Татьяна Воробьева
Особенности конструктивного взаимодействия с подростками
▼ Скачать + Заказать документы
Тема семинара: Особенности конструктивного взаимодействия с подростками
Цель: Создание условий для актуализации представлений о конструктивном взаимодействии. Развитие внутреннего потенциала для увеличения способности к открытому и эффективному взаимодействию с подростками
Трудно не согласиться с мнением, что общаться с подростками сложно, а общаться с девиантными подростками вдвойне сложно. Подростки нашей школы имеют устойчивое противоправное поведение, склонность к формированию криминальной личности. Основная характеристика девиантных подростков – всегда противостояние окружающим, нарушение правил, ниспровержение авторитетов. Мы вынуждены принять данный факт и научиться строить отношения с подростками. Кроме того данные отношения должны по максимуму носить конструктивный характер. Безусловно, все мы владеем определенными навыками конструктивного взаимодействия, и сегодня мы собрались с вами, чтобы актуализировать наш внутренний потенциал, запас знаний по данной проблеме, возможно, о котором мы сами и не подозреваем.
Публикация «Особенности конструктивного взаимодействия с подростками» размещена в разделах
Возникает вопрос: «А с чего же начинать конструктивное взаимодействие? На что мы должны опираться в первую очередь?» Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю выполнить следующее упражнение:
Посмотрите, пожалуйста, на матрешку (куклу и т. п.) и опишите то, что вы непосредственно видите.
В данном случае эта матрешка и выступала в роли нашего подростка. Каждый увидел со своей позиции определенную ее сторону. Кто-то предположил, что с другой стороны она выглядит по-другому, а кто-то предположил, что внутри матрешки еще что-то есть. Следовательно, при построении эффективного взаимодействия, на что нам следует опираться в первую очередь, что нам следует учитывать?
Действительно, при построении конструктивного взаимодействия мы должны «видеть» не только внешнюю оболочку человека, «трудного» подростка, но и учитывать, что он личность, учитывать всевозможные его грани, чувства и внутренние качества. Нам следует помнить, что внутри каждого «колючего» ребенка прячется маленький незащищенный, как в данном случае, скрытый под множеством оболочек цыпленок.
Итак, мы выявили главный акцент, от чего нам следует отталкиваться при взаимодействии с воспитанниками.
Далее я предлагаю определить, что же непосредственно относится к конструктивному взаимодействию, а что к деструктивному. Я думаю, что вы без труда с этим справитесь, так как у каждого из вас имеется определенный практический опыт. Для этого вам нужно разбиться на пары.
Задание: Запишите на одной стороне листа слово деструктивное, а на другой конструктивное (крупными буквами). Я предлагаю вам придумать и записать слова-ассоциации на каждую букву данных слов. С одной стороны листа у вас будут ассоциации на деструктивное взаимодействие, а с другой на конструктивное. Ассоциации могут быть любой части речи
Например: Д-драка; К-крик; К-комплимент и т. д.
(По мере называния, ассоциации записываются на доску)
Теперь, вы можете добавлять ассоциации на любую букву алфавита, то, что вам кажется, мы еще упустили.
Таким образом, мы обобщили наши знания о деструктивном и конструктивном взаимодействии.
Отношения подростков и взрослых часто сопровождаются конфликтами деятельности, отношений и поведения. Данные конфликты имеют особенности, связанные со спецификой учебной деятельности, отличиями в статусе и возрасте сторон. Конструктивное поведение взрослого в конфликте предусматривают верное определение своей позиции, использование влияния группы и педагогического коллектива, уважение к личности подростка, использование рекомендаций по оптимизации взаимодействия с учеником.
И в заключение нашей встречи, мне хотелось бы дать несколько практических рекомендаций по предупреждению конфликтов за счет конструктивного общения.
- Очень важно сформировать у себя привычку терпимо и даже с интересом относиться к мнению подростков, даже тогда, когда они противоположны вашему
- Всеми силами боритесь со своими негативными эмоциями по отношению к другим воспитанникам или хотя бы с их внешними проявлениями.
- Избегайте в общении крайних, резких и категоричных оценок.
- Общаясь с детьми, старайтесь видеть и опираться на положительное в них. Оценивайте их в большей степени по тому, что они сделали, а не по тому, что они не сделали.
- Критика воспринимается более конструктивно, если компенсировать ее искренней и заслуженной похвалой, предваряющей критику.
- Критиковать можно конкретные поступки и конкретные результаты деятельности воспитанника, а не его личность и работу в целом.
- Критикуя одного ребенка, не стоит сравнивать его с другими, лучшими.
- Прежде чем начать спор, нужно определить его предмет, возможность решить проблему в результате спора, вашу цель в споре и вероятность ее достижения.
- Фундаментальный принцип конструктивного ведения спора – уважительное отношение к оппоненту.
- Излишние эмоции представляют главную опасность конструктивному развитию спора.
Основными доминантами конструктивного взаимодействия, как с подростками, так и с окружающими людьми будут следующие:
Знак внимания – высказывание или действие, обращенное к человеку и призванное улучшить его самочувствие и вызвать радость.
Комплимент – знак внимания, выраженный в вербальной форме без учета ситуации, в которой человек находиться в данный момент.
Похвала – оценочное суждение, в которой человека сравнивают с другим, при чем это сравнение в его пользу.
Поддержка – знак внимания, оказанный человеку в ситуации, когда он объективно неуспешен, сделанный в форме прямого речевого высказывания и касающийся той области, в которой у него в данный момент затруднения. Поддержка исключает сравнение с кем-либо, кроме себя самого.
Данные доминанты являются также и профилактикой перехода на деструктивные способы взаимодействия.