Алла Козлова
Влияние культурно-досуговой деятельности на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Влияние культурно – досуговой деятельности на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста».
Возрождение традиций прошедших столетий и воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры – это та задача, которая стоит передо мной, как педагогом дополнительного образования по музыкальному фольклору. Организация свободного времени главным образом определяется духовным уровнем развития общества, а в России – это культурная традиция, элемент культурного наследия, который передается из поколения в поколение.
Темочки:
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Досуг – это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. В практике современных дошкольных образовательных учреждений досуг рассматривается как развлечение, организация праздников, детских утренников и других увеселительных мероприятий. Не секрет, что по тому, как человек проводит свой досуг, можно судить, на сколько высок его интеллектуальный уровень, какое у него воспитание, чем он увлекается.
Как известно, 90% информации, которую получает человек за всю свою жизнь, приходиться на возраст до 5 лет. И очень важно, чтобы с первых дней жизни ребенок попал в благоприятную обстановку. В нашем детском саду продумывалась организация свободного времени ребенка, чтобы, а процессе разнообразных занятий, а именно на музыкальном фольклоре дети всесторонне развивались.
Обобщение своего личного опыта в качестве музыкального руководителя, позволили сделать вывод о том, что культурно – досуговая деятельность детей – это специфическая, практически основная сфера социальной жизни детского сада, которая создает внешние и внутренние условия для освоения социокультурного опыта человечество и развития личности в процессе изучения и познания ценностей различных видов культуры.
Получая разнообразные эмоции, как положительные, так и отрицательные (радость, печаль, испуг, обида и др., в процессе приятного времяпрепровождения и находясь в состоянии комфорта, ребенок не только приобретает дополнительные знания, но и сам утверждается в том, что он знает, умеет и может сделать самостоятельно. Это, естественно, сказывается на его интеллектуальном развитии, так как удовлетворяется интерес к познанию окружающего мира.
Проведения развлечений, фольклорных досугов, праздников способствует активизации памяти, внимания, мышления, подготовке детей к определенным видам деятельности и ролям, решению психокоррекционных задач (снятие агрессии, страхов, преодоление замкнутости).
Благодаря использованию разнообразных видов деятельности – театрализованной, игровой, музыкально – дидактической, дети становятся не только эмоциональнее, но и совершенствуется их связная речь. Дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Тренировка памяти, мышления, внимания, каких-либо действий – все это находит отражение в развитии интеллекта.
Игра воздействует на ребенка комплексно – здесь он развивается и эмоционально и интеллектуально, социально, духовно и физически. Всякая деятельность детей должна иметь игровую форму как доминирующую.
В раннем детстве важное значение имеет знакомство детей с музыкально – поэтическим творчеством. Образы музыкального фольклора отличаются яркими образами, занимательностью, чувством юмора.
Специалисты утверждают, что в ходе эстетического воспитания расширяется кругозор детей, активизируются познавательные процессы, воспитывается внимание, развивается эстетическое восприятие, отношение и оценка, образное мышление, творческое воображение.
Таким образом, можно сделать вывод, что культурно – досуговая деятельность приводит в гармоничное отношение разум и тело, поддерживает мозговые системы в превосходном состоянии. Влияет на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Обеспечивает усвоение новых знаний и умений. А это ведет к повышению уровня интеллекта и формированию способностей ребенка.
Гармоничность физического и умственного развития детей, их нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству связана с совершенствованием многих качеств и свойств личности. В дошкольном возрасте, когда полученные музыкальные впечатления остаются в памяти на всю жизнь, особенно большое значение имеет оптимальное соотношение всех воздействий на ребенка. Учёт возрастных возможностей детей позволяет определить, какие формы и виды музыкальной деятельности наиболее эффективны для музыкального развития в том или ином возрасте.
В процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста особое место занимают вечера развлечений и досугов. Они являются яркими моментами в жизни детей, радуют их, содействуют творческой активности и организации дружного коллектива.
Развлечения бывают 3 видов :
1. Организованные для детей взрослыми;
2. Проводимые силами самих детей, но с помощью взрослых;
3. Организованные взрослыми при участии детей в составлении программы и исполнении номеров.
Музыкальные развлечения проводятся в самых разных формах:
1. Инсценировки сказок, рассказов, стихотворений музыкальных игр.
2. Вечера игр, забав и аттракционов.
3. Вечера детской самодеятельности.
4. Театрализованные представления.
Тысячу раз прав М. Горький, написав: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир».