Наталья Злобина
Занимательная викторина «Времена года» (старший дошкольный возраст)
Занимательная викторина «Времена года»
Программное содержание: Познакомить детей с признаками времен года. Расширить их кругозор, развивать логическое мышление. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Публикация «Занимательная викторина „Времена года“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: Таблички со словами (которые вывешиваются на доске по мере надобности); картины природы в разное время года; фишки в форме снежинок, листьев, солнышка, грибов; диски с музыкальными пьесами П. И. Чайковского из цикла «Времена года»; плакаты с пословицами о различных временах года или о месяцах.
Ведущий: Ребята, совсем недавно мы с вами прослушали интересную сказку- загадку «Старик-годовик». Я знаю, что она вам очень понравилась. Вот поэтому я предлагаю вам отправиться в гости к старику-годовику и побольше узнать о признаках времен года, вспомнить, а быть может, открыть для себя что-то новое об изменениях в живой и неживой природе с наступлением того или иного времени года. Ну что, в путь? Но прежде, я должна вас познакомить с правилами нашего путешествия:
1. По сторонам не зевай, на вопросы отвечай!
2. На вопросы отвечай фишки собирай.
3. Чем больше фишек соберешь, тем скорей до финала дойдешь!
Итак, с правилами вы ознакомлены, теперь мы смело можем отправляться в путь. И вот впереди уже первая остановка. Где мы оказались, вы узнаете, если вспомните, как об этом говорит В. И. Даль: «. Махнул старик-годовик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.» О каком времени года идет речь? (о зиме)
А теперь послушайте, как передал свои ощущения зимы великий русский композитор П. И. Чайковский в своей пьесе «Январь». Если вам сейчас надо было бы нарисовать картину, то какие краски вы использовали, прослушав эту мелодию? (белую, голубую, коричневую и немного желтой и зеленой).
А теперь послушайте, что о зиме говорит поэт И. Суриков.
Чтец (1) :Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится,
И под утро снегом поле забелело, Точно пеленою все ее одело.
Чтец (2) :Улетели птицы в дальнюю дорогу, Улеглись медведи по своим берлогам,
У березки на плечах пышная обнова, Ручеек в лесу зачах в ледяных оковах.
Вопросы на зимнюю тематику. (За правильные ответы дети получают фишки в виде снежинок).
1. Отгадайте загадки:
* В новой стенке, в круглом окне,
Днем стекло разбито, а к утру опять цело. (Прорубь)
* Без рук, без топорища построено мостище. (Лед)
2. Какая птица выводит птенцов в лютый мороз? а) клест;
б) королек; в) воробей.
3. Продолжи пословицу: «В зимний холод -.» (всякий молод).
4. Какой месяц называют «утром года»? а) декабрь;
б) январь; в) февраль.
5. Чем питается зимой барсук? (ничем, он зимой спит)
6. Что в песенке солила Зима? а) снежинки;
б) огурцы; в) снежки.
(Музыкальная пауза «Почему медведь зимою спит?»)
Попрощаемся с Матушкой Зимой, ждет нас дальняя дорога, а куда онанас приведет, подскажет нам опять Старик-годовик. Что там говорится в сказке у В. И. Даля?
«. Махнул Старик-годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полянах показались цветы.»
Догадались, ребята к кому мы в гости направляемся? (Да, к Красавице Весне). Послушайте пьесу П. И. Чайковского из цикла «Времена года», «Апрель». Что вы услышали? (как журчат ручьи и щебечут птицы).
Правильно, видите, какой выразительной может быть музыка. Главное уметь слушать. А вот что поведал нам поэт К. Фофанов.
Чтец (1) :
Звонко капают капели возле нашего окна.
Птицы весело запели, в гости к нам пришла весна!
Чтец (2) :
Вот просыпается земля, и одеваются поля.
Весна идет, чудес полна, мы ждем тебя Весна-Красна!
Ведущий: А теперь постарайтесь ответить на вопросы, которые подготовила для вас Весна-Красна. (Ребята, дающие правильные ответы, получают фишки в виде зеленных листочков).
1. Какой месяц открывает весну? а) май;
б) март; в) апрель.
2. Отгадайте загадки.
• Стоит ствол, на нем кол, на колу дворец, во дворце певец. Кто это? (Скворец.)
• Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает (Весной.)
3. На крыльях какой птицы приходит к нам весна? а) галки;
б) грача; в) скворца.
4. Какой цветок общепринято считать символом весны? а) тюльпан;
б) нарцисс;
в) подснежник.
5. Отгадайте загадки и назовите весенние месяцы.
• Дует теплый южный ветер, солнышко все ярче светит, Снег худеет, мякнет, тает, грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март)
• Яростно река ревет и разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся, а в лесу медведь проснулся. В небе жаворонка трель. Кто же нам пришел теперь?
(Апрель)
• Зеленеет даль полей, запевает соловей. В белый цвет оделся сад, пчелы первые летят. Гром грохочет. Угадай, что за месяц это?. (Май)
6. Кто из этих птиц возвращается к нам из дальних стран последними? а) жаворонок;
б) соловей; в) скворец.
Вот и справились вы с заданиями красавицы Весны, а сейчас давайте поиграем в одну очень старинную игру, в которую любили играть нашибабушки, дедушки и даже прабабушки и прадедушки.
Игра «Ловлю птиц на лету»
Детям на голову надевают бумажные шапочки с изображением птиц данного края, выбирается один ловишка - водящий. «Птицы» произносят текст, адресованный ловишке.
Мы птички-невелички, любим по небу летать, ты попробуй нас догнать!
Водящий догоняет птиц и старается дотронуться до них. Осаленный выбывает из игры. Последний, не осаленный, игрок получает фишку.
Ведущий: Поиграли, отдохнули, а теперь наш путь лежит дальше. Вот что об этом говорит В. И. Даль: «. махнул старик-годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.»
А сейчас послушайте еще одну пьесу П. И. Чайковского и постарайтесь мысленно представить себе картину природы, которую навевает эта музыка. (Звучит пьеса «Август»)
Так о каком же времени года сейчас пойдет речь? Какую картину вы нарисовали в своем воображении? Какие краски использовали?
(Ответы детей) Конечно же, о жарком, знойном лете.
Чтец (1) :Очень добрым, очень светлым золотистым ясным днем мы пойдем -ка в гости к лету, в гости к солнышку пойдем.
Чтец (2) :Земляничкой и цветами встретят нас и лес, и луг, Наши песни вместе с нами, будут птицы петь вокруг.
Чтец (3) :Рано утром яркий лучик зазвенит в густой траве, Речка плавать нас научит, Ветер - плавать по траве.
Вопросы на летнюю тематику.
(за каждый правильный ответ дети получают фишку в виде солнышка)
1. Какие растения цветут только летом? а) цветы;
б) травы; в) деревья.
2. Назови одним словом этих насекомых: пчела, оса, комар, овод
а) кровососущие; б) жалящие;
в) злюки.
3. Какой день считается днем летнего солнцестояния? а) 1 августа;
б) 22 июня;
в) 12 июля.
4. Назовите месяц:
Теплый, длинный-длинный день, В полдень крохотная тень.
Зацветает в поле колос, подает кузнечик голос, Дозревает земляника.
Что за месяц, подскажи-ка? (Июнь)
Жаркий, знойный душный день. Даже куры ищут тень.
Началась косьба хлебов, Время ягод и грибов.
Дни его - вершина лета.
Что, скажи, за месяц это (Июль)
Листья клена пожелтели. В страны юга улетели Быстрокрылые стрижи.
Что за месяц, подскажи (Август)
5. В каком месяце поспевают следующие ягоды:
малина, черника, голубика? а) июнь;
б) июль; в) август.
6. Что нельзя получить, отдыхая летом на пляже? а) солнечный удар;
б) солнечный ожог;
в) солнечное обморожение.
(Музыкальная пауза песня «Песенка о лете»)
Ведущий:Ну что, ребята, отдохнули, вспомнили прошедшее лето, а нам пора дальше отправляться, ждет нас Старик-годовик. Послушайте, что в сказке написано: «Махнул Старик-годовик четвертый раз - и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.» У ворот какого же времени года мы оказались? кто мне подскажет? (Ответы детей)
Не забыл про осень и уже знакомый нам композитор П. И. Чайковский, послушайтеего пьесу "Октябрь".
Какое настроение вызвала у вас эта мелодия? Какие чувства? (Ответы детей)
Чтец (1) :
Если встанешь на заре-крыша в сером серебре. Длинно тень ложится, долго лист кружится.
Чтец (2) :
Если выйдешь поутру-галки стынут на ветру. Вьются над парами вслед за тракторами.
Чтец (3) :
Разгуляется денек - в полдень сядешь на пенек, Смотришь на припеке прыгают сороки.
Чтец (4) :
А в обед совсем теплынь - пахнет горькая полынь, Тянет медом. мятой и травой примятой.
Чтец (5) :
Только этому не верь. Осень все-таки теперь!
Солнышко бледнее, небо холоднее.
Ведущий: Вот и пришло время погостить у последнего времени года, у златовласой красавицы Осени. Готовы ли вы ответить на ее вопросы? Тогда слушайте! (За правильный ответ дети получают фишки в виде грибочка).
Вопросы на осеннюю тематику
1. О чем в песне надо спросить об осени? а) Куда уходит лето?
б) где он май?
в) куда, куда вы удалились?
2. Что в стихотворении А. С. Пушкина осенью дышало? а) река;
б) лес; в) небо.
3. Кто в стихотворении Н. Некрасова улетел поздней осенью? а) лебедь;
б) грачи; в) вороны.
4. Кто из русских поэтов больше других времен года любил осенью? а) С. Есенин;
б) Н. Некрасов; в) А. Пушкин.
5. Очарование чего прослеживается в стихах А. С. Пушкина? а) ушей;
б) очей; в) волос.
(Музыкальная пауза – «Прощальный танец цветов»)
Ведущий: Вот и побывали мы с вами в гостях у всех времен года. Скажите, можно ли выбрать одно из них и сказать о нем, что это время года самое лучшее или оно нужнее всего? (Ответы детей). Конечно же, нет. Каждое время года по-своему прекрасно и в этом мы лишний раз сегодня убедились.
А сейчас настал самый волнующий момент в нашей игре.
Подсчитайте, пожалуйста, свои функции. Таким образом, мы с вами выявим победителей сегодняшней игры.