Дарья Шевлягина
Комплекс игр и игровых упражнений развивающих навыки кодирования и декодирования для второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Комплекс игр и игровых упражнений развивающие навыки кодирования и декодирования
для второй младшей группы
1. “Придумай сам”. Цель: учить детей видеть в различных предметах возможные заместители других предметов, формировать умение использовать один предмет в качестве заместителя других. Форма работы: игра с 3-5 детьми. Материал: 1) набор предметов: брусок, палочка, конус, шарик, цилиндр, колечко: 2) набор картинок с изображениями, напоминающими каждый из имеющихся предметов: санки, одежная щетка, мыло, автобус (брусок); карандаш, удочка, нож, ложка (палочка); ракета, морковь, елочка, пирамидка (конус) : яйцо, яблоко, воздушные шар, мячик шарик) : бутылка, ваза, стакан, наперсток (цилиндр); кольцо, бублик, колесо, бусы (кольцо). Руководство: воспитатель дает каждому ребенку по 1 предмету, спрашивает о названии, сам правильно называет его и обращает внимание детей на его характерные признаки. Затем он показывает по 1 картинке в случайном порядке и спрашивает, у кого в руках предмет, похожий на картинку. Игра идет по кругу. Нужно следить, чтобы каждый ребенок имел возможность ответить первым хотя бы раз.
Публикация «Комплекс игр и игровых упражнений развивающих навыки кодирования и декодирования для второй младшей группы» размещена в разделах
2. “На что похоже?”. Цель: учить детей связывать определенное содержание с произвольным символом, видеть в отдельных предметах собирательные символы класса других предметов. Форма работы: игра с 3-5 детьми. Материал: набор цветных форм: Руководство: дети садятся в круг, а воспитатель показывает детям цветные формы по одной и просит вспомнить как можно больше предметов, их напоминающих. Надо дать возможность каждому ребенку ответить первому.
3. “Веселая зарядка”. Цель: учить детей осуществлять переводы из одной системы (графических знаков) в другую (язык движений, действовать по образцу. Форма работы: игра с 3-5 детьми. Материал: набор из 6 карточек размером 66 см. с пиктографическими изображениями физкультурных упражнений : Руководство: воспитатель последовательно показывает детям карточки и просит повторить то упражнение, которое делает человек. Игру можно разнообразить, сделав большее количество карточек с другими упражнениями.
4. “Зверюшки на дорожках”. Цель: формировать у детей ориентацию на символы и пользоваться ими в организации своей деятельности. Форма работы: игра с 2-5 детьми. Материал: 1)набор картинок 44 см. с изображениями 6 животных (петух, собака, еж, цыпленок, кошка, заяц) – по 15 штук; 2) 5 игровых карт размером 128 см с изображением 6 значков (треугольник, квадрат, овал, круг, плюс, три точки, расположенных в двух рядах. На каждой карте должно быть 5 значков, расположенных в случайном порядке, и 1 пустая клетка; 3)карта-образец (шифр) размером 218 см, где в верхнем ряду расположены все животные, а в нижнем – соответствующие каждому из них значки. Руководство: воспитатель показывает детям весь игровой материал (картинки с животными, шифр, игровые карты) и предлагает расставить зверюшек на свои места на «дорожках» (игровых картах). Он объясняет, что место каждой зверюшки на дорожке отмечено значком, а какому зверьку какой значок соответствует, обозначено в карте-шифре (например, петушка треугольник, место кошки – овал и т. д.). Затем каждый ребенок получает по игровой карте (дорожке, карта шифр становится ребром на середину стола, а картинки со зверюшками помещаются рядом на подносе. Воспитатель обращает внимание детей, что надо внимательно смотреть на шифр и накрывать свои значки только одной картинкой со зверьком. Когда все условные значки закрыты карточками со зверюшками, воспитатель спрашивает, какому зверьку не хватило места. Он просит назвать значок для оставшегося зверька. Игру можно повторить, поменяв детям игровые карты.
5. “Посади огород”. Цель: учить детей использовать заместители предметов. Форма работы: игра с 2-6 детьми. Материал: 1) набор игрушечных овощей – по 2 репки и по 2 огурчика на каждого ребенка; 2) 6 игровых карт из плотного картона размером 1212 см, разделенные на 4 части, в каждой из которых нарисованы в разных сочетаниях желтые и зеленые кружки (карточки предъявляются в прямой и обратной позициях). На 1-2 карточках изображены вверху два зеленых кружка, внизу два желтых; на 3-4 карточках слева два желтых, справа два зеленых кружка; на 5-6 карточках – вверху желтый и зеленый, внизу зеленый и желтый. Руководство: воспитатель раздает детям по 1 игровой карте “огороду” и предлагает посадить овощи – огурчики и репки – на отведенные для них места. Там, где нарисован желтый кружек, надо посадить репку, где зеленые огурчик. Воспитатель раздает детям овощи – по 2 репки и по 2 огурчика каждому. Игру можно повторить, поменяв детям игровые карты.
6. “Веселый магазин”. Цель: учить детей ориентироваться на условные знаки как заместители реальных вещей и с их помощью организовывать собственную деятельность на символы и знаки. Форма работы: игра с 2-4 детьми. Материал: 1) набор игровых карт – «магазинов», выполненных на альбомных листах с 4 кармашками внизу для вкладывания игровых карточек («Игрушки», «Хлеб», «Одежда», «Обувь», «Овощи-фрукты», «Молоко», «Гастроном», «Книги»); 2) набор из 32 карточек с изображением разных вещей, которые продаются в магазинах («товар»). Кармашки на игровых картах и картинки должны соответствовать друг другу по размерам. Руководство: воспитатель беседует с детьми о разных магазинах и о том, что в них продают. Он показывает им разные игровые карты и называет магазины. Затем каждый ребенок получает карту – «магазин», а воспитатель показывает картинки с «товаром», спрашивая, в чьем магазине это продается. Игра продолжается пока все кармашки в игровых магазинах не будут заполнены. Ее можно повторить, поменяв детям карты – «магазины».
7. “Какая завтра погода?”. Цель: учить детей ориентировке на символы и знаки. Форма работы: игра с 3-5 детьми. Материал: набор карточек со значками, изображающими разные погодные явления: 1) дождь; 2) снег; 3) ветер; 4) гололед; 5) листопад; 6) туман; 7) солнечная погода; 8) пасмурно, тучи: Руководство: воспитатель рассказывает детям, что с помощью значков можно обозначить, разные погодные явления. Взглянув на такую картинку, можно догадаться, какая погода будет завтра. Он спрашивает детей, какую картинку можно нарисовать для обозначения дождливой погоды, снега, гололеда: показывает по одному значки и называет их. Когда дети усвоили связь между символами и реальным явлением, воспитатель в смешанном порядке показывает карточки и просит детей назвать, какая будет погода. Затем он раскладывает все карточки в ряд на столе и по очереди спрашивает каждого ребенка, какой символ обозначает туман, снег, дождь.
8. “Загадываем загадки”. Цель: учить детей соотносить метафорическое описание предмета с его графической формой. Форма работы: игра с 2-4 детьми. Материал: 1) список из 12 загадок; 2) 12 карточек-«крышек» размером 66 с; 3) 4 игровых карты 186 см, разделенных на 3 части, в каждой из которых изображены «отгадки» (изображения предметов и животных) – по 3 на каждой игровой карте. Руководство: воспитатель раздает детям по 1 игровой карте. Карточки – «крышки» помещаются в центр игрового стола. Воспитатель начинает загадывать загадки и просит детей во время чтения рассматривать свои карты с отгадками. Если среди них обнаруживается предмет-отгадка, ребенок должен показать картинку, назвать отгадку и накрыть «крышкой».
9. “Веселые превращения”. Цель: учить детей пользоваться языком поз и движений для передачи содержания образа. Форма работы: игра с 3-5 детьми. Руководство: 1) воспитатель становится вмести с детьми в круг и предлагает им представить себя зайчиками (попрыгать на двух ногах, приставив к голове ладошки, кошками (походить на цыпочках, помяукать, лягушками (попрыгать на корточках) и т. д. : 2) воспитатель просит детей по очереди показать самолет, зонтик, дерево, самовар, табуретку; 3) воспитатель просит детей по очереди показать тающую на солнце сосульку, (сам воспитатель изображает в это время солнечные лучи); цветок, распускающийся навстречу солнцу (воспитатель изображает солнечные лучи); дерево, склонившее свои ветви на ветру (воспитатель изображает дующий ветер); воробышка, клюющего зерна, катушку ниток, с которой воспитатель “разматывает” нитки. Во всех случаях воспитатель и другие дети могут подсказывать играющему ребенку.
10. “Что в мешке у гнома?”. Цель: учить детей ориентироваться на форму предмета как на знак. Форма работы: игра с 3-5 детьми. Материал: 1) вырезанная из плотной бумаги фигурка гнома, к спине которого можно прикреплять бумажные мешочки разной формы; 2) набор из 6 мешочков разной формы (круглый, квадратный, треугольный, в форме гриба, в форме бутылки молока, в форме морковки). Руководство: воспитатель прикрепляет по одному мешочки разной формы (сначала напоминающие по форме знакомые ребенку предметы, а затем – круглый, треугольный, квадратный) к спине гнома и просит детей предположить, что ожжет лежать в этих мешочках. Необходимо, чтобы каждый ребенок мог предложить свой вариант.
11. “Мозаика”. Цель: учить детей воспроизводить образец в другой символической форме. Форма работы: игра с 4-6 детьми. Материал: 1) набор из 6 мозаик разной формы, сделанных из плотного картона: кружочки, треугольнички, палочки, звездочки, уголки, квадратики (по 24 штуки); 2) набор картинок с изображением яблока, огурца, вишенок на веточке, двух гороховых стручков, кочана капусты, арбуза с вырезанным ломтиком. Руководство: каждый ребенок получает один мозаичный набор с заданием сложить из деталей мозаики предметы, нарисованные на картинках, он последовательно показывает по одной. После каждой выкладки воспитатель меняет мозаичные наборы, чтобы дети работали с материалом разной сложности. Игру можно повторить 2-3 раза.
12. “Сложи картинку”. Цель: учить детей анализировать элементарную контурную схему. Форма работы: игра с 3-5 детьми. Материал: 1) 5 аппликативных карт-образцов с геометрическими изображениями простых предметов (вагончик, грибок, кораблик, снеговик, цыпленок); 2) 5 наборов геометрических элементов, из которых можно сложить вагончик (прямоугольник и два кружочка – колеса); 3) 5 наборов для складывания грибка (две четверти круга – детали шляпки и закругленный книзу прямоугольник – ножка); 4) 5 наборов для выкладывания кораблика (трапеция – корпус, большой треугольник – парус, маленький треугольник – флажок на парусной мачте); 5) 5 наборов для складывания снеговика (три кружка разной величины и маленькая трапеция – ведерко на его голове); 6) 5 наборов для складывания цыпленка (большой круг – туловище, маленький круг – головка, треугольник – клюв, два маленьких овала – лапки). Руководство: воспитатель показывает детям аппликации по одной и раздает соответствующие наборы фигурок с просьбой сложить из деталей: 1) вагончик; 2) снеговик; 3) кораблик; 4) грибок; 5) цыпленок.
13. “Чудесный мешочек”. Цель: учить детей соотносить в категории зрительные и осязательные впечатления. Форма работы: игра с 3-5 детьми. Материал: 1) 2 одинаковых набора из 10-12 предметов (флакончики, кубики, небольшие игрушки, фигурки животных, игрушечные овощи и фрукты); 2) мешочек из плотной ткани, который хорошо завязывается. Руководство: воспитатель складывает один набор предметов в мешочек, другой набор – на поднос перед собой. Дети по очереди засовывают руку в мешочек и там на ощупь определяют то предмет, который показывает воспитатель.
14. “Нарисуем картинку полосками”. Цель: учить детей схематическому изображению предметов с помощью палочек разной длины. Форма работы: игра с 2-5 детьми. Материал: 1) 12 картинок с изображением простых известных детям предметов (расческа, лопата, мячик, флажок, кораблик, кружка, дерево, цветок, шляпа, метла, ракета, солнце); 2) набор полосок из плотного картон шириной 1см: длиной 12 м – 30 штук; длиной 8 см – 30 штук; длиной 4 см – 30 штук. Руководство: воспитатель ставит в центр игрового стола коробки с полосками разной длины, показывает их детям и дает каждому ребенку по 1 картинке. Он показывает способ, складывания картинки палочками разной длинны и просит выложить картинку с помощью полосок любого размера. При первом складывании воспитатель помогает детям, а потом предлагает им сложить картинку самостоятельно. Игру можно повторить 2-3 раза.
15. “Городок”. Цель: учить детей ориентироваться на символические обозначения. Форма работы: игра с 3-4 детьми. Материал: 1) игрушечный “городок” – картонные листы размером 6060 см с обозначением нескольких улиц и наклеенными 10 домами из спичечных коробков, на каждом из которых наклеены условные обозначения; 2) набор из 12 мелких игрушек: Буратино, Чиполлино, Баба-Яга, Белоснежка, Карабас-Барабас, ВинниПух, Красная Шапочка. Волк, Заяц, Колобок (они нарисованы на плотной бумаге и укреплены на подставках). Руководство: воспитатель ставит “городок” в центре игрового стола и обращает внимание детей на условные обозначения. Он показывает символы на домиках и вместе с детьми разбирается в том, что они означают. Затем он дает каждому ребенку по очереди какого-нибудь сказочного персонажа и просит провести его по улицам к парикмахерской, к почте, в театр и т. д. (например, “Буратино проголодался, где бы ему поесть? Помоги ему добраться до столовой” или “Чиполлино хочет постричься, покажи ему, где парикмахерская?”). Каждый ребенок может провести 2-3 персонажей, чтобы у каждого домика оказался какойнибудь персонаж.
16. “Угадай какая это игрушка”. Цель: учить детей представлять предмет по его схематическому изображению. Форма работы: игра с 3-4 детьми. Материал: набор из 10 карточек, на каждой из которых дано схематическое изображение игрушек или знакомых детям предметов: Руководство: воспитатель показывает картинки по одной и просит их назвать как можно больше игрушек и предметов, на которые они похожи. Нужно следить, чтобы ответы не повторялись, и дать возможность каждому ребенку хотя бы раз ответить первым.
17. “Дети на прогулке”. Цель: учить детей создавать целостный образ по отдельному признаку (целое по части). Форма работы: игра с 3-4 детьми. Материал: набор картинок, на каждой из которых изображены мальчик и девочка, в руках у которых недорисованный до конца предмет: 1) у мальчика в руке, согнутой в локте короткая палочка (флажок, веточка, цветок, эскимо и прочее); 2) у девочки в опущенной вниз руке веревочка для собаки, машинки, лодочки и т. п. ; 3) мальчик держит в руке, опущенной вниз дужку (ручку от ведра, корзины, сумки, портфеля и прочее); 4) мальчик держит в ладонях часть обруча (от недорисованного мяча, лодочки, вазы, тарелки и т. п.); 5) у мальчика на плече длинная палочка от сачка, удочки, флага и пр. ; 6) девочка держит руки перед собой, между руками проведена линия (недорисованные полотенце, коровка, коврик и пр.) и т. д. Руководство: воспитатель показывает картинки по одной и просит детей назвать, какой предмет не дорисован до конца. Дети отвечают по очереди. Надо следить, чтобы ответы не повторялись, поощряя все называемые предметы.
18. “Волшебные камушки”. Цель: учить детей представлять предметы на основе восприятия слабо оформленных стимулов, приписывать содержание многозначным формам. Форма работы: игра с 3-5 детьми. Материал: набор из 10 камней, выполненных из пластилина или глины и обернутых в фольгу. Камни очертаниями должны походить на знакомые детям предметы: колесико, картофелину, огурец, рыбку, птицу, медвежонка, морковку, зайчика, неваляшку, палочку. Руководство: воспитатель показывает детям камушки по одному и просит назвать, как можно больше предметов, на которые они похожи. Нужно следить, чтобы ответы не повторялись, и чтоб каждый ребенок имел возможность ответить первым.
19. “Сделай гирлянду”. Цель: учить устанавливать простые закономерности. Форма работы: игра с 2-3 детьми. Материал: карточки с гирляндами, карандаши. Руководство: воспитатель показывает детям карточки с гирляндами и просит дополнить ряд. Дети рассуждают и находят правильный ответ. Потом воспитатель раздает детям по одной карточке и просит нарисовать нужную фигуру. После выполнения задания воспитатель совместно с детьми исправляет ошибки.
20. “Разложим вещи по полкам”. Цель: учить детей замещать геометрической формой разные предметы. Форма работы: игра с 3 детьми. Материал: 1) 3 игровых карточки – “шкафа” размером 168 см с 2 полками, каждая из которых обозначена геометрическим значком; 2) набор из 24 картинок размером 44 см. Руководство: воспитатель кладет перед каждым ребенком “шкафчик” и обращает их внимание, что на полочки каждого шкафа можно ставить только предметы, которые похожи на нарисованный, на ней значок. Затем он показывает по одной картинке в случайном порядке и спрашивает детей, на чью полку надо поставить этот предмет. Тот ребенок, у которого форма предмета совпадает со значком, забирает картинку и ставит ее на нужную полку.
21. “Веселые лоскутки”. Цель: учить детей ориентироваться на цвет как на знак, а также выделять один из признаков предмета, абстрагируясь от других. Форма работы: игра с 3-5 детьми. Материал: 15 коробочек красного, желтого, зеленого, синего и белого цветов; 2) набор из 30 лоскутков разных оттенков этих же цветов, с разным рисунком, разной фактуры, разной формы и разного размера; 3) 10 лоскутков других цветов. Руководство: воспитатель каждому ребенку 1 коробочку и просит подобрать в нее лоскутки такого же цвета из общей коробки с лоскутками.
22. “Покажи по-разному”. Цель: учить детей ориентироваться на жесты, ритм и цвет как на знаки, усваивать диалектические отношения противоположностей. Форма работы: игра с 3-6 детьми. Материал: 1)3-6 пакетов или сумочек; 2) круглая табличка диаметром 15 см, одна сторона ее красная, другая - синяя. Руководство: после того как воспитатель объяснит правила игры, дети идут цепочкой по игровой комнате. Воспитатель говорит: “Сейчас мы будем проходить ворота. Кому я скажу, что ворота высокие (показывает рукой высоту, тот продолжает идти, как сейчас, а под воротами постарается достать рукой до верха. Кому я скажу, что ворота низкие (показывает рукой, нагнитесь или проходите на корточках. А теперь мы понесем сумочки (раздает детям пакеты или сумочки). Сумки могут быть легкими или тяжелыми. Покажите, как несут легкую сумку. Теперь покажите, как несут сумку тяжелую. А сейчас будьте внимательны! Я буду каждому говорить, какая у него сумочка – легкая или тяжелая. Теперь покажите мне, что, значит, идти медленно. А быстро? Сейчас я буду хлопать в ладоши – медленно, вот так, или быстро, вот так. Вы внимательно слушайте и ходите так, как хлопают мои ладоши. А теперь нам стало очень холодно. Покажите мне, как вам холодно (обхватывает себя руками, стучит зубами, притоптывает “Брр!”). А сейчас – жара, духота (изображает, что ему жарко, обмахивается, вытирает пот со лба: “Уф-ф!”). Будьте внимательны: если у меня в руках красный кружок, у нас – жара, если синий - холод” и т. д. Игру можно разнообразить введением новых пар противоположностей: светло - темно, весело - грустно и т. д.
23. “Кто в домике живет?”. Цель: учить детей ориентироваться на символы, не имеющие сходства с обозначаемыми объектами. Форма работы: игра с 2-3 детьми. Материал: 1) 12 карточек в форме домиков, на лицевой стороне нарисован какой-нибудь значок (красный кружок, желтый квадрат и пр., а на обороте – какое-нибудь животное (лиса, заяц, цыпленок и т. д.); 2) 2 бумажные полоски – “шифры”, разделенные на две строки: в верхней строке 6 значков, в нижней - соответствующие им животные, например, на первой полоске: красный кружок – лиса, желтый квадрат – цыпленок, зеленая полоска – лягушка, коричневая трапеция – медведь: красный “плюс” – белка, три синие точки – бабочка; на второй полоске : волнистая линия – волк, зеленый квадрат – заяц, желтый кружок – еж, синий “плюс” – воробей, три оранжевые точки – мышь, желтая трапеция - поросенок. Руководство: воспитатель раскладывает на игровом столе домики и обращает внимание детей на нарисованные на них значки. Он сообщает, что по этим значкам можно узнать, кто живет в домике, но нужно взглянуть на шифр. Вместе с детьми воспитатель определяет, какое животное, как отметило свой домик, а затем воспитатель по очереди спрашивает детей, показывая на домик (или на животное, какое животное там живет (в каком домике живет мышка, цыпленок, поросенок и т. д.) Игра повторяется с новым шифром. № 24.“Что в коробке лежит?”. Цель: учить детей ориентироваться на заместители предметов. Форма работы: игра с 3-5 детьми. Материал: коробка, накрыта платком, в которую помещается 20 плоскостных фигурок, вырезанных из плотного картона: Руководство: воспитатель готовит детям, что в коробочке много разных фигурок, показывает некоторые из них и просит детей подумать, на какие предметы они похожи. Затем он предлагает каждому ребенку по очереди нащупать в коробке какую-нибудь фигурку, назвать ее, достать и придумать предмет, на который она может быть похожа. Если это удается, ребенок кладет фигурку возле себя. Если ответ неправильный, воспитатель спрашивает других играющих, на какой предмет похожа фигурка и кладет ее возле себя. Выигравшим считается тот, кто наберет большой фигурок. Игра может быть организована как соревнование с призом.
25. “Нарисуем вместе”. Цель: учить детей соотносить элементы графического изображения с воображаемым образом, делить целое на части, видеть целое в части, планировать свою деятельность и т. д. Форма работы: игра с 2-4 детьми. Материал: 1) 1 лист бумаги на группу играющих детей; 2) 3-4 карандаша (у всех играющих разного цвета, чтобы воспитатель мог следить за процессом рисования каждого играющего ребенка). Руководство: воспитатель дает каждому ребенку карандаш и предлагает всем вместе нарисовать общий рисунок, например, цветок, машину, дерево и т. п. все дети участвуют в обсуждении того, что именно будет ими нарисовано. Нужно проследить, чтобы все дети были согласны с коллективным замыслом. Воспитатель объясняет, что каждый может провести на листе бумаги только одну линию (нарисовать только один элемент изображения). В процессе рисования он напоминает детям, при рисовании нужно смотреть на нарисованное другими и стараться продолжить рисунок. Надо следить, чтобы каждый ребенок вовремя передавал лист соседу, а не рисовал весь рисунок сам.