Альбина Кинева
Развитие исследовательских навыков у детей при организации игр с песком и водой
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ИГР С ПЕСКОМ И ВОДОЙ»
1. Теоретические аспекты.
Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним.
Публикация «Развитие исследовательских навыков у детей при организации игр с песком и водой» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с песком
- Исследовательская деятельность
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2015
В практике работы дошкольных учреждений в последнее время все больший акцент делается на создание условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей, побуждая их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации в ее процессе.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты - словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот вес, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Н. Н. Поддъяков в качестве основного вида ориентировочно -исследовательской деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования. «Деятельность экспериментирования претендует на роль ведущей деятельности дошкольного развития ребенка.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Выделяют два основных вида исследовательской деятельности. В первом - активность происходит от самого ребенка (сам ставит цель, ищет пути и способы достижения) Во втором - деятельность организуется взрослым для обучения ребенка определенному алгоритму действий.
Каково содержание деятельности детей по данному вопросу при организации игр с песком и водой?
Младший возраст — дать детям конкретные представления о признаках и свойствах песка и воды : песок - сухой, сырой, рассыпается, формуется;
вода - холодная, теплая, капает, течет, стекает по стеклам, прозрачная, в ней плавают предметы.
Средний возраст: расширить представления о том, что песок : сухой -рассыпается, не формуется, светлый по цвету; сырой - не рассыпается,. формуется, темный по цвету; вода - течет, льется, превращается в лед, прозрачная, предметы в ней плавают и тонут.
Старший возраст — систематизировать знания детей о том, что песчаная почва пропускает воду и быстрее высыхает, на песчаной почве растения развиваются быстрее, так как в ней много воздуха, но и быстрее засыхают;
в ней мало воды, поэтому на такой почве растут растения, которым нужно мало влаги; вода - бывает разная: холодная, теплая, горячая, вода -
прозрачная, принимает форму любого сосуда, в который ее наливают, вода бывает твердой - это лед, снег; пар - это тоже вода, он легче воздуха, поэтому поднимается вверх.
2. Работа с методической литературой (воспитателям предлагаются книги для создания методической копилки по играм с песком и водой исследовательского характера) :
Игры с песком :
- Материал для игр с песком : формочки, пластмассовые ведерки, совки, лопатки, некрупные игрушки, дощечки, фанерные трафареты, транспортные средства; пластины из фанеры разного размера и формы, кусочки разноцветного оргстекла, пластмассы, природного материала
(веточки, корни, камушки, ракушки); обрезки пластмассовых шлангов и труб разного диаметра, куски пенопласта, поролона, шпагата, тесьмы, цветной проволоки, пластмассовые и металлические коробки, байки разной формы и размера.
Тематика построек для младшего возраста:
- учить детей сгребать песок в небольшие кучки с помощью совка и
лопаток
- утрамбовывать кучки
- выкапывать в песке ямки
- накладывать песок в небольшие формочки и мастерить пирожки,
пряники, торты и другие угощения для кукол
- строить будку для собаки (в кучке песка сделать углубление у
основания)
- проводить в песке дорожки, дощечкой, лежащей плашмя
- строить горки (кучку песка утрамбовывать и с помощью дощечка
прокладывать спуск
- строить скамеечки, ворота, стол, стул, мост (на один или два куличика
накладывать пластину)
- строить заборчик (сгребать песок с двух сторон и уплотнять руками,
постепенно настраивая сооружение в длину по направлению)
Методы:
- использование потешек для обыгрывания
- показ
- совместные постройки
- обыгрывание построек игрушками
Тематика построек средней группы:
- объединение построек общим содержанием
- строительство высотной башни из трех форм разного объема (в
основании самая крупная)
- строительство разных горок (высоких, низких, широких, узких)
- строительство заборов, загонов, загородок)
- строительство домов и украшение их разноцветными окнами из
оргстекла
- рытье тоннелей
Методы:
- показ
- напоминание
- использование картинок
- внесение бросового материала
- обсуждение постройки
- обыгрывание постройки
Тематика построек старшего возраста:
- строительство домов, кораблей, машин,- поездов, предметов мебели
(вырезая лопатой или дощечкой из кучи)
- строительство домов, теремов, театров, ракетодромов
- сооружение бассейна, деревни
- строительство знакомых сказок
Методы:
- показ
- обучение новому приему - смешать песок с водой, сделать из него
кашу-малашу и тонкой струйкой выпускать из ладошек; песок
ложиться разными узорами k
- внесение иллюстраций и картинок
- обыгрывание с помощью игрушек сказок
- проблемные ситуации
- алгоритмы работы с песком
- правила игры с песком
Игры с водой :
Материал для игр с водой : катамараны, бутылочки, пробки, камешки, пенопласт, соломинки, обрезки палочек, краски,
Игры с водой :
«Тонет - не тонет», по рассказу Л. Н. Толстого «Хотела галка пить». Красим воду в разный цвет», «Буря на море», «Путешествие по реке», «Прогулка и теплоходе», «Кто живет в воде», «Веселые капельки» и. т. д.