Елена Никитаева
Закрепление изучаемого материала и развитие мелкой моторики рук с помощью альбома-прописей
▼ Скачать + Заказать документы
Закрепление изучаемого материала и развитие мелкой моторики рук с помощью альбома-прописей
Процесс формирования у ребенка представлений об окружающем мире очень индивидуален, как по скорости, так и по глубине восприятия. Несомненно одно- до тех пор, пока мы не дадим ребенку возможность "пощупать", произвести практические манипуляции с изучаемым предметом или объектом, пронести материал через свои каналы восприятия, сделав это осознанно несколько раз в течение небольшого промежутка времени, материал не может качественно отложиться в долговременную память. Именно эти практические действия на мой взгляд и играют решающую роль в формировании ключевых компетенций ребенка. Посредством каких приемов этого можно добиться? Один из них - использование альбомов- прописей для закрепления, систематизации изучаемого материала и развития мелкой моторики рук.
Темочки:
- Графомоторика. Игры, дидактические пособия, прописи
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
К созданию такого альбома меня привели следующие выводы: обычные прописи для дошкольников 1) как правило слишком напоминают школьные, что может впоследствии привести к утере интереас к такому виду работ в школе 2) они часто скучноваты для дошколят из-за своей однотипности заданий, 3) не дают ребенку простора для творчества и возможности выбора, 4) естественно, что они редко подходят к планированию материала конкретной группы детей, ибо планирование и рабочие программы в каждом учебном заведении, могут сильно разниться. Таким образом, чтобы решить эти проблемы, я решила пойти таким путем- выбрала из различных прописей и тетрадей для дошкольников материал, подходящий на мой взгляд для отработки конкретных элементов и умений (это и различные элементы, готовящие к письму, дающие материал для различного вида штриховок, составления узоров,и, позднее, на развитие познавательных процессов- внимания, памяти, мышления, речи).Затем отпечатываем его на листах А-4 с одной стороны. Таким образом получается свободна одна сторона листа и небольшая часть на стороне, где распечатаны задания.
Чистую сторону мы используем, чтобы нарисовать изучаемый материал, часто в виде схем. Дети при этом имеют возможность выбора, что нарисовать из объектов, как их изобразить. Параллельно проговариваем главные признаки, обозначая их символами, цифрами и буквами.
Вот конкретные примеры. Блок "Материальные потребности человека". Темы: "Жилища человека", "Пища", "Мебель", "Транспорт".



Наша группа разновозрастная, так что на фото альбомы детей от 5 лет и старше. Слева рисунки жилищ различного типа (Юрта, иглу, замок, шалаш, замок, дом на колесах, дом на сваях, в рисунках справа использовалась штриховка в различных направлениях, звуко-буквенный анализ слов.
Блок "Живая природа".Темы "Животные" (группы животных и их отличительные особенности- на схеме слева, "Растения"

Блок "Человек как часть природы". Темы "Тело человека", "Почему мы двигаемся. (опорно-двигательная система", "Путешествие сухарика (органы пищеварения)".

Блок "Человек как часть природы. Органы чувствчеловека". Темы "Зрение", "Слух", "Кожа орган осязания", Нос-орган обоняния", "Язык-орган вкуса"

Блоки "Материальные потребности человека" (темы "Посуда", "Обувь") и "Духовные потребности человека" (тема "Праздники и традиции. Новый год, Коляда", "Волшебные звуки (музыка)")



Тема "8 чудес нашего города"

Блок "Человек как социальное существо". Тема "Семья"

Работая в альбомах, ребенок как бы заново "проживает" материал, а возможность творческого выбора деталей по своему усмотрению дает дополнительную привлекательность работе,усиливая учебную мотивацию.

Надо сказать, что альбомы довольно быстро заканчиваются, так что дети с гордостью относят их домой на память (а родителям это прекрасная иллюстрация того, над чем мы трудимся в детском саду). Затратность такого альбома невелика, а польза большая. Надеюсь, что мой опыт пригодится кому-то еще.