Галина Бочкарёва
Занимательная логоритмика. Комплекс игровых логоритмических упражнений с музыкальным сопровождением для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.
Уважаемые коллеги, хочу представить вам комплекс занимательных, игровых упражнений по логоритмике и психогимнастике, который я использую на музыкальных занятиях с детьми логопедических групп. Прошу обратить внимание, что все упражнения комплекса «ритмотизированы» специально подобранной музыкой. Таким образом, выполняя эти упражнения, мы решаем одновременно с коррекционной задачей сразу несколько музыкальных развивающих задач. Образное содержание комплекса позволяет обучать ребёнка незаметно для него самого и в тесной совместной деятельности с педагогом.
Публикация «Занимательная логоритмика, Комплекс игровых логоритмических упражнений с музыкальным сопровождением для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Подготовительная группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Содержание комплекса.
Дети входят в зал с песенкой побудкой «Ты поспеши, дружок! Движения выполняются первоначально по показу педагога».
Песенка – побудка «Ты поспеши, дружок!» трек №1 (приложение №1)
(Взята за основу песня «Пора начать урок!» муз. Л. Попляновой сл. Г. Бочкарёвой).
Педагог: Скажите, что значит фантазировать? (Ответы). Фантазировать значит выдумывать, представлять, воображать что – то необычное. И сегодня мы отправимся с вами в страну фантазий и озорных затей.
Я приглашаю вас сегодня,
Страну фантазий посетить,
Там вас волшебник сможет,
Во что угодно превратить.
И чтоб попасть туда, дружок,
Надень волшебный колпачок.
Все надевают колпачки.
Педагог: А теперь без промедленья выполним волшебные движения
Игра «Прыгну, хлопну, покружусь!» трек №2
(Можно топни, хлопни, приседай. Игра развивает слуховое внимание.
Движения выполняются по порядку в музыкальном ритме. Один прыгает, другой хлопает, третий кружиться и т. д.)
Педагог: А сейчас все покружились и в стране фантазий очутились.
Мы представим все сейчас, что машина есть у нас.
Заведём мы так машину….
Так мы накачаем шину…
Улыбнёмся так друг другу….
И поедем все по кругу…
Песенка – игра «Машина» трек №3 (приложение №2)
(Авторская разработка)
Педагог: Ехали мы, ехали, в страну «Словарию» приехали.
Тут внимательным быть нужно,
Повторять слова с хлопками нужно.
Игра «Слово на ладошке» трек №4 (приложение №3)
Муз. и сл. Л. Попляновой, добавлено Г. Бочкарёвой)
Педагог: А теперь скороговорка.
Мы поём её все звонко.
Скороговорка «Ехал грека через реку….» трек №5
Педагог: Мы увидели качели, покачаться захотели
Упражнение «Качели» по методу В. В. Емельянова трек №6 (приложение №4)
(Фонопедический метод развития голоса).
Педагог: А сейчас представить постарались, что мы в зоопарке оказались.
В зоопарке бегемот,
Широко разинул рот.
В зоопарке свинка «Пятачок»,
Хвостик у неё крючок.
Змейка в клетке там одна,
Извивается она.
Посмотрели на зверей,
Зарядку сделаем скорей.
Что ж отправимся туда,
С музыкою, как всегда.
Артикуляционная гимнастика «Зоопарк» трек №7 (приложение №5)
Педагог: А сейчас мы потянулись,
Вправо, влево повернулись
Оказались на поляне,
где гуляют Карлики и Великаны.
Большие ноги идут по дороге,
Маленькие ножки бегут по дорожке.
Динамическая игра «Карлики и Великаны» трек №8
Педагог: Здесь, пожалуй, отдохнём,
Грудью воздуха вдохнём.
Дыхательное упражнение трек№9 (приложение №6)
Мы научились правильно дышать, звуки чисто пропевать.
Дыхательное упражнение трек №10
Педагог: Дружно мы сейчас подуем и горящую свечу задуем.
Упражнение «Свеча» трек №11
Педагог: А сейчас мы все цветы,
Необыкновенной красоты.
Только спят пока цветы,
Лучик солнца ждут они.
Тёплый лучик прикоснётся,
И цветочек наш проснётся
Как проснулся, потянулся
И от счастья улыбнулся.
Психогимнастика «Нежность» трек №12
Педагог:
Цветочки стали танцевать,
Красотой своей блистать.
Каждый покружился вправо, влево,
Лепестками помахал,
Покивал головкой смело,
И тихонько побежал.
Вот цветы остановились,
И в ребяток превратились.
Слышу, слышу стук колёс
Это поезд, паровоз.
Паровоз как загудит,
И ребятам говорит.
Стихотворение «Паровоз» (приложение №7)
Педагог: Ох, как изменчива природа. Оказались мы в гостях у «Времён года».
Осень, осень, непогода,
Плачет грустная природа.
Трек №13
Зима, бушуют вьюги, холода,
От них не скрыться никуда.
Трек №14
Весна, и почки пробудились.
Как быстро изменилось всё,
Мы очень удивились.
Трек №15
Вот светит солнце, летний дождь стучит.
А над землёю радуга стоит.
Трек №16
Психогимнастика «Покажи настроение» (приложение №8)
Педагог: Лето, лето, чудная пора, веселиться детвора.
Встанем дружно в хоровод, пусть каждый и станцует и споёт.
Коммуникативный танец «Мы пойдём сначала вправо» трек №17 (приложение №9)
Педагог: Славно мы повеселились.
В стране фантазий интересно?
Дети: Интересно.
Мы время провели чудесно?
Чудесно! Но…
Колокольчик нам звенит,
И заканчивать велит,
Слышишь звонкий голосок,
Вот и подошёл к концу урок.
Песенка – побудка «Ты поспеши дружок!» трек №1
Приложение №1
«Ты поспеши дружок» трек №1
Муз. Л. Пикулевой сл. Г. Бочкарёвой
1 куплет
Колокольчик нам поёт, в гости к музыке зовёт,
Идут по кругу.
Слышишь звонкий голосок, поспеши скорей сюда, дружок.
Припев:
Дин-дон,дин-дон, зовёт нас голосок,
3 Хлопка справа,3 хлопка слева, пружинка.
Дин-дон,дин-дон, ты поспеши дружок.
Также
Ре, до, ре, ми, ре, до, ре, ми,
Показ жестами движение мелодии. и
Ре, до, ре, ми, ре, до, ре, ми,
Ты поспеши дружок.
Колокольчик кистью правой рукой.
Зовёт нас голосок.
Колокольчик кистью левой рукой.
2 куплет
Колокольчик нам звенит, и заканчивать велит,
Идут по кругу.
Слышишь звонкий голосок, вот и подошёл к концу урок.
Припев:
Дин-дон,дин-дон, звенит уже звонок,
3 Хлопка справа,3 хлопка слева, пружинка.
Дин-дон,дин-дон, к концу идёт урок.
Также
Ре, до, ре, ми; ре, до, ре, ми,
Показ жестами движение мелодии.
Ре, до, ре, ми; ре, до, ре, ми,
Звенит уже звонок,
Колокольчик кистью правой рукой.
К концу идёт урок.
Колокольчик кистью левой рукой.
Приложение №2
«Машина» трек №3
(Авторская разработка)
Завели машину вдох на выдох /ж/ 4 р.
Накачали шину вдох на выдох /ш/ 4 р.
Улыбнулись веселей:
Вот так, вот так, вот так, вот так.
И поехали скорей.
Приложение №3
«Слово на ладошке» трек №4
Муз. и сл. Л. Пикулевой
Ведущий.
Я найду слова везде и на небе и в воде,
На полу, на потолке, на носу и на руке.
Вы не слышали такого, вы не слышали такого,
Не беда играем в слово, не беда играем в слово.
Слова и фразы после ведущего, повторяются с хлопками в ладоши на каждый слог всеми детьми.
Педагог: мишка.
Дети: мишка.
Педагог: мишенька.
Дети: мишенька.
Педагог: кукла.
Дети: кукла.
Педагог: куколка.
Дети: куколка.
Педагог: мячик.
Дети: мячик.
Педагог: Буратино.
Дети: Буратино.
Педагог: карандаш.
Дети: карандаш.
Педагог: Чиполино.
Дети: Чиполино.
Барабанит Ёжик…., тикают часы, …
Слово на ладошке, ….произносишь ты….
Снежные тропинки, ….голые кусты…
Падают снежинки…. тихо с высоты….
Приложение №4
«Качели» трек №6
По методу В. В. Емельянова (фонопедический метод развития голоса).
Упражнение на осознание двух режимов работы гортани грудного и фальцетного.
1. 2. 3. 4.
Приложение №5
«Весёлый зоопарк» трек №7
По О. О. Трифоновой
Упражнение на развитие орального праксиса периферического отдела речевого аппарата.
Артикуляционная гимнастика
1. Упражнение для челюсти:
«Удивлённый бегемот» (открыть – закрыть рот)
2. Упражнение для губ:
«Пятачок» (губы «трубочкой» - улыбка)
3. Упражнение для языка:
«Змея» (губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваться уголков рта)
4. Упражнение для шеи и рук:
«Зарядка»
Руки: вверх – произнести: «и-и-и»
Вперёд – произнести: – «а-а-а»
Вниз – произнести: «у-у-у».
Приложение №6
Дыхательные упражнения
Упражнения на развитие глубокого вдоха и долгого выдоха с произнесением гласных и согласных звуков.
Трек №9
Трек№10
1. а) вдох – б) выдох
а) /и/….б) /с/
/а/…./ш/
/о/… /ж/
/у/…. /з/
2. а) вдох - б) выдох
а) /и/ /и/ /и/ б) /с/ /с/ /с/
/а/ /а/ /а/ /ш/ /ш/ /ш/
/о/ /о/ /о/ /ж/ /ж//ж/
/у/ /у/ /у/ /з / /з/ /з/
Трек №11
3. Вдох носом – выдох ртом и наоборот.
Приложение №7
Паровоз
Чух, чух, пыхчу, пыхчу, ворчу,
Стоять на месте не хочу,
Колёсами кручу, верчу,
Садись скорее прокачу.
Проговариваем текст с ускорением, топая на каждый слог.
Приложение №8
Психогимнастика «Покажи настроение»
Осень, осень, непогода,
Плачет грустная природа.
Руки и плечи опущены, грустный взгляд, слёзы
Трек №13
Зима, бушуют вьюги, холода,
От них не скрыться никуда.
Руки обнимают туловище, которое дрожит на лице испуг.
Трек №14
Весна, и почки пробудились.
Как быстро изменилось всё,
Мы очень удивились.
Плечи подняты,руки разведены в стороны на лице удивление.
Трек №15
Вот светит солнце, летний дождь стучит.
А над землёю радуга стоит.
Руки подняты к верху, ладони ловят дождь, на лице радость.
Трек №16
Приложение №9
Хоровод «Мы пойдём сначала вправо» трек №17
Мы пойдём сначала вправо раз, два, три.
А потом пойдём налево раз, два, три.
А потом все соберёмся раз, два, три.
А потом все разойдёмся раз, два, три.
А потом мы все присядем раз, два, три.
А потом мы все привстанем раз, два, три.
А потом мы все станцуем раз, два, три.
А потом ещё станцуем раз, два, три.
Список литературы
1. Трифонова, О. Н. Солнечная радуга. Музыкальная коррекция нарушения речи у детей с нотным приложением Серия: Мир Вашего ребенка Издательство: Ростов н/Д: Феникс 317 страниц; 2008 г.
2. Емельянов В. В. «Фонопедический метод развития голоса» - Режим доступа: http://www.emelyanov-fmrg.ru.; дата обращения: 1115. 10.2017г.
3. Поплянова, Е. М. А мы на уроке - играем [Ноты] : музыкальные игры, игровые песни : [для детей мл. возраста] / Е. М. Поплянова. - Москва :
Новая школа, 1994. - 71, [1] с.
4. Жукова Н. С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. для логопеда /Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998. — 320 с. (Серия «Учимся играя»)
5. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2005.
6. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
7. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография. – М., 2000. – 314 с.