Надежда Колчегошева
Конспект занятия «Хохломские ложки»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие «Хохломские ложки»
Программное содержание.
Продолжать учить составлять узор хохломской росписи на плоскостных силуэтах, украшать завиток с ягодами, листьями, травкой; развивать чувство цвета при самостоятельном подборе красок для передачи колорита хохломской росписи; воспитывать интерес к народному творчеству.
Публикация «Конспект занятия „Хохломские ложки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ложка. Все о ложках для детей
- Посуда. Все о посуде для детей
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
Материал: ложки, иллюстрации, картинки с изображением хохломских изделии, силуэты ложек красного, желтого, черного цветов, предметы с хохломской росписью (варианты изображения ягод, гуашь – красный, черный, желтый, зеленый.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки “Жихарка”, стихотворений о Хохломе, беседа с детьми о главной особенности хохломской росписи, рассматривание иллюстрации и картинок с изображением хохломских изделии.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, я получила письмо от Жихарки для вас, давайте откроем и прочитаем письмо (читает письмо).
“Здравствуйте, ребята! Скоро у меня день рождение, я пригласил много друзей на именины. Для них хочу приготовить ложки расписные, как у меня, прошу вас помочь мне расписывать эти ложки. Заранее благодарю и приглашаю вас тоже на именины. Жихарка”. (Воспитатель достает из конверта ложки красного, желтого, черного цветов)
Воспитатель: Ребята, поможем Жихарке?
Дети: Да.
Воспитатель: Как вы думаете, какими элементами декоративной росписи можно расписывать эти ложки.
Дети: Хохломской росписью.
Воспитатель: Сегодня день у нас особый,
Я приглашаю вас друзья.
А вы со мной идти готовы?
В чудесный мир зову вас я.
и мы с вами пойдем в мастерскую в Хохлому.
Ребята, вот мы пришли, посмотрите вокруг как красиво! А вот и мастерская! Мы попали в царство Золотой хохломы.
(На столах лежат хохломские ложки, картинки с изображением хохломских изделии, предметы с хохломской росписью)
Воспитатель: И чего здесь только нет: здесь посуда знатная, складная да ладная.
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется, и цветы
Небывалой красоты.
Блестят они как золотые,
А может, солнцем залитые.
Золотые листья, узорная кайма,
Радует глаза нам золотая Хохлома!
- А вы знаете, ребята, от чего и почему, очень часто называют золотая Хохлома? ( на всех изделиях присутствует золотой цвет: на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах).
(Дети рассматривают изделия, узоры на них)
Восп. Какое настроение вызывает у вас хохломская посуда?
Воспитатель: Ребята, какой вид росписи здесь использовался?
Дети: Хохлома.
(дети садятся за столы) на доске образцы ложек
Воспитатель: Посмотрите на расписные ложки, и мы попробуем раскрасить в таком стиле ложку.
- Какой цвет использует художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).
- Какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный).
Каким узором украшены хохломские ложки?
Дети: Ветками, ягодами, листьями, завитками и травкой.
Воспитатель: Где он расположен?
Дети: Узор расположен по центру ложки.
Воспитатель: А главный элемент в хохломской росписи — это центральная линия- ветка с которой начинается узор
Воспитатель: Почему хохломские мастера украшают ложки закругленной веточкой?
(Потому что она соответствует округленной форме ложки)
Воспитатель: Посмотрите внимательно, как украшена ручка?
Дети: Нижние и верхние края другого цвета, чем середина.
Воспитатель: Вы заметили, что изделия украшены ягодами. А какие ягоды рисуют хохломские мастера? (смородина, брусничка, крыжовник, клубничка, рябинка, малинка) В хохломе все элементы называют ласково. Давайте с мы свами попробуем это сделать. Подходим к столу берете картинку, и по очереди вы будете называть ласкова ягоду.
Д/и «Назови ласково»
Воспитатель: Сегодня вы будете рисовать узор с ягодами и листиками. (показываю таблицу с изображением ягод, листиков) Мы выполним образец нашей работы не на листе бумаги, а на шаблоне ложки. А сейчас, ребята, я предлагаю вам выбрать ту ягоду, которую вы нарисуете. Также выбираем листочек.
Д/и «Укрась ложку»
Восп. Ребята, работа хохломских мастеров требует большого умения и для того, чтобы вы немножко отдохнули перед ответственным делом, я предлагаю вам поиграть.
М-р игра «Танец с ложками»
Воспитатель: «Делу время – потехе час». Отдохнули, а теперь пора и потрудиться. А что нам нужно для работы?
(Банка с водой, кисть, подставка под кисть, салфетка, краски).
А какого цвета краски вам потребуются
(Черная, красная, зеленая, желтая).
А теперь, ребята, я предлагаю вам взять ложку для росписи. Посмотрите на свои заготовочки и мысленно расположите весь узор на ложечке. Представили?
- Что будите рисовать сначала? (Завиток, изогнутую веточку). Почему? (Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому, что на нём рисуют все остальные элементы). На шаблоне ложки найдите веточку и провидите пальчиком.
Теперь берем правильно кисточки в руки и приступаем к работе:
Рисуем веточку в центре.
(Краски не пробуем на вкус, и не разбрызгиваем)
- Что будите изображать на завитке? ( : ягоды, листья, потом – мелкие элементы: капельки, травку, завитки и т. д.).
(Кисточкой не размахиваем, работаем внимательно и аккуратно)
- Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).
(Не мешай соседу)
- Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок- ватная палочка).
- Какие цвета будите использовать? (Красный, чёрный, зелёный).
(в зависимости от фона)
Дети самостоятельно расписывают ложки. (звучит музыка)
Когда дети нарисуют ягоды и листья, посоветовать дорисовать к ягодам мелкие детали на их концах (точки или «усики», а на листьях- прожилки (черные).
(Подвожу детей к окончанию работы, читаю стихотворение:
Хохлома, хохлома,
Наше чудо дивное,
Мы рисуем хохлому,
Красоту невиданную.
Пока ваши ложки подсыхают, приведем свое рабочее место в порядок, закроем гуашь, вытерим руки. Возьмите свои ложки и покажем гостям.
Ребята выходят с ложками в центр зала, показывают их гостям.
Ох, Россия, ты Россия
В каждом доме терема.
Всей земле на удивленье
Золотая Хохлома.
Гостю рада от души
Кубки чаши и ковши!
И богата, и красива
Золотая Хохлома.
Ой, вы, гости дорогие
У нас работы расписные
Писали их, старались
Наши дети от души
Рефлексия.
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые ложки у вас получились.
- Что же вам помогло сделать такую красоту?
Дети: Труд, старание.
Воспитатель: Верно, много нужно трудиться, чтобы стать мастером, мастером своего дела!
Итог занятия :
Воспитатель: -Как вы думаете, понравятся такие ложки Жихарке?
- Какую вид росписи мы использовали?
Роспись хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней Хохлома!
Воспитатель: Ребята подходим ко мне кладем ложки в посылку и по почте отправим Жихарке. (Все расписанные ложки кладут в посылку).