Оксана Баякина
Занимательный материал как средство формирования элементарных математических способностей у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Занимательный материал, как средство формирования элементарных математических способностей у дошкольников.
«Предмет математики настолько
серьезен, что надо не упускать
случая сделать его
занимательным»
Б. Паскаль.
Публикация «Занимательный материал как средство формирования элементарных математических способностей у дошкольников» размещена в разделах
Математика-один из наиболее трудных учебных предметов, требующих концентрации внимания, развитого логического мышления, хорошей памяти. Как сделать изучение математики более привлекательным и доступным? Как облегчить переход от дошкольного обучения к школьному образованию?
Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность. Знания, данные в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее, легче. Занимательная математика ставит дошкольников в условия поиска, дети становятся быстрыми и находчивыми.
Мы не должны забывать, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра и наша цель через игру познакомить детей с определенными понятиями, дать нужную информацию. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, головоломке. Занимательный математический материал-это задачи-шутки, ребусы, математические фокусы, дидактические игры и упражнения. С их помощью уточняются представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Регулярное использование такого материала на занятиях по формированию элементарных математических представлений развивает познавательные возможности детей, расширяет математический кругозор, повышает качество математической подготовленности к школьному обучению, дети с большим интересом занимаются, лучше запоминают увиденное и услышенное, так как эмоционально вовлечены в занятие.
К данному методическому материалу прилагаю комплекс задач-шуток, игровых заданий и математических ребусов, используемых мной на занятиях по программе «Математика для малышей».
Задачи- шутки
Шесть орешков мама –свинка
Для детей несла в корзинке.
Свинку ёжик повстречал
И ещё четыре дал.
Сколько орехов свинка
Деткам принесла в корзинке.
Решила старушка ватрушки испечь
Поставила тесто, да печь затопила
А сколько их надо совсем позабыла:
Две штучки- для внучки
Две штучки-для деда
Две штучки для Тани, дочурки соседа.
Считала, считала да сбилась,
А печь то совсем протопилась!
Помоги старушке сосчитать ватрушки.
Три цыплёнка стоят
На скорлупки глядят.
Два яичка в гнезде у наседки лежат.
Сосчитай поверней,
Отвечай поскорей,
Сколько будет цыплят у наседки моей?
Пять пирожков лежало в миске.
Два пирожка взяла Лариска.
Ещё один стащила киска.
А сколько же осталось в миске?
У нашей кошки пять котят
В лукошке рядышком сидят.
А у соседской кошки-три!
Такие милые-смотри!
Помогите сосчитать,
Сколько будет три да пять?
Семь гусей пустились в путь
Два решили отдохнуть.
Сколько их под облаками
Сосчитайте, дети, сами!
Яблоки в саду поспели
Мы отведать их сумели
Пять румяных, наливных,
Два с кислинкой.
Сколько их?
На забор взлетел петух
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов?
Подогрела чайка чайник,
Пригласила девять чаек,
«Приходите все на чай»
Сколько чаек, отвечай!
Семь весёлых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться,
Сколько свинок у корытца?
Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок- сосед.
На пенёк зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок
Сколько съедено морковок?
Внуку Шуре добрый дед
Дал вчера семь штук конфет
Съел одну конфету внук. Сколько же осталось штук?
Задачи на логику.
1. Бабушка связала Нине две пары носков. Сколько носков связала бабушка?
2. По двору ходят куры. У всех кур Петя насчитал 6 ног. Сколько кур?
3. Из бочки взяли 2 раза по 2 полных ведра воды. Сколько ведер воды взяли?
4. В корзине сидят котята. У всех котят три пары ушек. Сколько котят в корзине?
5. На горке катались 6 ребят. Двое ушли обедать, но после обеда вернулись на горку. Сколько ребят стало на горке?
6. У Юры 3 кубика, а у Саши 2 кубика. На столе стоит коробка, в которой умещается 4 кубика. Смогут ли мальчики уложить в коробку все свои кубики?
7. На кусте утром было 8 бутонов. К середине дня все бутоны распустились и стали красивыми розами. Сколько бутонов на этом кусте остались нераскрытыми?
8. В пакете лежали красные и желтые яблоки. Из пакета взяли 4 красных и 5 желтых яблок и пакет опустел. Сколько яблок было в пакете?
9. Каждый из троих взрослых ведет за руку двоих детей. Сколько детей идут со взрослыми?
10. Сколько целых батонов можно составить из шести половинок?
11. Я придумала два числа. Когда я их сложила, то получила 6. Когда же из одного вычла другое, то получила тоже 6. Что это за числа?
12. В коробке 8 пирожных. Сколько пирожных нужно взять из коробки, чтобы в ней осталось 5 пирожных?
13. Катя задумала число, прибавила к нему 5 и получила 15. Какое число задумала Катя?
14. В семье двое детей. Саша-брат Жени, но Женя Саше не брат. Может ли так быть? Кто женя?
15. На яблоне было 10 яблок. Садовник разрешил детям сорвать по одному яблоку. Осталось 6 яблок. Сколько было детей?
16. Поезд состоит из 10 вагонов. Петя сел в пятый вагон от начала поезда, а Федя сел в пятый вагон от конца. В одном ли вагоне они едут?
17. Два автомобиля проехали 5 км. Сколько проехал каждый автомобиль?
18. Сколько ушей у трех мышей?
Упражнения на смекалку.
1. «Сосчитай фигуры»
Ребенку дается изображение сложной геометрической фигуры, состоящей из множества деталей. Он должен сосчитать сколько в фигуре треугольников, квадратов, прямоугольников.