Марина Курдаева
Занятие для районного методического объединения «Современное занятие с учетом ФГОС» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современное занятие с учетом ФГОС
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ВИРТУАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В КАРТИННУЮ ГАЛЕРЕЮ»
Воспитатель: Курдаева М. Н.
2016 год
Программное содержание:
Образовательные:
- дать представление образа Родины, интегрируя разные виды искусства (поэтическое, музыкальное, художественное)
Публикация «Занятие для районного методического объединения „Современное занятие с учетом ФГОС“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2016
- познакомить с творчеством русского художника-пейзажиста И. И. Шишкина.
- закрепить полученные знания при помощи мнемотаблиц.
- пополнить литературный багаж детей.
Развивающие:
- развивать формы монологической и диалогической речи, учить правильно произносить художественные термины, давать развернутый анализ картине, учить сравнивать и выражать свои эмоции от увиденного.
- развивать творческую активность, эмоциональную восприимчивость, воображение и фантазию, умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения, чуткости поэтического слова.
Воспитательные:
- воспитывать у детей умение восхищаться красотой природных форм, замечать в картинах всё значимое и выразительное, любоваться изображенной художником родной природой.
Предварительная работа: беседа, чтение стихотворений, слушание музыкальных произведений, вопросы-загадки, наблюдения за природой.
Рассматривание репродукций картин художников-пейзажистов И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» и др.
Словарная работа: ввести в речь слова и понятия (пейзаж, художник-пейзажист, цветовая гамма, рассвет, бор, оттенки цветов (светло-зелёный, тёмно-зелёный, подлинник.
Дидактический материал :
музыка разного характера звучания,
презентация «Природа в картинах художников-пейзажистов»
стихи.
Репродукция картины И. И. Шишкина: «Утро в сосновом лесу».
Аудиозапись «Шум леса», «Подснежник» П. И. Чайковского
Мнемотаблицы
Методы обучения : диалогический, репродуктивный, эвристический.
приемы: словесные (рассказ воспитателя, вопросы, беседа, чтение стихов, наглядные (рассматривание пейзажей в картинной галерее, игровые приемы («вхождение детей в картину», вопросы-загадки).
Ход занятия
Ритуал начала НОД
Приветствие Все, кто здесь в гостях сейчас
Посмотрите-ка на нас!
Какие мы нарядные, красивые, опрятные!
Здравствуйте, гости!
«Сотвори в себе солнце»
В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем (руки в стороны).
I этап - мотивационно-побудительный
Сообщение темы НОД.
Воспитатель. Сегодня мы с вами будем слушать и смотреть Родину.
Что такое Родина? Как вы думаете?
(Россия, семья, детский сад)
-Правильно, это и наш детский сад, где мы играем; это дом,где мы живём; это село Прасковея, где мы родились и растем; это и наша Москва, столица России, всё это наша Родина.
Что значит любить Родину? (беречь всё живое, не ломать ветки деревьев, кормить птиц, любить свою семью)
-Да, это значит любоваться рассветом и закатом солнышка, радоваться цветам на клумбах, беречь всё живое: не ломать деревья, кормить птиц, уважать взрослых, не огорчать родителей.
Воспитатель: вот послушайте как о своей любви к Родине говорят поэты
«Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор….»
(З. Александрова)
В лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Воспитатель. Ребята, а какое сейчас время года? (ответы детей)
читает стихотворение
На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поёт, на солнышке сверкая:
- Весна пришла к нам молодая
Воспитатель: Это стихотворение написал поэт Жуковский давным давно. Удивительно, но поэту удалось словами описать приход весны и мы это представили.
Воспитатель: Мы с вами сейчас слушали стихи и музыку в которых авторы рассказали о родной природе, о родных местах. Этим они показывают как любят свою Родину.
II этап – организационно-поисковый.
Воспитатель. А сейчас я приглашаю вас посетить Третьяковскую галерею в городе Москве. Создал галерею Павел Михайлович Третьяков. В ней он собрал произведения русских художников.
Слайды с картинами и портретом художника.
Воспитатель. Рассматривая эти картины, мы с вами чувствуем, как художники передают любовь к родной природе и родному краю с помощью кисти и красок.
На экране портрет И. И. Шишкина
Воспитатель Вы видите портрет художника, очень любивший изображать на своих полотнах лес. Даже фамилия у него была лесная Шишкин, а имя и отчество – очень русские и простые: Иван Иванович. (Обратить внимание детей на картину «Утро в сосновом лесу»).
Воспитатель: Хранится эта картина тоже в Третьяковской галерее.
Воспитатель переключает внимание на репродукцию картины «Утро в сосновом бору»
Дети, посмотрите на картину, полюбуйтесь медведями. Глубоко подышите возле картины.
– Какой запах вы чувствуете в этом лесу?
(Ответы детей).
Запах хвои и влажного мха, или шоколадной конфеты, которую заворачивают фантиком с медведями? Но на обертке лишь фрагмент, крохотный отпечаток с этой картины.
А здесь подлинник «Живая» – настоящая картина – «Утро в сосновом лесу» – написанная Иваном Ивановичем Шишкиным более 100 лет назад. Он очень любил русскую природу.
Давайте представим что мы очутились в этом лесу. Давайте тихо-тихо «постоим» в лесу. (Включить аудиозапись «шум леса»).
Проводится пластическая игра «Войти в картину».
Дети будут входить в картину слева, с центра и справа.
Детям необязательно перешагивать через рамку картины или заграждения. Просто, стоя на месте, должны сказать, что с ними произойдет, если они окажутся внутри пейзажа.
Воспитатель:
Вход в пейзаж слева.
Воспитатель: Ребята, этот уголок леса принадлежит медведям. давайте представим, что мы в уголке леса. Слева растет корень сухого дерева. Кажется, что это громадный леший поднимается из-под земли. (Предложить детям присесть, сжимаясь в комочек на корточки, чтобы леший их не заметил).
Вход в картину из центра.
Воспитатель: Изображают действо особенно осторожно «на цыпочках», затаив дыхание, т. к. медведица, присматривающая за медвежатами, может услышать хруст, лежащего под ногами валежника (веток) и обернуться.
Вход в картину справа.
Воспитатель: Высоко поднимая ноги, перешагивают через сухой, обломленный ствол и неожиданно падают в овраг (на пол) или медвежью берлогу. Падающие, успевают протянуть руки и ухватиться за сухие ветви и сучья.
Воспитатель. А теперь давайте тихонько уйдем из леса – не будем мешать.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Вопросы: Как называется картина? Кто написал картину? Где хранится картина?
как удалось Шишкину показать, что в лесу наступает именно утро?
( Ответы детей: сквозь деревья проступают первые лучи солнца, и художник для изображения выбрал светлые тона красок).
Воспитатель: Какой основной цвет бора, его оттенки?
(д/и «Выбери правильно символ» Дети выбирают светло-зелёный, тёмно-зелёный, зелёный и кладут к картине).
Воспитатель:
Эту картину писали 2 художника. Иван Иванович Шишкин обратился за помощью к своему другу – художнику Константину Савицкому.
Оказывается Шишкин относился к себе очень критически и понимал, что обитателей леса он не сможет нарисовать также достоверно, как лес. Поэтому попросил изобразить их своего друга Константина Савицкого. К сожалению, подпись этого художника на картине впоследствии стерли. Но сделал это не И. И. Шишкин, а владелец картины Павел Михайлович Третьяков.
III этап – рефлексивно-корригирующий
Воспитатель: Сегодня мы слушали стихи поэтов, музыку, которую сочиняют композиторы, познакомились с картинами великих русских художников. В этих произведениях они старались передать свою любовь к Родине. (музыка С чего начинается Родина)
Мы узнали, что стихи, музыка, картины помогают людям видеть прекрасное, являются неисчерпаемым источником красоты окружающего нас мира.
Нетрадиционная
Ритуал окончания занятия.
«Солнечные лучики»
Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.
Девиз группы:
Все мы дружные ребята
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!