Галина Сергеева Криворотова
Фольклор как средство развития речи старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Представление педагогического опыта воспитателя «Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 28» город Челябинск
Криворотовой Галины Владимировны по теме: «ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Публикация «Фольклор как средство развития речи старших дошкольников» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
У детей старшего дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений; у детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.
Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Это свидетельствует о развитии у старших дошкольников отвлеченного мышления. Эти достижения в речевом развитии детей так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, точность, выразительность
Вместе с тем, ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.
Актуальность работы определяется той огромной ролью, которую играет пословица, поговорка и загадка в развитии речи ребенка. Они имеют важнейшее значение для подготовки детей к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивости и знакомым жизненным ситуациям.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Основными формами русского народного фольклора являются загадки, пословицы и поговорки, колыбельные, народные потешки.
Содержание работы по развитию речи дошкольников с использованием малых форм фольклора
Свою работу по развитию речи посредством фольклора мы строили на следующих основных принципах:
1. тщательно, отбирали материал;
2. работа с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);
3. активное включения детей;
,4. максимальное использования развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды.
5. Создание кукольного театра (теневой, пальчиковый)
.
Таким образом: Образность народного фольклора позволяет донести до сознания дошкольников в лаконичной форме большое смысловое содержание. В этом заключается особая ценность художественного слова как средства познания окружающего мира, речевого развития детей. Средствами устного народного творчества в детях воспитывается активное отношение к окружающему миру, желание применять разные жанры фольклора в повседневной жизни
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ушакова О. С. "Развитие речи дошкольников», М, 2001г.
2. Тихеева Е. И. «Развитие речи детей», М., 1981г.
3. Арушанова А. Г. «Речь и речевое общение детей». М., 1999 г.
4.«Детский сад и семья», Д. Б. № 6, 2000г.
5.«Детский сад и семья», Д. В. № 4 2000г,
6. Круглов Ю. Г. «Pyccкое народное поэтическое творчество, Санкт-Петербург, 199Зг.