Ферида Гасанова
Конспект занятия «Для чего человеку нос» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование у детей привычки к здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Закрепить знания об органах чувств.
2. Познакомить детей с правилами профилактики простудных заболеваний.
3. Вспомнить правила пользования предметами туалета.
4. Воспитывать желание следить за своей внешностью и вести здоровый образ жизни.
Публикация «Конспект занятия „Для чего человеку нос“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нос, орган обоняния
- Органы чувств человека и их назначение
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
Методическое обеспечение: фломастеры, 1/2 альбомного листа, рисунки скульптур, рисунок носа в разрезе, киндер- сюрпризы для каждого ребенка с пахнущими веществами, стаканчики с морской водой.
Мотивация: личная заинтересованность детей.
Ход занятия:
1. Рисование человека.
Воспитатель стоит у доски или мольберта и обращается к детям:
— Отгадайте вот такую загадку:
Между двух светил
Я в середине один. (Нос)
— Да, это нос. Я вспомнила, как рисовала в детстве человечка : точка, точка, два крючочка, носик, ротик, оборотик, ручки, ножки, огуречик — получился человечек. Вот такой человечек у меня на мольберте. Пожалуйста, сядьте за свои столы и нарисуйте фломастерами веселых человечков.
(Дети рисуют.)
— Дети, посмотрите на свой рисунок, как вы нарисовали нос своему человечку? На моем рисунке нос похож на острый угол, а у вас?
(Спрашивает у нескольких детей или, проходя у столов, комментирует рисунки носа на рисунках детей.)
— Кто-то нарисовал палочку, кто-то точки, кто-то дугу. У каждого человечка нос имеет разную форму при изображении на бумаге. Скажите, а носы у всех людей похожи или отличаются?
(Варианты ответов детей.)
2. Рассматривание рисунков скульптур.
— Посмотрите на фото скульптур. Что вы можете сказать о носах?
(Ответы детей.)
— Да, у одних скульптур маленькие носики, у других большие. Есть носы прямые, а есть с изгибом — горбинкой. Носы — разного размера и разной формы. Обратите внимание на эту скульптуру. Лоб плавно переходит в нос. Такой нос называют греческим. А почему, как думаете?
(Такой нос у большинства населения Греции.)
— Да, у некоторых людей между началом носа и лбом есть углубление. Когда кончик носа сильно приподнят, то такие носы называют курносыми. Про такие носы певица В. Толкунова пела: «Носики-курносики сопят». Такие носики бывают у малышей. Посмотрите друг на друга. Видите свои курносики? А когда вы вырастите, то подрастут и ваши носики.
А на какую геометрическую фигуру похож нос человека?
(Ответы детей.)
— Если смотреть человеку прямо в лицо, то нос напоминает треугольник.
3. Закрепление правила профилактики ушибов.
Когда я была возрастом, как вы, зимой любила кататься на санках с горки. Однажды мои санки перевернулись, и я ударилась носом о ледяную горку. Моему носу было так больно, что мне казалось, будто от боли из глаз посыпались искры. Боль долго не проходила, и я тогда подумала, зачем мне нужен такой нос? Потом нос распух и стал синим. Как вы думаете, что надо было сделать, чтобы облегчить боль?
(Ответы детей.)
— Можно было в носовой платок положить чистый снег или лед и приложить к носу. К ушибленному месту всегда прикладывают холод. А я не знала об этом. Надо было сразу идти домой к родителям, а я продолжалась кататься на санках.
4. Проблемная ситуация.
— А вы задумывались, для чего человеку нужен нос?
(Ответы детей.)
— Правильно. Но дышать можно и ртом. Смотрите.
(Воспитатель зажимает пальцами нос и дышит ртом.)
— Попробуйте и вы так подышать.
(Дети повторяют.)
— Расскажите мне о своих ощущениях, когда дышали ртом.
(Дети делятся впечатлениями.)
— А попробуйте дышать и говорить с зажатым носом, что происходит с вашим голосом?
(Дети рассказывают.)
— Да, голос меняется. Когда у вас насморк и нос не дышит, кажется, что воздуха не хватает и можно задохнуться. Нос очень нужен для того, чтобы сохранять наше здоровье. Может, кто-то знает, как это происходит?
(Ответы детей.)
— Что находится внутри носа? Возьмите маленькие зеркальца и посмотрите внимательно на свой нос, его форму, размеры. Потом запрокиньте немного голову и посмотрите, что находится внутри носа?
(Ответы детей.)
— В носу вы увидели два прохода, разделенных между собой носовой перегородкой. Перегородка тоненькая и при надавливании на нее может покачиваться. Через носовые проходы проходит воздух, который попадает в легкие. Стенки носового прохода покрыты волосиками. Как вы думаете, для чего они там нужны?
(Ответы детей.)
— Волосики задерживают пылинки и микробы, которые летают в воздухе. Они выполняют роль охранников. Стенки носового прохода покрыты жидкостью — слизью, на которой эти пылинки и микробы осаживаются, а воздух очищается и прогревается в это время, когда проходит по проходам. Когда в носу скапливается много микробов, человек начинает чихать. Тогда микробы вылетают из носовых проходов и могут заразить рядом стоящих людей. Что же делать, если хочется чихнуть?
(Ответы детей.)
— Поэтому у каждого человека должен быть свой носовой платок. Подымите руки, у кого сегодня есть с собой носовой платочек. Завтра попросите у своих мам носовые платки и носите их с собой постоянно.
Нос нам нужен еще и для того, чтобы узнавать запахи. Сейчас я вам раздам киндер-сюрпризы с запахами, а вы мне скажете, не раскрывая их, что находится внутри и источает такой запах.
5. Дидактическая игра «Узнай по запаху».
— Оказывается, не всегда при помощи глаз можно определить, что за вещество перед нами. Достаточно понюхать, если оно обладает запахом.
Ученые подсчитали, что человек способен распознавать до 400 различных запахов. Если запах неприятен, то это является своего рода предупреждением об опасности. Например, это запахи газа, гари, гниющих продуктов и т. п.
А вы знаете, что есть такие профессии, которые зависят от обоняния носа? Это парфюмеры. Что создают парфюмеры?
(Ответы детей.)
6. Чтение стихотворения.
— Представляете, про нос даже стихи есть. Их написала детская поэтесса Э. Машковская:
Я ничего не знаю,
И вдруг мой нос говорит,
Что где-то и у кого-то
Что-то сейчас подгорит!
Я ничего не знаю.
Это нос доложил.
Кто-то купил апельсин.
Я ничего не знаю,
Я в духоте сижу.
Нос говорит: «Погуляем!
Очень тебя прошу».
Ходишь с ним и гуляешь.
А он говорит: «А знаешь,
Пахнет уже зимой!»
7. Рассказ воспитателя о профилактике простудных заболеваний.
— Когда нос вас просит погулять и вы гуляете долго, то можно и заболеть в морозную холодную погоду. Как только у человека замерзают ноги, из носа начинает капать жидкость, начинается насморк. Как от него лечатся?
(Ответы детей.)
— Надо не переохлаждаться на прогулке. Но если это случилось, надо попить горячего чая с лимоном или малиновым вареньем, попарить ноги в горячей воде, вытереть их насухо и надеть теплые шерстяные носки. А еще нос рекомендуют промывать морской водой в холодный период, чтобы не болеть простудными заболеваниями. Наша медсестра (И. О.) покажет вам, как делать такую процедуру.
8. Промывание носа.
Медсестра ведет детей в умывальную комнату и показывает, как это делать. Потом детям раздают стаканчики с морской водой, и они самостоятельно под присмотром взрослых осуществляют промывание носа.
Пословицы о носе
А вы знаете, о носе есть не только стихи и песенки, но еще и пословицы. Я сейчас буду называть такие пословицы, а вы мне постарайтесь объяснить их смысл.
Не суй нос не в свое дело.
Держи нос по ветру.
Держи нос выше.
Нос не дорос.
Водить за нос.
9. Правила для носа.
Берегите свой нос и всегда проявляйте заботу о нем. В жизни человека есть правила, которые ему необходимо соблюдать. Есть правила и для носа. Попробуем их с вами рассказать друг другу, что же можно делать с носом и чего нельзя. Не суй в нос посторонние предметы, так можно поранить нос. При чихании всегда прикрывай нос носовым платком, чтобы не заразить других людей. Никогда не пользоваться чужим носовым платком. Постоянно при умывании очищай нос от слизи и пыли.
Правил мало, но о них надо помнить всегда.
10. Угадай-ка:
— Назови того, у кого самый длинный в мире нос.
(У слона — хобот)
— У какого сказочного героя был самый длинный нос?
(Буратино, Карлик-Нос)