Елагина Елена Анатольевна
Заикание у детей дошкольного возраста. Создание благоприятных условий, способствующих преодолению недуга
▼ Скачать
Заикание у детей дошкольного возраста.
Создание благоприятных условий, способствующих преодолению недуга.
Чаще всего заикание проявляется у детей в дошкольном возрасте, когда активно развивается речь, но оно не является исключительно речевым дефектом, так как сопровождается нарушением деятельности центральной нервной системы. Многим приходится сталкиваться с этим недугом, но не все понимают, насколько это серьёзная проблема, почему для этих детей необходимы специальные условия и важен щадящий режим дня.
Публикация «Заикание у детей дошкольного возраста, Создание благоприятных условий, способствующих преодолению недуга» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Заикание – это тяжёлое нарушение речи, проявляющееся расстройством её нормального ритма и плавности, непроизвольными остановками при высказывании, частым повторением отдельных звуков, слогов и даже слов. Это возникает вследствие судорог мышц речевого аппарата, которые могут сопровождаться сопутствующими движениями и вегетативными проявлениями. В результате функциональных расстройств и органических поражений центральной нервной системы при заикании идёт нарушение коммуникативной стороны. Обычно усиление заикания наблюдается в ситуации общения и ослабления – в условиях речи, обращённой к себе, а не к другим. По-разному протекает общение ребёнка со взрослыми и детьми, с близкими и незнакомыми, с детьми старше и моложе себя, в коллективе или с одним собеседником. Вне общения ребёнок полностью освобождается от прерывистой речи. Он может вовсе не заикаться без видимого собеседника или с мнимым собеседником, как это бывает в игре, когда ослабевает или вовсе исчезает коммуникативная ответственность.
Заикающиеся дети могут испытывать эмоциональное возбуждение, внутренние переживания, постоянное нервное напряжение, моторное беспокойство, страхи. Одни из них – робкие, пугливые, замкнутые дети, не умеющие играть в коллективе, отличающиеся нерешительностью, недостаточной общительностью. Другие – гиперактивные, агрессивные, недисциплинированные, вспыльчивые дети, также не умеющие играть в коллективе. Как вы, наверное, заметили, и одни и другие испытывают трудности в общении, негативно влияющие на развитие и формирование личности. Наряду с психическими симптомами у заикающихся детей есть специфические особенности общего и речевого поведения:
повышенная импульсивность высказывания и в связи с этим недоучёт точного содержания речи собеседника, слабость волевого напряжения, замедленное или опережающее включение в деятельность, неустойчивость внимания, несобранность, неумение вовремя переключиться с одного объекта на другой. Всё это проявляется на фоне быстрой утомляемости, повышенной истощаемости и ведёт к различным ошибкам при выполнении заданий. Такие дети, как правило, с трудом осваивают программу дошкольного образования и нуждаются в длительной коррекционной работе.
Коррекционная работа с детьми, имеющими заикание, проводится в дошкольных учреждениях компенсирующего вида, где применяется комплексный метод, включающий в себя различные медико-педагогические мероприятия: лечебные препараты и процедуры, психотерапию, логопедические занятия, лечебную физкультуру и ритмику, воспитательные мероприятия. Цель этих тесно переплетающихся и дополняющих друг друга мероприятий – устранение или ослабление судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики; оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; избавление ребёнка от неправильного отношения к своему речевому дефекту, от психологических наслоений в виде страха; перевоспитание его личности. При многостороннем воздействии на заикающихся учителя-логопеда, психотерапевта (или психолога, невролога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре решаются коррекционные, образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.
Наряду с работой различных специалистов большое значение имеет обеспечение благоприятного социального окружения и способствующих преодолению заикания бытовых условий. Под ближайшим социальным окружением подразумеваются прежде всего родители и другие члены семьи заикающегося, а также педагоги дошкольных учреждений, с которыми ребёнок находится в постоянном контакте. Если эти люди станут союзниками и направят свои усилия на более полную реализацию комплексного метода преодоления заикания, то половину задачи можно считать решённой. Огромное значение имеет правильная организация окружающей среды, где ребёнок проводит время вне детского сада. Важно, чтобы родители, бабушки, дедушки и другие живущие вместе с ребёнком взрослые серьёзно относились к его диагнозу, знали о необходимости единых требований в детском саду и дома, строго выполняли общий и речевой режим, все рекомендации специалистов.
Очень часто среди множества рекомендаций можно услышать или прочитать: «Надо соблюдать правильный режим дня». Вот на это следует обратить особое внимание, иногда в корне изменить сложившуюся обстановку и привычки в семье, где ребёнок заикается. Поведение ребёнка, его настроение, работоспособность находятся в прямой зависимости от того, как организованы его деятельность и сон в детском саду и семье в обычные, а также в выходные дни. Если родители хотят рассчитывать на положительные результаты в преодолении в преодолении данного недуга, то в первую очередь надо создать для заикающегося ребёнка благоприятную обстановку дома и не нарушать режим дня.
Схема 1
а) временное ограничение речи;
б) достаточная двигательная активность;
в) занятия с логопедом;
г) закаливающие процедуры;
д) ежедневные прогулки на свежем воздухе;
е) для тренировки правильного дыхания: плавать и петь в хоре;
ё) образец правильной речи: неторопливая, плавная, чёткая, выразительная;
ж) разнообразие видов деятельности;
з) обязательный дневной сон (2 часа);
и) семейный активный отдых;
й) достаточный ночной сон (10-11 часов);
к) правильные отношения с детьми (дружеское участие в сочетании с требовательностью без резкости);
л) спокойные, нешумные игры и занятия (самостоятельные и со взрослым).
Что же такое правильный режим дня? Это распорядок дня с рациональной продолжительностью и разумным чередованием различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Его можно корректировать с учётом климата в регионе, времени года, длительности светового дня и т. п. для заикающегося ребёнка следует приблизить режим дня к индивидуальным его особенностям, то есть учитывать длительность сна, вкусовые предпочтения, темп деятельности и т. д. режимные моменты должны проводится так, чтобы оказывать прямое или косвенное воздействие на укрепление физического и психического состояния здоровья ребёнка и устранение заикания. Рассмотрим наиболее важные моменты щадящего режима для заикающихся детей
1. Ограничение речи (молчание и шепотная речь) детей может поддерживаться до 3-х месяцев, в зависимости от степени заикания, и вводится повторно в течение года с целью предупреждения рецидивов на 2 – 3 недели. В это время важно обеспечить ребёнка достаточным количеством игрушек для самостоятельных спокойных игр. Окружающие его взрослые должны тоже ограничить свою речь и постараться общаться с ребёнком жестами, рисунками, условными знаками, о которых договариваются заранее или ненапряжённым шёпотом в небольшом количестве.
2. Использование разнообразных видов деятельности детей : игровой, трудовой, музыкальной, двигательной, познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними, коммуникативной (общение со взрослыми и сверстниками, изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирования, восприятия художественной литературы. Переключение с одного вида деятельности на другой вызывает у ребёнка интерес, играет роль своеобразного (активного) отдыха. Для детей возбудимых, подвижных следует подбирать спокойные, нешумные занятия или игры. Заторможенных детей нужно больше активизировать, развивать у них самостоятельность, уплотнять сроки заданий.
3. В течение дня должен быть оптимальный двигательный режим – рациональное сочетание различных видов занятий и форм двигательной активности, в котором общая продолжительность двигательной активности составляет не менее 60% от всего времени бодрствования.
4. Занятия по дополнительному образованию (студии, кружки, секции) недопустимо проводить за счёт времени, отведённого на прогулку и дневной сон. Важно обеспечить ежедневное пребывание детей на свежем воздухе в течение дня (не менее 3 – 4 часов в день).
5. Необходимо создать условия для полноценного дневного сна детей. Для этого в помещении, где спят дети, следует создать спокойную, тихую обстановку, обеспечить постоянны приток воздуха. Кроме того, быстрому засыпанию и глубокому сну способствуют полноценная двигательная активность в течение дня и спокойные, тихие игры, снимающие перевозбуждение.
Правильный режим дня развивает ребёнка полноценно в физическом и интеллектуальном отношении, укрепляет нервную систему, а правильная эмоциональная нагрузка закладывает основу в воспитании нужных черт характера. Также очень важно, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя в детском саду и дома комфортно, безопасно, знал, что его любят и заботятся о нём.
Систематическое же нарушение режима дня ведёт к первым проявлениям детской нервности – нарушению сна и питания, повышенной капризности, быстрой утомляемости, эмоциональной неустойчивости. К сожалению, нередко приходится встречаться с такими случаями, когда семья действует буквально вразрез с установками специалистов, работающих с их детьми, что крайне отрицательно сказывается на ребёнке. На фоне этого разногласия бессмысленно говорить об укреплении нервной системы заикающегося, о преодолении имеющихся проблем в психическом развитии (они, наоборот, будут усугубляться) и даже о самой работе над речью. Но если и в этих крайне неблагоприятных для устранения заикания условиях всё же удалось добиться положительных результатов, то при сохранении прежнего образа жизни они могут быть довольно быстро утрачены – наступит рецидив заикания. Причин этому может быть много (см. схему 2).
а) нарушение режима дня;
б) частая и резка смена климата;
в) возбуждающие игры на компьютере;
г) неконтролируемые игры на шумных
детских площадках;
д) смерть ближайших родственников;
е) отсутствие единства требований к ребёнку со стороны взрослых;
ё) длительное общение с заикающимися взрослыми и сверстниками;
ж) частые инфекционные и соматические заболевания;
з) семейные конфликты, разводы;
и) длительный просмотр телевизионных передач;
й) посещение массовых мероприятий;
к) быстрый темп речи ребёнка и взрослых;
л) испуг и чувство страха у ребёнка;
м) конфликты между детьми в семьях, имеющих более одного ребёнка;
н) большая нагрузка во 2-й половине дня.
Родителям стоит посмотреть на жизнь своей семьи со стороны и проанализировать её. Если удастся найти неблагоприятные факторы, с которыми ребёнок сталкивается в повседневной своей жизни и устранить их, то все медико-педагогические мероприятия направленные на преодоление заикания, будут успешными. Решается эта проблема на протяжении длительного времени, поэтому родители и ближайшие родственники ребёнка должны приобрести большую выдержку, терпение, тактичный подход, стать ближайшими помощниками логопеда, постараться чётко и последовательно выполнять с ребёнком режим дня, создать для него благоприятную обстановку. В конечном счёте всё это поможет полностью нормализовать речь, а также предупредить возможные рецидивы заикания.
Литература:
1. Е. В. Куликова. Заикание у детей дошкольного возраста. Создание благоприятных условий, способствующих преодолению недуга.