Светлана Турищева
Кружок «Занимательная математика»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детский сад «Колокольчик»
Хохольского муниципального района
Воронежской области
Рабочая программа кружка
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
в старшей группе.
Воспитатель: Турищева С. Г.
с. Хохол 2017
Программа кружка
«Занимательная математика»
для детей старшей группы
Срок реализации: 1 год (2017-2018год).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Кружок „Занимательная математика“» размещена в разделах
Исследования психологов показали, что наилучших успехов в школе добиваются не дети, имеющие большой объем знаний и умений, а дети, проявляющие интеллектуальную активность, умеющие слушать, анализировать, выполнять инструкции педагога, работать в коллективе и самостоятельно, имеющие большое желание думать и узнавать новое.
Поэтому основными целями кружка «Занимательная математика» являются:
• формирование математических представлений, способствующее всестороннему развитию личности;
• формирование мотивации обучения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов;
• увеличение объема внимания, памяти;
• формирование мыслительных процессов.
Возрастные особенности дошкольников требуют использования игровой формы образовательной деятельности, поэтому все индивидуальные письменные задания связаны единой сюжетной линией и сказочными персонажами. В процессе выполнения небольших заданий ребенок без всякого принуждения познакомится с цифрами, усвоит их последовательность, образование, научится соотносить цифру с количеством предметов, сравнивать предметы по величине, узнает о геометрических фигурах. Также в игре ребенок закрепит знания о фруктах, овощах, грибах и ягодах, вспомнит многие сказки и выучит стихи, научится раскрашивать предметы и писать цифры.
В каждое занятие кружка включены физкультминутки, тематически связанные с учебными заданиями. Это позволяет переключать активность детей, не выходя из учебной ситуации. Стихи, используемые для проведения физкультминуток, можно разучивать с детьми заранее.
Особое внимание на занятиях кружка уделяется правильной посадке ребенка и положению карандаша в руке.
В конце каждого занятия, при подведении итогов, акцентируется внимание детей на основных идеях занятия, обсуждаются успехи каждого ребенка в сравнении с его предыдущими достижениями.
Необходимыми условиями организации образовательной деятельности работы кружка «Занимательная математика» являются создание психологического комфорта, индивидуальный подход, атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка.
Данная методика многократно апробирована и гарантирует хорошую подготовку малышей к освоению более сложного материала. Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребёнка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, символами. Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня это счётные палочки, наглядные модели и др. Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств. Программа по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста разработана на основе программы Л. Г. Петерсон «Игралочка», учебно-методических пособий: и направлена на развитие мышления и творческих способностей детей.
Цель: расширять кругозор математических представлений у детей дошкольного возраста.
Реализация кружка «Занимательная математика» способствует созданию формирования интереса к занятиям математики.
Задачи:
1) развивать логическое мышление, внимание, память, творческие способности и мелкую моторику рук;
2) формировать наблюдательность, усидчивость, конструктивные умения, самостоятельность;
3) обогащать и активизировать словарь детей.
Организация занятий: проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня, длительность – 25 минут.
Ожидаемые результаты: занятия по математике помогут детям сформировать определённый запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
в старшей группе.
Месяц Неделя Тема Основные цели Игры и упражнения
СЕНТЯБРЬ
Сентябрь 1 Понятия
«длинный»
и «короткий»,
«один»
и «много» • Упражнять детей в сравнении
предметов по длине на зри-
тельной основе;
• закреплять понятия «длинный» и
«короткий», «один» и «много»;
• формировать умение детей
определять словом положение
предмета «Здравствуйте,
зверята».
«Найди нужную
дорожку».
«Левая и правая»
2 Число и
цифра «0» • Знакомить детей с числом и
цифрой «0»;
• Закреплять знания офигурах круглой иовальной форм;
• развивать мелкую моторику рук;
• развивать внимание, слуховую и зрительную память «Раскрась конфеты»
«Самый внимательный»
3 Круг, овал • Закреплять представления детей о геометрических фигурах;
• развивать умение группировать предметы по форме «Подарим шарики»
4 Число и цифра «1». Фигура овал • Закреплять знания об овале,
числах «ноль», «один»;
• закрепить понятие цифры «1»;
• обобщать и систематизировать знания детей по теме «Мебель»;
• расширять и активизировать словарный запас по данной теме;
• обучать детей группировать предметы по общему признаку, развивать умение выделять предметы, не отвечающие тем или иным требованиям «Раскрась овалы»
«Найди лишний»
5 Число и цифра «1». Посуда • Закреплять знания о числе и цифре «1»;
• формировать обобщающие понятия;
«Найди лишний»
• развивать умение детей группировать предметы по общему признаку, развивать умения выделять предметы, не отвечающие тем или иным требованиям «Найди лишний»
ОКТЯБРЬ
Октябрь 1 Число и цифра «2». Понятия «большой»,
«маленький»
• Знакомить с образованием числа «два» и цифрой «2»;
• закреплять понятия «большой».
«маленький»
«Раскрась одинаковые игрушки»
2 Числа и цифры «0», «1», «2» • Закрепить навыки счета и умения соотносить цифры с количеством предметов;
• формировать обобщающие понятия;
• расширять знания о деревьях. «На картинки посмотри, цифру быстро покажи».
«Листики»
3 «На картинки посмотри, цифру быстро покажи».
«Листики» • Знакомить с образованием числа «три», цифрой «3»;
• закреплять понятия «высокий», «низкий»;
• знакомить с треугольной формой. «Грибы»
4 Числа и цифры от «0» до «3» • Закреплять навыки счета и умения соотносить цифры с количеством;
• закреплять знания геометрических фигур;
• закреплять понятия «большой», «маленький». «Елочки».
«Сосчитаем цветочки»
5 Числа и цифры от «0» до «3». Понятия «тонкий», «толстый». • Закрепить навыки счета и знания цифр;
• Закрепить понятия «толстый», «тонкий» «За грибами».
«Дубы»
НОЯБРЬ
Ноябрь 1 Ориентировка в пространстве • Закреплять умения детей ориентироваться в пространстве;
• обучать детей группировке предметов по общему признаку, развивать умение выделять предметы, не отвечающие тем или иным требованиям «Найди лишний».
«Найди дорожку»
«Починим зонтики»
2 Число и цифра «4» • Знакомить с образованием числа «четыре»;
• закреплять знания цифр от «1» до «4»; «Раскрасим зонтики»
«Сосчитаем желуди»
«Разложим желуди»
3 Число и цифра «4». Четырехугольники • Знакомить с образованием числа «четыре» и цифрой «4»;
• закреплять знания цифр от «1» до «4»;
• закреплять представления детей о геометрических фигурах «Раскрасим квадраты».
«Предметы из фигур»
4 Времена года • Закреплять знания о временах года;
• Закреплять знания цифр от «1» до «4» «Разложим правильно»
«Что не так?»
5 Повторение цифр от «0» до «4» • Закреплять знания цифр от «1» до «4»;
• формировать пространственные представления «Нарядим елку»
ДЕКАБРЬ
Декабрь 1 Понятия «широкий», «узкий» • Закреплять навыки счета и умения соотносить цифры с количеством предметов «Новогодняя гирлянда»
«Лесенка»
2 Соотнесение количества и цифры • Закреплять навыки счета и умения соотносить цифры с количеством предметов;
• Закреплять понятия «столько же» «Подарки»
«Столько же»
3 Число и цифра «5» • Знакомить с образованием числа «пять» и цифрой «5»;
• Формировать умения находить признаки сходства и различия предметов;
• Формировать навыки порядкового счета;
• Закреплять навыки сравнения предметов по размеру «Найди лишний»
«Коробки для подарков»
4 Закрепление знания цифр • Закреплять знания цифр;
• Формировать умения находить признаки сходства и различия предметов;
• Развивать целостное восприятие цифр от «0» до «5» «Обведем цифры»
«Найди лишний»
«Собери цифру из частей»
5 Соотнесение цифр с количеством • Закреплять знания цифр;
• Закреплять навыки счета и умения соотносить цифры с количеством;
• Закреплять знания о диких животных «Гости»
«Сосчитай и раскрась»
ЯНВАРЬ
Январь 1 Повторение изученного • Закреплять знания цифр;
• Закреплять навыки счета и умения соотносить цифры с количеством;
• Закреплять знания о домашних животных «Поможем белочкам»
«Что не так?»
2 Число и цифра «6» • Закреплять знания о числе и
цифре «6»;
• Закреплять навыки счета;
• Закреплять знания о предметах садового инвентаря;
• Расширять словарный запас по данной теме;
• Закреплять знания геометрических фигур «Приготовим инвентарь», «Выбери фигуру»
3 Закрепление навыков счета и умения соотносить цифры с количеством • Закреплять навыки счета и умения соотносить цифры с количеством;
• Закреплять знания геометрических фигур;
• Закреплять знания об овощах «План участка»
«Соберем урожай»
ФЕВРАЛЬ
Февраль 1 Закрепление навыков счета и знания цифр • Закреплять навыки счета и умения соотносить цифры с количеством;
• Закреплять понятия «столько же»;
• Закреплять знания об овощах «Считай – овощи собирай»
«Нарисуй и обозначь цифрой»
2 Знакомство с числом и цифрой «7» • Знакомить с образованием числа «семь» и цифрой «7»;
• Закреплять знания цифр;
• Закреплять знания о фруктах «Найди и раскрась»
«Разложи по тарелочкам»
3 Порядковый счет • Развивать навыки порядкового счета;
• Закреплять знания о фруктах;
• Развивать целостное восприятие цифр от «0» до «7» «Найди и раскрась»
«Самый внимательный»
«Собери цифру из частей»
4 Закрепление пройденного материала • Закреплять знания цифр и стихов про них «Раскрась вазу»
МАРТ
Март 1 Соотнесение цифры и количества • Закреплять знания цифр;
• Закреплять навыки счета и умения соотносить цифры с количеством;
• Закреплять умения детей ориентироваться в пространстве;
• Формировать умение детей группировать предметы по общему признаку, развивать умения выделять предметы, не отвечающие тем или иным требованиям «Яблоньки»
«Найди лишнее»
2 Число и цифра «8» • Закреплять знания цифр;
• Знакомить с образованием числа «восемь» и цифрой «8»;
• Закреплять навыки счета «Считай – не зевай»
«Груши»
3 Закрепление пройденного материала • Закреплять навыки счета и умения соотносить цифры с количеством предметов;
• Закреплять знания цифр «Найди цифры»
«Соберем ягоды»
4 Закрепление пройденного материала • Закреплять навыки счета и умения соотносить цифры с количеством предметов;
• Закреплять знания цифр;
• Систематизировать знания о ягодах «Найди лишнее»
«Нарисуй ягодки»
5 Закрепление пройденного материала • Закреплять навыки счета и знания цифр;
• Систематизировать знания о ягодах, овощах, фруктах;
• Расширять и активизировать словарный запас «Заготовки»
«Раскрасим банки с вареньем»
АПРЕЛЬ
Апрель 1 Закрепление пройденного материала • Закреплять навыки счета и знания цифр;
• Закреплять навык делить предметы на группы «Самый внимательный»
«Раздели на группы»
2 Число и цифра «9» • Закреплять навыки счета и знания цифр;
• Знакомить с образованием числа «девять» и цифрой «9» «Наряди пекаря»
«Угостим мышек»
3 Число и цифра «9» • Знакомить с образованием числа «девять» и цифрой «9»;
• Развивать навыки составления числового ряда;
• Развивать целостное восприятие цифр от «0» до «9» «Найди одинаковые»
«Покажи маршрут»
«Собери цифры»
4 Закрепление пройденного материала • Закреплять навыки счета и знания цифр;
• Закреплять понятия «большой», «маленький»;
• Закреплять навыки нахождения лишнего «Разложим булочки».
«Найди лишнюю».
«Раскрасим чайник»
5 Число «Десять» • Знакомить с числом «десять» и его обозначением;
• Закреплять навыки счета и знания цифр;
• Систематизировать знания о школьных принадлежностях «Зоркий глаз»
«Подарки к школе
МАЙ
Май 1 Число «десять» • Знакомить с образованием числа «десять» и его обозначением;
• Закреплять знания цифр «Раскрась карандаши»
«Самый внимательный»
2 Закрепление пройденного материала • Закреплять навыки счета и знания цифр;
• Закреплять знания геометрических фигур;
• Закреплять навыки находить предмет с определенными
«Раскрась круги»
«Самый внимательный»
«День и ночь»
свойствами
3 Закрепление пройденного материала • Закреплять навыки счета и знания цифр;
• Закреплять знания геометрических фигур;
• Развивать умение группировать предметы по заданному признаку «Найди цифры»
«Раскрась по правилу»
«Разделим на группы»
4 Геометрические фигуры • Закреплять навыки порядкового счета;
• Развивать умения выделять предмет, отличающийся от остальных;
• Закреплять знания геометрических фигур «Соедини с фигурой»
«Найди лишнюю»
«Шарики»
5 Закрепление знания цифр • Закреплять знания цифр;
• Развивать целостное восприятие цифр «Раскрась машинку»
«Собери цифры»
Литература:
З. А. Михайлова. Математика – это интересно. Методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2002 г.
З. А. Михайлова. Математика от трёх до семи. Учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, изд. «Акцидент» 1997 г.
В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань. Санкт-Петербург, 1997 г.
А. А. Смоленцева. Математика до школы. Н. -Новгород 1996 г.
Л. И. Тихонова. Математика в играх с лего-конструктором. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 2001 г.
В. П. Новикова. Математика в детском саду. Москва. «Мозаика-Синтез» 2000 г.
В. П. Новикова. Математика в детском саду старший дошкольный возраст. Москва. «Мозаика-Синтез» 2009 г.
Л. В. Минкевич. Математика в детском саду, старшая группа. Москва, изд. «Скрипторий 2003» 2010 г.
Е. Черенкова. Лучшие задачки. Москва. Рипол Классик дом, 21 век 2007 г.
Е. А. Носова. Логика и математика для дошкольников. 2-е изд. Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2002 г.
В. П. Новикова. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизинера. Москва. «Мозаика-Синтез» 2008 г.
З. А. Михайлова. Игровые задачи для дошкольников. Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс» 1999 г.
Л. Д. Комарова. Как работать с палочками Кюизинера. Москва, 2006 г.
И. А. Помораева. Занятия по формированию элементарных математических представлений 2-е изд. Москва, изд. «Мозаика-Синтез» 2010 г.