Людмила Петровская
Задания и упражнения для психолого-педагогического обследования детей с недостатками слуха и речи 2–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ детский сад комбинированного вида №16
Методическая разработка
«Задания и упражнения
для психолого-педагогического обследований детей
с недостатками слуха и речи
с 2-х до 7-и лет»
Разработала: учитель-логопед
Петровская Л. С.
г. Апрелевка
2018г.
Введение.
Ввиду того, что у детей, имеющих нарушения слуха, отсутствует речь или она грубо нарушена, все обследование проводится по неречевым методикам.
Публикация «Задания и упражнения для психолого-педагогического обследования детей с недостатками слуха и речи 2–7 лет» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Цель предлагаемых заданий - определить уровень интеллектуального развития, зону ближайшего развития, особенности внимания, памяти, эмоционально-волевой сферы.
Обследование проводится в течение нескольких приемов, поэтому задания распределяются по различным разделам с постепенным нарастанием степени трудности для каждой возрастной группы детей. Допускаются некоторые модификации одних и тех же заданий.
С детьми самого раннего возраста обследование проводится путем создания игровых ситуаций. В игре с ребенком удается определить сохранность эмоций, интерес к окружающему, любознательность, адекватность поведения.
Начинается обследование таких детей с выполнения простейших действий и манипуляций с предметами /игрушками/.
В процессе работы мы постепенно усложняем манипуляции и переходим к сличению парных предметов, а в дальнейшем - к сличению парных картинок.
При оценке результатов обследования обращается внимание на усидчивость, работоспособность, интерес к заданию, характер выполнения задания.
Отказ ребенка от выполнения задания не может служить критерием при оценке его интеллектуальных возможностей.
Задания для детей 2-3 лет.
Манипуляции с предметами.
1. Игра с куклой, кормление, укачивание.
2. Игра с машинкой /катание, загрузка мелкими предметами/.
3. Манипуляции с фишками, грибочками, матрешками /бросание в тарелочки/.
4. Игра с кеглями /сбивание кеглей шарами/.
5. Собирание пирамидки /без учета величины колец/.
6. Складывание двусоставных матрешек /по показу/.
7. Сличение парных предметов /выбор не более чем из 3-х предметов/.
8. Сличение парных картинок /для детей до 2-х лет выбор не более чем из 2-х картинок/.
Форма предметов.
a) предлагается 3 фигуры из строительного материала разной формы, но одного цвета. По показу подобрать одинаковые
б) к коробкам разной формы /круглая, прямоугольная или квадратная/ подобрать крышки.
Восприятие, воспитание цвета.
а) выбрать красный шарик /из 2-3-х/ одинаковый с предъявленным по цвету /красный, зеленый, желтый/. Шарик можно прокатить по желобку, по столу в воротца, опустить в корзинку, положить в коробку, разложить на тарелочки.
6) подобрать предметы разные по цвету, одинаковые по форме /кубики/, разложить их кучками в разные стороны.
в) сличить плоскостные фигуры /треугольник, квадрат, прямоугольник с объемными геометрическими фигурами, кубик, шар, конус/ по цвету.
Восприятие величины.
Выбрать парный предмет одинаковой величины /шарик, домик, куклу, машинку/.
Задания для детей 3-4 лет.
Группа заданий дается детям 3-4 лет. Количество заданий значительно увеличивается, сами задания усложняются.
Учитывая особенности мышления детей со сниженным слухом /конкретно-образный тип/, все задания предлагаются с использованием наглядных предметов /в большинстве своем игрушек /.
В этом возрасте исследуется умение детей определять назначение предмета в быту.
Проводится исследование особенностей моторики в памяти. Количество заданий можно сократить в зависимости от времени, намеченного для обследования работоспособности ребенка.
Восприятие цвета.
1) нахождение схожих по цвету и форме предметов / три пары носков для куклы: красного, синего, желтого/. Надеть на ножку кукле носочек того же цвета, что и на второй ножке.
2) Нахождение предметов, одинаковых по цвету и разных по форме /складывание в кучки предметов одного цвета, например, кубиков, шариков, колец и т. п. /. Выбор из 2-3 цветов.
3) Аналогичную работу проводить с плоскостными фигурами.
Воспитание формы.
1) Сличение объемных парных фигур из строительного материала различных по цвету, но одинаковых по форме /2-3-4 предмета/.
2) Игра «почтовый ящик» /подбор и опускание фигур в прорези ящика/. «Токарный станок» /подобрать ключ/.
3) Подбор строительного материала одного цвета, разной формы /подобрать соответствующую пару и погрузить в машину или построить простейшую фигуру/. Увеличить количество предлагаемых предметов до 3-4.
4) Сличение плоскостных парных геометрических фигур /3-4/. Нахождение предмета, спрятанного в коробке.
Воспитание величины предметов.
1) Разложить 2 чайные ложки и одну кукольную на тарелки и блюдце /все предметы из кукольной посуды/.
2) Раздать платочки /лоскутки/ большим и маленьким куклам /2-3/.
3) Найти одинаковую плоскостную фигуру к предъявляемой /фигуры разложены на столе или расположены на стенде/. Использовать фигуры кукол, круги, квадраты, треугольники разные по величине/.
Ориентировка в пространстве.
1) Составить круг из двух полукругов одного цвета. Задание выполняется по показу.
2) Соотнести большой и маленький круги с контурными рисунками.
3) Построить простейшую фигуру из 3-4 предметов строительного материала.
4) Подобрать 3-4 парных картинки.
5) Сложить разрезную картинку из 2-3 частей.
6) Собрать матрешку из 3-4 частей.
7) Сложить пирамиду без учета величины колец.
8) Память и внимание. Узнавание предметов по назначению /использовать куклу, туфельку, расческу, ложку/. Поднося каждый предмет к ноге, голове, ко рту куклы, вызывать либо поощрение, либо отрицание ребенка.
9) Застегнуть пуговицы на пальто у куклы, на наволочке.
10) Завести заводную игрушку или играть на шарманке /по показу/.
11) Нажать кнопку звонка поочередно каждым пальцем правой и левой руки.
Память и внимание.
1) Разложить картинки или игрушку /2-3/ перед собой и перед ребенком /парные/.Закрыть экраном после того, как ребенок их хорошо рассмотрит. Затем одну игрушку убрать и предложить ребенку найти или угадать, что убрано.
2) Предлагаются геометрические фигуры желтого цвета /круги, треугольники, квадраты/. Одна фигура убирается, ребенок находит недостающую фигуру среди предложенных.
Задания для детей 4-5 лет.
У детей этого возраста, имеющих сохраненные интеллектуальные возможности, значительно дифферинцированным становится восприятие окружающего мира, улучшается и усложняется ориентировка в пространстве.
В заданиях для детей этого возраста увеличено количество упражнений, способствующих выявлению умения сравнивать объекты реального мира и их изображение или контуры. Вводится новое задание, выявляющее возможности ребенка, имеющего отклонения в речевом развитии, к абстрагированию.
Значительно увеличено количество заданий для исследования особенностей памяти и внимания.
Впервые предлагается задание по соотнесения количеств предметов /до 3/ с их изображением.
Восприятие формы.
1) Найти геометрическую фигуру /плоскостную/, соответствующую реальному предмету /выбор из 3-4 предметов/.
2) Соотнести геометрическую форму с рисунком /геометрическое лото/.
3) Зарисовать по подражанию /круг, треугольник, квадрат/.
Восприятие величин предметов.
1) Собрать пирамидку с учетом величины колец /по образцу/.
2) Составить ряд из 5-6 предметов в порядке возрастания их величины /кубики, вкладыши, круги, квадраты красного цвета, матрешка/.
Восприятие цвета.
1) Подобрать разные геометрические объемные фигуры по цвету / разложить 3-4 кучки по цвету: красный, синий, желтый, зеленый/.
2) Найти среди разложенных перед ребенком плоскостных геометрических фигур одинаковую с показываемой по цвету.
Ориентировка в пространстве.
1) Составить квадрат из 2-х треугольников по показу.
2) Подобрать 5-6 парных картинок /игра в предметное лото/.
3) Сложить разрезную картинку из 3-4 частей.
4) Соотнести 3-4 предмета /плоскостные геометрические фигуры/ с контурными рисунками.
5) Составить круг из 4-х частей /секторов/.
6) Узнавание предметов по назначению /игра с куклой/. Вместо реальных предметов /туфелька, расческа, ложка/ предлагается картинка.
7) Собрать матрешку из 4-5 частей.
8) Сложить пирамидку с учетом величины колец.
Ориентировка во времени.
Соотнести предметы или предметные картинки с сюжетной /летний и зимний пейзажи/.
Предлагаемые предметные картинки не должны быть изображены на сюжетной.
Память и внимание.
1) Воспроизвести ряд предметов и картинок из 3-4 через 5 сек., через 5 мин.
2) Построить простейшую геометрическую фигуру из палочек или геометрического материала по образцу, который убирается.
3) Предлагается 2 коробки /круглая и квадратная/. Спрятать в них показанный ранее предмет, найти предмет, предварительно поменяв предметы местами /через 10 сек., через 5 мин. /.
4) Назвать 3 картинки после того, как их рассмотрят и перевернут обратной стороной /для говорящих детей/.
Упражнения для проверки внимания.
1) Найти, что не дорисовано на предметной картинке /кошка без хвоста, без глаз и т. д. /. Соотнести эту часть с рисунком /использовать игрушки/.
2) Найти на сюжетной картинке недостающий предмет, подобрать соответствующий предмет или картинку и подложить к сюжетной.
Счет.
1) Соотнести /поставить, положить/ столько предметов, сколько показывает обследующий /много-мало, 1-2/.
2) Группировка плоскостных фигур по количеству /много-мало, 1-2/.
3) Соотнести количество ложек с количеством тарелок, поставленных перед ребенком, кукол с количеством карандашей /флажков/, количество машин с количеством гаражей.
4) Узнавание количества предметов путем ощупывания /1-2/.
Задания для детей 5-6 лет.
В этом возрасте в процессе обследования уделяется особое внимание возможностей ребенка к обобщению и сравнению, ориентировке в окружающем /соотнесение частей и целого, определение назначения предмета/.
При выполнении заданий по конструированию, составлению целого из частей /разрезные картинки, плоскостные геометрические фигуры/. Предлагаются образцы, по которым ребенок строит одинаковую фигуру. Значительно усложняется задание по счету : в этом возрасте исследуются возможности ребенка к проведению счетных операций. Более подробно обследуется память и внимание.
Ориентировка по форме и цвету.
1) Предлагаются плоскостные геометрические фигуры красного, зеленого, синего цвета. Просят ребенка зарисовать их /круг, треугольник, квадрат/.
2) Предлагаются объемные геометрические фигуры /шар, кубик, конус/. 2-3 цветов. Просят зарисовсть их.
3) Даются два комплекта карточек от светлого до темного 5-ти оттенков: светло-голубой-синий. Разложить по образцу.
4) Соотнести цвет и форму по таблице №1 и №2.
Таблица №1.
Таблица №2.
Восприятие величины предметов.
1) Соотнести предметы по величине: большой - меньше и маленький /предметы с картинок/.
2) Составить ряд из 6-7 предметов в порядке возрастания их величины /карточки, кубики, вкладыши/.
3) Исключение из ряда и включение предметов в ряд.
Ориентировка в пространстве и времени.
1) Сложить разрезную картинку из 4-5 частей.
2) Воспроизвести фигуру из 5-6 частей по образцу и по памяти /объемный и плоскостной геометрический материал/.
3) Построить заборчик из палочек 3-х цветов в разных сочетаниях по образцу.
4) Доска «Сегена», «почтовый ящик».
5) Подобрать нужный предмет /картинку/ к сюжетной картине / по профессиям: игра «кому нужно».
6) Невербальная классификация /простейший вариант/.
7) Узнавание предметов путем ощупывания /перед ребенком стоят парные предметы/.
8) Узнавание предметов по назначению: соотнести один с другим знакомым предметом /ткань - ножницы, замок - ключ, ручка – тетрадь, ручка двери, водопроводный кран, электрический штепсель, ключ, электрическая лампа, ручка водопроводного крана/.
Счет.
1) Соотнести количество реальных предметов с количеством предметов на рисунке /можно путем наложения/.
2) Узнавание предметов по количеству на ощупь /пуговицы/. До 3-х предметов.
3) Отстучать ногой, рукой, палочкой 3-4 раза по образцу.
4) Нахождение количеств по памяти /4-5 таблиц с точками/.
5) Счетные операции в пределах 3-4.
Внимание и память.
1) В коробки спрятать 2 предмета, поменять коробки местами. Найти через 10 сек., через 5 мин.
2) Воспроизвести ряд из 3-4-5 предметов или картинок через 10 сек., 5 мин., 10 мин.
3) Назвать 3-4 картинки сразу же после предъявления, через 10 сек., 5 мин. /после того, как их повернуть обратной стороной/.
4) Найти показанные ранее картинки /2/ среди 10-ти новых картинок через 10 сек., 5 мин., 30 мин.
5) Воспроизвести хлопки со слогами /до 3-х и со словами до 3/.
Задания для детей 6-7 лет.
В этом возрасте обращается внимание способность ребенка и более сложным обобщениям и на способность его к простейшим логическим выводам. Предлагаемые задания построены в плане сравнения предметов разных по форме, цвету и величине.
Задания по выявлению умения ориентироваться в окружающем /в пространстве и времени/ увеличиваются по количеству и становятся значительно сложнее.
При обследовании внимания и памяти более широко используется речевой материал /слоги, слова, простейшие фразы/.
Восприятие формы и цвета предметов.
1) Задания 1, 2, 3, 4 для детей 5-6 лет повторяются с детьми 6-7 лет.
2) Даются цветные геометрические фигуры /круг, квадрат, прямоугольник, треугольник/. Соотнести их по контурам.
3) Найти предмет по названию цвета и формы из 5-6 предметов разной формы и цвета.
Величина предметов /различение по величине/.
1) Наложить геометрические фигуры разного цвета и величины на контурные рисунки, разбросанные по таблице в беспорядке.
2) Задания 2,3 для детей 5-6 лет предложить детям 6-7 лет.
3) Сравнение предметов по величине /высокий-низкий/, для сравнения используются реальные предметы: собака, корова, слог, кот.
Ориентировка в пространстве и времени.
1) Конструирование по образцу /заборчики, лесенки из палочек, мозаика. Плоскостной геометрический материал: фигуры из 5-6 частей/.
2) Невербальная классификация /усложненный вариант с объяснением/.
3) Узнавание предметов путем ощупывания /без контрольного образца/.
4) Разрезанная картинка из 5-6 частей.
5) Составление ряда из предметов разной величины /до 6-ти/. Исключение и включение в ряд.
6) Доска. Сегена.
7) Ориентировка в правом и левом /показ по образцу/. Показ по названию для говорящих детей.
8) Группировка предметов по назначению /еда, предметы труда, учебные предметы/.
Счет.
1) Порядковый и обратный счет до 10-ти /до 5-6/.
2) Представление о количестве до 5-ти.
3) Узнавание предметов на ощупь по количеству до 5-ти.
4) Отстукивать до 5-ти по образцу.
5) Нахождение количеств по памяти /6-7 таблиц с точками/.
6) Счетные операции в пределах 5-ти. Решение простейших арифметических задач /по рисунку и на наглядном материале/.
7) Понятия «больше-меньше» /для говорящих детей/. Группировка предметов по словесному заданию. Вопросы? У кого больше? У кого меньше? Инструкция: положи больше, возьми меньше.
Память и внимание.
1) Предлагается ряд из 6-8 предметов или картинок. Одна-две картинки убираются. Найти их место в ряду и назвать убранные предметы.
2) Воспроизвести ряд из 5-6 предмета через 10 сек., 3 мин., 10 мин.
3) Назвать или разложить предъявленные ранее 5 картинок в том порядке, в котором они предъявлены были раннее через 10 сек., 3 мин.
4) Найти показанные ранее 5 картинок среди 15 картинок через 10 сек., 5 мин., 30 мин.
5) Хлопнуть и произнести 4 слова: папа, вода, жук, дом.
6) Показывается контурная фигура, убирается. На стенде находится одинаковая с показанной. Нужно ее найти.
7) Сложить ряд из слов /в таблицах/ и цифр: дом, тот, ток, 4,2 и дом, 2, ток, кот, тот, 4.
Сравнение /способность к простейшему анализу/.
1) Сравнение 2-х сюжетных картинок, на которых изображены одинаковые сюжеты. Отличаются картинки небольшими деталями. Детям предлагается найти эти детали. Вопрос: что изменилось?
2) Предлагается для сравнения летний и зимний пейзажи. Найти сходство и различие /для говорящих/. Рисунки должны быть сходны по месту /зимний и летний пейзажи леса и т. д. /.
3) Предлагается сюжетная картинка, на которой изображены необычные действия с необычными предметами. Найти эти неправильные изображения. Используется речь. Вопрос: что здесь неправильно? Жесты указательные, описательные.
4) Даются две картинки, на которых изображены хороший и плохой поступки. Надо оценить поступки любыми средствами /речевыми, эмоциональными/.
5) Сравнение реальных предметов / сходство и различие их: вопросы: чем похожи? Зачем нужны? Что едят? С чем играют? Даются реальные предметы или изображения (яблоко, мяч, арбуз, самолет, птица, собака, волк и т. д.).