Людмила Алексеева
Развитие певческих навыков и умений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Пение, наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности дошкольников. Дети любят петь. Поют охотно и с удовольствием. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: слух, память, чувство ритма, речь. Кроме этого укрепляются лёгкие и весь голосовой аппарат, формируются личностные качества: чувство товарищества, организованности, выдержки, коммуникативные качества, не говоря уже о нравственной стороне.
Публикация «Развитие певческих навыков и умений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Работая музыкальным руководителем в детском саду, особое внимание уделяю развитию певческих навыков и умений у детей.
Для более эффективной работы по данному направлению определила цель и задачи (слайд).
Чтобы успешно решать эти задачи применяю различные методические приёмы, доступные детям.
Каждое занятие начинаю с музыкального приветствия «Доброе утро», «Здравствуйте», используя дирижёрский жест. У детей устанавливается координация между голосовым и зрительным аппаратами.
Первое знакомство с песней провожу в яркой, эмоциональной форме, обращаю внимание на содержание песни, на средства музыкальной выразительности. Для более яркого эмоционального восприятия песни детьми использую различные образы, пособия, игрушки и т. д.
При дальнейшем разучивании песни применяю методические приёмы. Такие как:
• пение на одном звуке
• пение а capella
• дирижёрский жест
• пение с музыкальными инструментами
• хор и солист
• пение со «звучащими жестами» и другие.
В работе над певческими навыками и умениями у детей помогают различные пальчиковые игры с пением (О. И. Крупенчук, Е. А. Поддубная и т. д.). Сочетание пальчиковой гимнастики с яркими музыкальными образами создаёт благоприятный эмоциональный фон, развивает память, чувство ритма и музыкальной звуковысотности, артикуляционный аппарат, помогает фантазировать.
Чтобы подготовить голосовой аппарат к пению ввожу на занятиях дыхательные упражнения: «Хитрая змея», «Шорох листьев», «Нюхаем цветок», «Задуй свечу», «Подуем на снежинку» и т. д. А также распевки на звуки и слоги. Большое внимание уделяю напевным песням лирического характера, в народном фольклоре они называются «протяжные» песни, так как последнее время у детей, наблюдаются частые простудные заболевания. При пении таких песен развиваются не только лёгкие, укрепляется певческий аппарат, голосовые связки, активизируются мышцы гортани и глотки, связанные с мышцами артикуляционного аппарата, что даёт возможность противостоять простудным заболеваниям.
Весёлые песенки-потешки, прибаутки раскрепощают зажатый детский организм, вызывают положительные эмоции у ребёнка, формируют правильное дыхание, снимают раздражение, дают выход эмоциям, да и просто улучшают настроение ребёнку. А если они украшены звучанием детских ударных и шумовых инструментов, то это вызывает у детей ещё большую радость и восторг. Почти в каждую песню ввожу элементы игры, т. е. проводится инсценирование песни с детьми.
Все эти приёмы развивают детей духовно, физически и, что очень важно, творчески. Дети сочиняют свои мелодии и маленькие песенки.
Очень важно, чтобы дети не потеряли интерес к песне. Дети поют не только на занятиях, развлечениях и праздниках, но и в свободной деятельности с воспитателями. Поэтому с каждым педагогом ведётся индивидуальная работа по разучиванию песенного репертуара, даются рекомендации, как использовать знакомый музыкальный репертуар на других занятиях и в самостоятельной деятельности. Провожу с педагогами консультации и беседы, где знакомлю их с методами и приёмами обучения детей пению.
Если воспитатель «поющий», т. е. чисто интонирующий, имеющий хорошие вокальные данные, знающий много детских песен, то дети в группе стараются подражать его пению и у них быстрее развиваются певческие навыки. Итогом работы с педагогами явилось их выступление перед детьми на празднике, посвящённому Дню дошкольного работника и выступления совместно с детьми в выездных концертах: в воинских частях, в Доме престарелых и в Доме ремёсел на открытии городской выставки-конкурса семейного декоративно-прикладного творчества «Подарок маме своими руками», посвящённого Дню матери.
Развитие певческих навыков – процесс очень кропотливый и сложный. Поэтому в своей работе тесно сотрудничаю с родителями. Они являются полноправными участниками образовательного процесса. На родительских собраниях и в индивидуальных беседах разъясняю вопросы по охране детского голоса, рассказываю о том, чему учатся дети на музыкальных занятиях. Оформила консультации для родителей: «Охрана детского голоса», «Пойте вместе с детьми», «Колыбельные песни – лирика материнства», «Советы тем, кто хочет научиться петь». Провела анкетирование родителей по вопросу: «Какие песни вы поёте с детьми дома?» Было предложено назвать 2-3 песни по следующим жанрам:
• колыбельные песни – всего 30% назвали песню «Спят усталые игрушки»;
• народные песни – 40% назвали «Во поле берёза стояла», 60% - «Ой, мороз, мороз»;
• песни из мультфильмов – «Пусть бегут неуклюже» - 50%,
• песни современных детских авторов – называли песни, которые мы поём в детском саду – 15%;
• эстрадные песни – «О боже, какой мужчина» - 90%
«Рома, Рома, Роман» - 57%
«Лето» - 42%
Псай «Гангнам» - 73%
Анкетирование показало, что родители не знают колыбельных песен, не знают и не поют народные песни! А ведь это наша культура! Обращаю внимание родителей на излишнее увлечение эстрадными песнями, непонятными детям по смыслу и сомнительными по этическому содержанию. Слушая песни непонятного содержания, ребёнок становится эмоционально неустойчивым. Я не говорю о том, что нельзя совсем не петь современные эстрадные песни. Разъясняю родителям, что из огромного потока песен надо выбирать те, которые доступны и понятны детям, чтобы мелодии песен соответствовали вокальным возможностям детей (их диапазону). Ведь голосовой аппарат ребёнка-дошкольника ещё не сформирован, а голосовые связки тонкие и хрупкие.
Родители совместно с воспитателями и детьми принимают участие в музыкальных сказках, исполняя вокальные партии (спектакль «Главное слово» по мотивам сказки И. Токмаковой, музыка Е. Антипиной).
Большое влияние на развитие эстетического вкуса оказывает профессиональное пение. В рамках реализации проекта «Знаем! Помним! Гордимся!» мы приглашали в детский сад солиста Ансамбля Песни и Пляски Краснознамённого Северного флота Владимира Тимошенко, который исполнил для детей песни военных лет. С какой радостью и восторгом дети пели вместе с ним песню «Катюша» композитора М. Блантера, поэта М. Исаковского. Слушая пение в качественном исполнении, у детей прививается навык чистого интонирования, формируется певческая культура и появляется желание петь не только в детском саду.
В процессе последовательной и систематической работы по развитию певческих навыков и умений у детей выработались такие исполнительские качества, как уверенность, умение свободно держаться перед публикой, выразительно исполнять песню, донося до слушателей характер и содержание песни.
Мы рады, что наши дети поступают в музыкальную школу, в школу искусств, поют в вокальных и хоровых студиях детских учреждений дополнительного образования