Ольга Мамонова
Конспект НОД для детей старшей и подготовительной группы «Из прошлого ложки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжить знакомить детей с кухонной утварью - ложкой.
Задачи:
• познакомить детей с историей возникновения ложки и ее использованием;
• упражнять в ведении диалога, активизировать речь новыми словами;
• способствовать развитию интереса к ремеслам наших предков.
Предварительная работа: разучивание русской народной песни «Во кузнице».
Материал и оборудование: мультимедийный проектор, презентация, расписная посуда, заготовки плоскостных изображений посуды, гуашевые краски, кисточки, вода.
Публикация «Конспект НОД для детей старшей и подготовительной группы „Из прошлого ложки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ложка. Все о ложках для детей
- Ложка. История ложки
- Подготовительная группа
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2022
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята отгадайте загадку: (Слайд 2.)
Сама не ем,
А людей кормлю. (Ложка.)
2. Беседа об использовании ложки, истории ее возникновения.
Воспитатель: Каждый день, садясь завтракать или обедать, вы берете в руки ложку, которая лежит на привычном месте возле тарелки, и, наверное, ни разу не задумывались, когда впервые люди начали есть жидкую пищу ложкой.
А ведь какому-то гениальному древнему человеку пришла в голову мысль, что зачерпывать пищу из горшка гораздо удобнее, чем пить через край и доставать руками то, что осталось на дне.
Первую ложку древний человек вытесал из камня (Слайд 3.). Она была тяжелая и неровная. Затем человек придумал сделать ложку из кости животного. Она была более гладкая и легкая. К тому же не обжигала губы во время еды, как это случалось с каменными ложками.
А какие ложки вы знаете? (Металлические, деревянные, серебряные.)
Прошло много лет, и человек решил, что деревянная ложка будет удобнее. Он знал, что самое подходящее дерево для этого - липа. Ложка получалась легкая, красивая и не нагревалась от горячей пищи (Слайд 4.).
Простые русские люди с незапамятных времен ели щи и кашу деревянными ложками.
На Руси знатные и богатые люди - князья и бояре - садились за стол с серебряными ложками, так как серебряная ложка была дорогой и служила очень долго, а у деревянной ложки быстро стачивались края, которыми задевали о дно тарелки или какой-то посуды (Слайд 5.).
А ели так: на стол ставили один на всех чугун или миску со щами, кашей. Тарелок не было, а ели у кого и были глиняные, то ставили их только по большим праздникам - уж очень были они дорогие! Каждому давали ложку, кусок хлеба. Первым в чугун опускал ложку дед. Попробует, потом скажет остальным, что можно есть. Если кто-то вперед него ложку опустит - тому ложкой по лбу или вообще из-за стола выгонят и он голодным останется. Отсюда и поговорка: «Вперед батьки в пекло не лезь!» Кто сколько ложек успеет до рта донести, тем и сыт будет. А если щи с мясом, то мясо можно брать только по разрешению.
В старину русские люди носили ложку при себе в особых футлярах или за поясом. Без своей ложки в гости не ходили. Если же в дом пришел гость, то хозяин ему ложки не давал, а ждал, когда тот достанет свою из-за пояса. Даже царь Петр I, если случалось ему обедать в гостях, приказывал слуге брать с собой царскую ложку. Петр I не кичился своей знатностью и, как простые люди, ел деревянной ложкой, украшенной слоновой костью.
Ложки на Руси делали с выдумкой. Расписные, вырезные, в разных краях были свои ложки, не похожие на другие. У вятской ложки черпачок делали в виде яйца, удлиненный и плоский. Загнутая вниз ручка украшалась резьбой (Слайд 6.). На круглых хохломских ложках рисовали красными, черными, золотистыми красками диковинные цветы, веточки и ягоды (Слайд 7.). Глаз не отвести от таких ярких ложек!
Позднее появились более практичные ложки - алюминиевые, но они тоже гнулись и ломались, а от горячего - темнели (Слайд 8.).
Современные люди придумали делать ложки из металла более прочного и блестящего - нержавейки (Слайд 9.). Но деревянные ложки до сих пор живут у нас дома - украшают его, и некоторые хозяйки даже пользуются ими. Это ложки для компота (с дыркой посередине, для ухи - черпак, для муки и т. д. (Слайд 10.)
А для чего еще можно использовать деревянную ложку? (Предположения детей. )
Правильно, как музыкальный инструмент. В России, например, музыканты-ложечники играют, постукивая ими друг о друга, и звучит мелодия - задорная, плясовая (Слайд 11.).
Ребята давайте попробуем сыграть на ложках русскую народную песню «Во кузнице».
Педагог раздает детям деревянные ложки. Дети пробуют играть на них.
Воспитатель: А теперь немного разомнемся.
Поскорей берите ложку,
Соберите всю картошку!
Игра «Картошка»
Участвуют 5-6 детей. На пол из корзинки высыпается картошка. Дети должны собрать ее с пола большой столовой ложкой. Побеждает тот, кто соберет больше клубней.
4. Раскрашивание гуашевыми красками «Расписная посуда»
(Слайд 12.).
Воспитатель:
Наша ложка хоть куда,
Ею можно без труда
Кашу есть и в ложки бить.
Подарю вам, так и быть!
Воспитатель раздает детям заготовки изображений посуды и предлагает расписать их. Для образца используется заготовка, расписанные педагогом.
Воспитатель: Гордость России - золотая хохлома. Роскошная сияющая хохломская роспись украшает деревянную посуду и мебель.
1. Возьмите гуашь красного цвета и прорисуйте фон посуды.
2. Желтой и золотой гуашью распишите цветы и узоры.
3. Зеленой, красной и черной гуашью раскрасьте листья и ягоды. Наша расписная посуда готова!
3. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, о какой кухонной утвари мы сегодня говорили (Слайд 13.).
-Какие бывают ложки?
-Что вы узнали из истории ложки?
-Какая ложка самая практичная?
-На каких ложках можно сыграть мелодию?
Воспитатель дает детям домашнее занятие: посмотреть, какие ложки есть у них дома, есть ли среди них деревянные и расписные (Слайд 14.).
Список использованной литературы
1. Елкина Н. В., Тарабарина Т. И. 1 000 загадок. - Ярославль: Академия развития, 1997. - С. 136.
2. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет. - Волгоград: Учитель, 2015. - С. 87-91.
3. Народное промыслы. Раскраска. - М. : ООО «Стрекоза», 2016.