обстоятельства?
6. Какими способами можно избавиться от гнева?
7. Какие чувства вы испытали, когда помогли лорду Злыдню?
Ведущий: замечательный отчет получился. Агенты, пожалуйста, подумайте и оцените степень своего участия в этом деле.
На доске нарисована лесенка самооценки. У каждого их детей цветной магнитик. Дети оценивают свое участие и прикрепляют магнитики на лесенку. Чем активнее участвовали и больше старались, тем выше ступень.
Ведущий: наша миссия выполнена, пора прощаться до следующего экстренного вызова и секретного задания.
Ритуал прощания:
Дети создают «Солнышко» которое будет всегда согревать участников. Участники соединяют правые руки, а левые кладут на плечо товарища, образуя круг.
Анализ занятия :
Занятие в рамках программы «Тайное общество» по теме: «Миссия на планете Типурн». В занятии участвовали дети старшей группы ДОУ, в количестве 6 человек, участники программы по формированию навыков конструктивного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста. Для наибольшей эффективности в достижении цели: «Осознание и преодоление агрессивности и конфликтности» я использовала такую форму работы, как обучающая игра-путешествие, так как игра является основным видом деятельности для детей данного возраста, позволяет заинтересовать детей, сделать занятие более увлекательным. Занятие оформлено как встреча тайных агентов и выполнение ими важной миссии. Метод проблемного изложения материала позволяет детям почувствовать себя супергероями, повышает самооценку, побуждает искать пути решения поставленной цели. В занятии использованы игровые, информационно-рецептивные, практические методы работы. Дети через игру обучаются способам решения проблемных ситуаций и практически отрабатывают полученные знания. Так же используется метод театрализации – участие в занятии кукольного героя дает возможность и поставить проблемный вопрос и дать детям направление верного решения. Слушая историю героя, дети непроизвольно сравнивают его поведение со своим и осознают свои проблемы. Обучая кукольного героя способам выражения гнева в приемлемой форме, приемам саморегуляции и самоконтроля дети учатся решать и свои собственные проблемы.
Считаю, что занятие прошло успешно. Дети высоко оценили собственное участие, во время занятия были активны, целиком погрузились в игру и чувствовали себя очень важными. Использование игровой формы работы позволило заинтересовать детей, сделать увлекательным выполнение учебных задач.
Считаю цель занятия достигнутой, задачи выполненными.