Наталия Кочеткова
Загадка как средство организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Участие ребенка в досуговой деятельности не только способствует формированию у него коммуникативных способностей, но и расширяет кругозор ребенка, обогащает познания характерных признаков предметов ближайшего окружения. Развивает целенаправленное внимание, воображение, смекалку, сообразительность. Немаловажная роль в решении данных задач отводится загадкам. Педагогическая ценность которых отмечена еще в глубокой древности. Поскольку загадки могут восприниматься как игры, как умственные состязания детей.
Публикация «Загадка как средство организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Литературная энциклопедия раскрывает загадку, как замысловатое, поэтическое описание какого – либо предмета, явления, испытывая сообразительность. Известный фольклорист В. И. Чигарев описывал загадку, как иносказательное описание какого – либо предмета и явления, данное обычно в форме вопроса.
Фольклорист Ю. Г. Илларионов определил, что в основе загадки лежит логический механизм, особенностями этого механизма определяются типы логических задач и характер мыслительных операций. Содержание загадок, отражает жизнь человека, окружающую его действительность.
По мнению исследователей загадки разнообразны по видам: загадки с зашифрованными признаками; загадки с отрицательными сравнениями; загадки с добавлением; загадки – задачи; загадки – шутки; загадки – вопросы. Разная тематика: загадки о животных; загадки о птицах; загадки о продуктах; загадки о растениях; загадки о природных явлениях. По жанрам загадки бывают : литературные и народные. Народная загадка – краткая, литературная – более развёрнутая.
Детей в процессе отгадывания загадок в речи – рассуждении, в речи – доказательстве нужно учить соотносить описание одного предмета, с ранее увиденным описанием, пытаться самим придумывать загадки. В процессе ознакомления с загадками можно определить знания и интерес детей к предметам окружающего мира. Отгадывая загадки, дети должны мотивировать свои ответы, развивая слуховое внимание, быстроту мышления.
Разные виды загадок :
– загадки с точными характерными признаками предметов:
Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком.
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с теплым молочком!
– загадки с зашифрованными признаками:
Cидит девица в темнице, а коса на улице.
– загадки с отрицаниями :
Не дерево, а с листьями, не рубашка, а сшита.
– загадки добавлялки :
Пушистый, симпатичный очень,
Желает всем спокойной ночи,
На нем с цветочками рубашка,
Он зайчик, а зовут его …
– загадки задачки :
Подогрела чайка чайник,
Пригласила восемь чаек:
– Приходите все на чай!
– Сколько чаек? Отвечай!
Разгадывание загадок позволяет детям развивать доказательную речь – сложносочиненные предложения с союзами (а, но) и сложноподчиненные с союзами (потому что, так как).
На следующем этапе ребенку можно предложить дидактическую игру «Сочини загадку». Детям предлагается иллюстративный материал: картинки с изображением разных видов животных, птиц, насекомых, растений и разных природных явлениях.
Глядя на рисунок ребенку необходимо ответить на поставленные вами вопросы. Например, туча:
– Какая? (черная, серая); – На что она похожа? (на ночь, на корабль); – Чем отличается? (видна при ясном солнце, плывет не по волнам); – Что делает? (плывет, ползет).
При ответах на поставленные вопросы дети попеременно опираются то на свое логическое мышление, например: отвечая на вопросы: «Какой?» и «Что делает?», то на образное мышление, память и воображение при ответе на вопрос: «На что похоже?».
После игры в ответы на вопросы детям можно предложить самим сочинить загадку о предметах. Например, о пчеле:
Пушистая, как сибирский кот, да без хвоста,
Мохнатая, как медвежонок, да о шести лапах,
С хоботом, как слон, да жужжит.
Или:
Живет большой семьей, как муравей, да в улье,
Летает, как птица, да без клюва,
Жалит, как скорпион, да с крыльями.
На следующем этапе ребенку можно предложить разгадывать народные загадки. Здесь он будет больше опираться на свою интуицию, воображение. Таким образом, игры с загадками, построенные в определенной последовательности, позволяли детям упражняться в придумывании и составлении загадок путем использования приема сравнения.
При этом развивается любознательность ребенка, увеличивается его словарный запас, речевая активность, что так необходимо для детей дошкольного возраста. Следует обратить внимание на то, что у детей активизируется умение сравнивать предметы по признакам. От того, сколько этих признаков, насколько подробно они характеризуют то, что будет загадано, зависит простота или сложность загадки.
Таким образом, дидактические игры с использованием загадок приобщают детей к общению со сверстниками, взрослыми, в чем нуждаются дети, приучая детей к увлекательной и разнообразной деятельности. Они могут быть успешно использованы и организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста.
Организация досуговой деятельности с детьми дошкольного возраста с использованием загадок может активно использоваться родителями, желающими организовать часы досуга с ребенком дома увлекательно, содержательно, наполняя их положительными эмоциями, создавая теплую атмосферу общения с ребенком.