Юлия Савенкова
Игры и творческие задания для развития речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Об умственном развитии ребенка судят по объему, характеру и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание, по способности к самостоятельному творческому познанию. Основная особенность умственного развития ребенка дошкольного возраста – преобладание образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения.
Публикация «Игры и творческие задания для развития речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем.
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
Недостаточный словарный запас.
Употребление нелитературных слов и выражений.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Плохая дикция.
Игры и творческие задания направленные на развитие умственных способностей детей, развивающие речь.
1. Подобрать к каждой картинке из первого ряда соответствующую картинку из второго ряда. По каждой получившейся паре составить предложение.
В первом и втором ряду по 5 картинок:
удочка цветок ключ топор отвертка
ваза дрова замок рыба
2. К указанному предмету подобрать слово, которое логически будет с ним связано (как в предыдущей паре, и подробно объяснить свой выбор.
Пример: стрелка – часы; колесо - ?
Стрелка – это часть часов, значит к слову “колесо” можно подобрать слово “машина”, потому что колесо – часть машины.
колесо – круг, ковер - ?
белка – дупло, медведь - ?
магазин – продавец, больница - ?
день – обед, вечер - ?
охотник – ружье, рыбак - ?
слово – буква, дом - ?
лес – деревья, поле - ?
палец – кольцо, ухо - ?
море – капля, толпа - ?
цветок – бутон, листок - ?
3. Проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений.
ночник, торшер, свеча;
слива, яблоко, персик;
брюки, шорты, юбка;
корова, лошадь. Лев;
елка, береза, сосна;
картофель, морковь, огурец;
петух, гусь, воробей;
коза, свинья, корова.
4. К каждому сочетанию слов подобрать двойной антоним. С каждой парой слов составить предложение.
Пример: умный друг – глупый враг.
тихий плач –
радостная встреча –
вспомнить радость –
светлый верх –
темное прошлое –
слабый мороз -
5.“Отвечай быстро”.
Цель -упражнять в классификации, сравнении, обобщении; упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными.
Таблица, разделенная на 9 клеток.
В каждой клетке изображены птицы или животные:
в первом ряду – воробей, голубь, дятел;
во втором – оса, лиса, стрекоза;
в третьем – волк, бабочка, снегирь.
Вопросы по таблице:
Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду? Сколько всего птиц в таблице? Назови их. Кого больше зверей или насекомых? На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован в таблице? Посмотрите на рисунки в третьем столбике. Что общего у всех, кто там нарисован? Сравните животных первого и второго столбика. Что вы заметили общего?
6. Игра «Зайка»
Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным
словам.
-Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц.) Как назвать его ласково?
(Зайчонок, зайчик, заинька.)
Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему?
(Потерялся, заблудился, лапку уколол.)
Скажите, какой сейчас зайчик?
(Грустный, печальный, огорченный.)
Закончите предложения. Если зайчик потерялся.
(мы поможем ему найти свой дом).
Если зайчик уколол лапку, мы.
(перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим).
7. Игра «Слова с начинкой» На столе раскладываются картинки: роза, рак, рот, ручка, рожки, сыр, трон, тройка, кран, град, пар, вор.
Воспитатель называет длинные слова, внутри которых «спрятаны» короткие слова, проиллюстрированные картинки. Самый сообразительный ребенок получает призовую фишку. Побеждает обладатель наибольшего количества призовых фишек. Воспитатель может предложить детям следующие слова:
эКРАН, паТРОН, дРАКа, кРОТ, белоРУЧКА, дВОРник, ШАРфик, РАКовина, доРОЖКИ, СЫРой и т. д.
8. Игра «Скажи точнее» Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.
- Послушай, что я расскажу. Там, где я буду останавливаться, ты будешь мне помогать: подбирать слова и составлять предложения.
Жили-были три брата: ветер, ветерок и ветрище.
Ветер говорит: «Я самый главный!» Какой может быть ветер? (Сильный, резкий, порывистый, холодный.)
Ветрище не согласился с братом: «Нет, это я самый главный, меня и зовут ветрище!» Какой ветрище? (Могучий, злой, суровый, ледяной.)
Ветерочек слушал их и думал: «А какой же я?» (Легкий, нежный, приятный, ласковый.) Долго спорили братья, но так ничего и не выяснили. Решили они силой помериться. Подул ветер. Что произошло? (Деревья закачались, травка пригнулась к земле.) Что делал ветер? (Дул, мчался, гудел, ворчал.)
Подул ветер-ветрище. Что он делал? (Сильно дул, выл, завывал, стремительно несся.) Что после этого случилось? (Ветки у деревьев сломались, трава полегла, тучи набежали, птицы и звери спрятались.)
И вот подул ветерок. Что он делал (дул ласково и нежно, шелестел листвой, озорничал, раскачивал веточки). Что произошло в природе? (Листочки зашелестели, птички запели, стало прохладно и приятно.)
9. Составление рассказа по картинкам. Перед ребенком в беспорядке кладут 4 картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ребенку последовательность событий. Взрослый просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он расположил их именно так. Затем предлагается составить рассказ по картинкам.
10. «Заколдованные животные» В этом задании ребенку нужно изменив одну букву, превратив слово в название животного. Картинки вокруг являются подсказками. «злой волшебник заколдовал названия животных, превратив их в обычные слова. Постарайтесь их расколдовать. Для этого вам нужно изменить только одну букву в каждом слове.
Игры и игровые упражнения дают педагогу возможность проводить занятия с детьми более живо и интересно. Почти все игры, направлены на решение многих задач. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный.